19.03.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Скандинавские мифы и "Властелин Колец" Дж. Р. Р. Толкиена комментарии дать свой комментарий вид для печати
26.01.2008
  рубрика Былое и думы У профессорского камина
автор Кошка Исландская (Евгения Бартенева) (Алмата)   
Рекомендации: +:0     :0

Откуда взялись гномы Толкиена

Как при попытке разобраться с происхождением имен, обратимся к "Эддам", мифологическому словарю и некоторым исследователям. Так как имена гномов Толкиена пересекаются с именами альвов, то посмотрим, как альвы описаны в "Эддах".

Альвы "Эдды" бывают светлые и темные.  Вот что говорит об этом Высокий, один из трех асов, верховных богов: "Немало там (на небе) великолепных обиталищ. Есть среди них одно - Альвхейм [этимология прозрачна: "альв", alv, - это альв, "хейм", "heim" - норв. город, местность. Это слово встречается в составе норвежских географических названий, например, город Trondheim]. Там обитают существа, называемые светлыми альвами. А темные альвы живут в земле, у них иной облик и совсем иная природа. Светлые альвы обликом своим прекраснее солнца, а темные - чернее смолы...".

Если обратиться к мифологическому словарю, то вот что еще можно узнать об альвах:

"Альвы, в скандинавской мифологии низшие природные духи (первоначально, возможно, и души мертвых) имевшие отношение к плодородию. ...Альвы иногда смешиваются с цвергами..." (Автор статьи - Е. М. Мелетинский)

М. И. Стеблин-Каменский в послесловии к "Старшей Эдде" говорит: "Мифологические имена и названия вообще нередко встречаются в "Старшей Эдде" в ... стершихся значениях. Так, альвы (этимологически - то же, что эльфы) - это реальный мир, мир человеческой практики, мир, в котором нет, в сущности, ничего потустороннего"

Слова "альв" и "эльф" действительно однокоренные. Но одинаковое значение они приобрели значительно позже того времени, когда альвами называли тех самых "низших природных духов". Эльфы же начали свое "активное существование" только с появлением сказки, то есть тогда, когда понятие "альв" утратило свою сакральность.

Боюсь загрузить, но все же прибегну к цитированию. Постарайтесь въехать, фраза сложнозапутанная, но в ней всё очень справедливо. Хотя, если это не особо важно, можете пропустить. Итак, господин Е. М. Мелетинский ("Поэтика мифа") говорит: "Основные ступени процесса трансформации мифа в сказку - деритуализация и десакрализация, ослабление строгой веры в истинность мифических событий, развитие сознательной выдумки, потеря этнографической конкретности, замена мифических героев обыкновенными людьми, мифического времени - сказочно-неопределенным, ... перенесение внимания с коллективных судеб на индивидуальные, ... с чем связано появление ряда новых сюжетов и некоторых структурных ограничений". В той же работе Мелетинский еще раз подчеркивает, что "...десакрализация - важнейший стимул для превращения мифа в сказку".

Работу Толкиена над своим миром можно в таком случае рассматривать как попытку создать свой миф. У него присутствует и этнографическая конкретность - ведь создан мир со своими народами, и у каждого народа - своя история, свои предания, свои герои из своей "древности". Каждый народ разговаривает на своем языке. Что касается времени и временного пространства Среднеземья, то оно вовсе не заменяется на неопределенно-сказочное. Это "Хоббит" начинается фразой "Жил-был хоббит". В мире "Властелина Колец" - совершенно свое времяисчисление, свой собственный календарь и даже свое название эпох. Не наших, а эпох Среднеземья. И то, что говорит Мелетинский о судьбах, у Толкиена совсем не так: у него судьба всех существ, населяющих Среднеземье, зависит от судьбы одного-единственного, маленького хоббита. Конечно, Толкиен отдавал себе отчет в том, что невозможно создать настоящий миф искусственно и одному человеку.

В современном норвежском языке существует слово alv, и оно вряд ли употребляется в своем первозданном значении. Сейчас оно обозначает только современных сказочных эльфов. (см. далее).

 

Мифологические цверги и гномы Профессора

По мифологическому словарю, вот кто такие цверги:

Цверги, в германо-скандинавской мифологии карлики.  ...Живя в земле и камнях, подобно червям, цверги боятся света, он для них губителен (при лучах солнца они превращаются в камень) [у Толкиена боится света Горлум, один из тех, кого погубило Кольцо Всевластья. А в камни у него превращаются тролли в сказке "Хоббит, или туда и обратно"] ...Цверги - прекрасные кузнецы. Они изготовили сокровища богов-асов: Брисинги - ожерелье для богини Фрейи; по просьбе Локи -  золотые волосы для Сив, а также волшебный корабль Скидбладнир для Фрейра и копье для Одина Гунгнир, золотое кольцо Драупнир для Одина и молот Мьелльнир для Тора.

У Толкиена гномы тоже куют всяческие предметы: оружие, кольчуги, кольца, ожерелья, тоже предназначают их либо своим королям, или, может быть, эльфийской деве, или боевое снаряжение для какого-нибудь воина или путника, отправляющегося в дальнюю опасную дорогу. Кроме того, (и это, наверное, главное сходство гномов Толкиена с альвами) альвы - существа мифические, а значит - реальные. Существа, которые когда-то действительно жили в скандинавских землях, а потом рассказы о них с течением времени превратились в сказку. Вот что говорит об этом все тот же Е. М. Мелетинский: "...О трудностях различения мифа и сказки в фольклоре: ...один и тот же текст может трактоваться одним племенем как миф, а другим - как сказка, включаться в какую-то сакрально-ритуальную систему или выключаться из нее".

Теперь обратимся к словарной статье "Гномы":

Гномы, в низшей мифологии народов Европы маленькие антропоморфные существа, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они с ребенка [ что, в принципе, похоже на рост толкиеновских гномов] или с палец [это - фольклорное, и даже детское представление об этих существах; вспомним те же  "обряды" вызывания гномиков, где гномик (светлый - добрый, черный - злой) должен был пройтись по ниточке], но наделены сверхъестественной силой; носят длинные бороды, иногда наделяются козлиными ногами или гусиными лапами. Живут гораздо дольше, чем люди. В недрах земли гномы хранят сокровища - драгоценные камни и металлы; они - искусные ремесленники, могут выковать волшебные кольца, мечи и т. д., выступают как благодетельные советники людей, иногда враждебны им (особенно черные гномы), похищают красивых девушек [этот момент у Толкиена тоже есть, но несколько видоизменен: Гимли - Галадриэль]. ...Гномы не любят полевых работ, которые вредят их подземному хозяйству. (автор статьи о гномах - В. Я. Петрухин)

Вообще гномы Толкиена - это синтез мифологических и сказочных прототипов. Трудно определить, чего в них больше: реальности, присущей существам из мифа, или сказочного, волшебного, а потому - неправдоподобного, вымышленного. С одной стороны,  словом "гном" обозначаются герои детских сказок. Согласно мифологическому словарю, это - низшие антропоморфные существа, в отличие от альвов - "низших природных духов" и цвергов - карликов, живущих в скалах. Но, однако же, Толкиен наделяет их обычной внешностью (ни о каких гусиных лапках у него речь не ведется), обычным образом жизни - практически без колдовства и чудес.

Что касается мест обитания карликов, то у Толкиена тоже есть деления на гномов, живущих в лесу, под горой, на равнине.

 

Эльфы.

Выглядят они так же, как эльф из сказочного мультфильма "Дюймовочка": ростом в два-три дюйма, на голове - цветочная шляпа, живут в цветах. Их часто можно услышать в лесу: эльфы звонко смеются и любят распевать песни, хороводясь вокруг цветов и кустов.

Против такого представления об эльфах был Толкиен. В своей статье "О волшебных сказках" он говорит: " Что касается маленького роста: не стану отрицать, что такое представление об эльфах сейчас самое распространенное. Я часто думал, что было бы интересно выяснить, откуда это мнение взялось. ...Мне кажется, что применительно к Англии волшебные существа маленького роста (эльфы или феи) в значительной мере - плод литературного вымысла.  Я говорю о развитии, которое  эти понятия претерпели до широкого распространения интереса к фольклору других стран. Такое английское слово, как elf, с давних пор испытывало влияние французского (из которого заимствованы слова fay и faerie, fairy), но позднее, когда слова fairy и elf стали употребляться в переводах, на их значения повлияла атмосфера немецких, скандинавских и кельтских сказок".

Нечто похожее мы можем встретить в скандинавских балладах. В них эльфы внешним обликом практически ничем не отличаются от людей: такие же высокие, у них обычные руки, ноги, лицо, обычный голос. Они так же, как и "цветочные" эльфы, любят танцевать и петь:

По склону едет он вперед

И видит эльфов хоровод.

Эльфы лесные танцуют в ряд,

Волосы падают до пят

Эльфийки иногда кое-чем напоминают ундин, или русалок. Они заманивают мужчин к себе в жилище красивым пением. В балладах больше представлены эльфийки, чем эльфы. Встречается целый ряд народных поверий и примет, связанных с ними. Например, баллада "У эльфов", шведского происхождения, гласит:

Я встретил двух молодых девиц,

На вид проворных и смелых,

И каждая чашу из серебра

В руках держала белых.

(Это были две девушки-эльфы, но, как мы видим, герой баллады по их внешности не понял, что перед ним не люди, а эльфы)

Они с почетом ввели меня в дом,

Какой - не помню толком...

...Когда же был окончен пир,

Меня подвели к постели.

В тяжелых муках родовых

Там эльфиха извивалась.

Но в этот миг пропел петух,

И сердце ее разорвалось.

А если бы петух не пропел,

Я с горькой бы долей спознался,

Не вышел бы я из черной горы,

У эльфов бы я остался.

Эта баллада основана на поверье, что эльфиха не может разродиться, если к ней не прикоснется человек.

В балладах эльфы представлены иногда не очень добрыми. Баллада "Улов и эльфы" основана на поверье, что внезапная болезнь, влекущая за собой смерть, бывает причинена невидимой стрелой, пущенной в человека эльфом. Баллады на этот сюжет есть во всех скандинавских и во многих других европейских странах. В бретонской и западноскандинавских балладах на этот сюжет убийство героя мотивируется тем, что он был раньше в любовной связи с девушкой-эльфом, но бросил ее.

Толкиен называет своих эльфов "прекрасный народ". И они во "Властелине Колец" действительно прекрасны: высокие, светлолицые, длинноволосые, им принадлежит магия. Эти существа - Перворожденные, то есть существующие с начала сотворения мира, и вечноживущие, и потому печальные. Никто никогда не видел стареющего эльфа, они вечно молоды, и если и погибают, то после возрождаются. Поэтому их возраст исчисляется тысячелетиями. По этой же причине в Среднеземье их называют Мудрым народом.

Певучесть мифических эльфов тоже находит свое отражение у Толкиена. Когда четверо хоббитов впервые встречают в лесу эльфа, они поражаются необычной мелодичности, музыкальности его голоса. Кроме того, эльфы Среднеземья сложили множество песенных баллад о своей истории и ее героях (вы, конечно, помните эти бесконечные красивые телеги).

Хоббит из "ВК" и Ниссе из Норвегии.

Вернемся к моим любимым мохнолапам.

Не буду напоминать, как их описывает Профессор - все и так помнят. Скажу вот что: во внешности и некоторых повадках хоббитов есть нечто, похожее на норвежского Ниссе, или Ниссена, или Юлениссена (Nyssen - норв., Jul - Рождество). Ниссе в Норвегии, по поверьям, - человечек невысокого роста, вдвое ниже взрослого; он  весь год живет в хлеву, а появляется на виду только под Рождество. Накануне, 23 декабря, в так называемый Julaften, то есть Сочельник, для Ниссе нужно сварить пшеничную кашу и поставить с молоком в хлев. Ниссе попробует, и если еда ему понравится, то он принесет подарки детям, а если каша будет невкусной, то он разозлится и дарить ничего не станет. Одевается Ниссе в яркие одежды: колпак у него может быть красный, жилет - синий, кафтан - желтый, штаны длиной доходят до колен и обычно зеленые, чулки - в полоску, а обувь у него - деревянные башмаки (как мы помним, хоббиты тоже любили яркую одежду).

У Толкиена мы явно видим не фольклорный образ, а плод художественного вымысла, или точнее, фольклорный образ, дополненный и подробно обработанный художественным автором. К тому же уж слишком ярко угадывается в этом народце простой рядовой обыватель - в домашних тапочках, любующийся закатом, раскуривающий трубку сидя у себя на крыльце в кресле-качалке. Все народы у него - это будто определенный тип нас, людей. Хоббиты - это добродушные домоседы, эльфы - творческие натуры, богема, интеллигенция, гномы - ремесленники, искусные народные умельцы, трудолюбивый народ. Есть у Толкиена и люди, - люди как народ Среднеземья, и они, наверное, такие, какими хотел бы видеть нас сам автор.

 

Кошка Исландская (Евгенияня Бартенева)

Г. Алмата

 

 

Материал взят из алматинской ролевой газеты "Маршрут 29"

 

Напечатано в N 23 журнала по ролевым играм «Мое королевство»


предыдущий текст оглавление следующий текст

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (2)

  дать свой комментарий
порядок:

Последние темы: Скандинавские мифы и "Властелин Колец" Дж. Р. Р. Толкиена | Все темы

комментарий   Скандинавские мифы и "Властелин Колец" Дж. Р. Р. Толкиена дать свой комментарий
  аноним, 27.04.08 08:41, в ответ на: текст Скандинавские мифы и "Властелин Колец" Дж. Р. Р. Толкиена
  Ребята, а как бы мне в этой статье опечатки поправить?:)
Напишите мне. smire@mail.ru
С уважением, Евгения Бартенева.

комментарий   Скандинавские мифы и "Властелин Колец" Дж. Р. Р. Толкиена дать свой комментарий
  аноним, 28.08.08 12:40, в ответ на: текст Скандинавские мифы и "Властелин Колец" Дж. Р. Р. Толкиена
  если вы прочтете Эдду, то у вас не будет вопроса - что и откуда взялось у Толкиена

Наши подписчики

Таурель
(Южно-Сахалинск)

МоЕк для меня - это связующее звено между ролевыми играми на материке и на острове, целая книжка мудрых советов, статей и игровых баек

Наши друзья
Новости RPG
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

29.12.20 15:44
Путеводитель по работе с сообществами

Новости alexander6
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

11.05.21 03:29
ВСЕ ГУДКИ В ОДНОЙ ПАПКЕ НА ГУГЛ-ДИСКЕ

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх