27.04.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Танцевать? Это не страшно! комментарии дать свой комментарий вид для печати
13.01.2008
  рубрика Плезир
автор Виона (Екатерина Смольнякова) (Санкт-Петербург)   
Рекомендации: +:0     :0

(материалы Ассоциации Исторического Танца)

 

Я преподаю этот странный предмет вот уже четвертый год. Как только его ни называют – и историческим танцем, и историко-бытовым танцем, и старинными танцами, и социальными танцами, - выбирайте на свой вкус, кому какое название больше нравится. Я предпочитаю термин «Исторический танец» - и солидно, и на правду похоже.

 

В Школе Старинного Танца «Виланелла» (СПб), в которой я, собственно, и преподаю, я веду группы первого-второго годов обучения, и часто провожу выездные или местные мастер-классы для самого широкого круга желающих – как правило, новичков. Работа с ними – это то, что я люблю, а психология людей, которые «все равно не будут, потому что не смогут» или «давно хотят, но у них никогда не получится» - это то, о чем я могу многое порассказать.

 

Мне часто приходится слышать: "Как это все здорово! Жаль, что я никогда не научусь..." или: "Все это очень привлекательно, но мне не дано". На эти и многие  им подобные реплики я бы и хотела сейчас ответить.

Располагайтесь поудобнее.

 

Сразу оговорюсь – все нижеследующее имеет смысл читать только в том случае, если вы действительно хотели бы танцевать. Хотя бы теоретически. Забудьте обо всех стандартных своих отговорках – и не дано вам это, и медведь на ухо наступил, и двигаетесь, как чебуратор... Забудьте. Вы хотите танцевать? Двигаться. Общаться. Узнавать новое. Выражать в движении свой характер. Ощутить своим телом, своими ногами, своей спиной атмосферу средневекового карнавала, готическую сдержанность, радость движения эпохи Ренессанса, игривость барокко, захватывающий полет вальса. Хотите? Значит, вы можете.

 

Начнем издалека. Итак, исторический танец. Что это такое? Почему столько людей им занимается, бесконечно тратя на это свое время, деньги, нервы и творческий потенциал? Что может дать человеку этот странный способ времяпрепровождения?

 

Сам по себе исторический танец интересен с нескольких точек зрения. Самое главное – это то, что он предоставляет возможность пластического, культурного самосовершенствования человеку с любым – в том числе нулевым – уровнем танцевальной подготовки и любого возраста. За все время преподавания я работала буквально с одним-двумя ребятами, которые действительно никак и ни при каких условиях не могли двигаться в заданном ритме и в музыку. Нет-нет, это не ваш случай, уверяю. На занятия всегда, постоянно приходят новые ученики, танцподготовка которых закончилась в детском саду танцем маленьких утят на утреннике. Это нормально, с этого начинают все.

В современном обществе понятие «социальный бытовой танец» отсутствует. Люди XXI века не встречаются для того, чтобы потанцевать вместе, культура этого явления практически пропала. Между тем, с раннего средневековья и до середины XX века бытовой танец был естественным, обязательным, само собой разумеющимся элементом общественной жизни. Танец не был уделом избранных, профессионалов или узкого круга любителей – он был обыденной частью жизни каждого человека. Для исполнения танца никогда и никому (ладно, оговорюсь – почти никогда и почти никому, и то только в более позднее время) не требовалось проводить дни у хореографического станка, всегда было достаточно базового набора из двух ног, двух рук, головы и тела с базовым же набором функций. Схемы, сложность движений, запутанность музыкального сопровождения большинства танцев рассчитана на самого обычного человека.

Но. Каким бы он ни был простым, танец воспитывает. Исподволь, постепенно, по чуть-чуть... Разумеется, если вы ответственно будете относится к своим занятиям. Преподаватель не будет (скорее всего) бить вас линейкой по спине за неправильную осанку – но со временем ваша спина выпрямится. Неважно, как – путем постоянных напоминаний на занятиях, благодаря белой зависти к таким прямым и изящным исполнителям «старшего поколения», или из-за упорного желания стать лучше всех – но танец непременно улучшит вашу осанку. Сложно описать, как меняет внешность человека всего лишь прямая спина...

Танец научит вас общаться. Сначала словами – базовый уровень – потом жестами, взглядами, легкими движениями рук. Это постоянный психологический тренинг, который сначала предложит вам общение в широком кругу едва знакомых людей, потом мягко научит обращать внимание на каждого отдельно, обращаться безо всякой неловкости или психологического дискомфорта к незнакомым людям, и, наконец, получать удовольствие от общения с любым человеком. Кстати, вам, скорее всего, начнут улыбаться незнакомые люди.

Танец, скорее всего, заинтересует вас историей культуры, историей костюма, ну или добровольно-принудительно, так сказать, «через ноги» расскажет вам много интересного – почему в такое-то время двигались так, а не иначе, почему одевались так, а не эдак, и каким образом связаны материал, из которого шились корсеты и типичная пластика движений конкретного времени.

Да, пластика движений. Та самая пластика, без которой никакие теоретические знания, никакой, даже самый точный, самый грамотно реконструированный костюм, не сделают из вас человека другого времени, другой эпохи, других чувств, других мыслей. Танец даст вам почувствовать все это – за счет специфических движений той или иной эпохи, через рисунок танца, через философию танца, через этикет движений и общения. Все это с трудом воспринимается с первого раза, но за счет постоянных занятий, регулярного погружения в атмосферу других веков  – как-то подспудно входит в кровь.

 

Все это были аргументы, которые редко становятся основной причиной, по которой люди занимаются танцами – они скорее приходят в голову задним числом, когда надо ответить на чьи-то дотошные вопросы вроде: «Зачем тебе все это?» и «Не пора ли заняться чем-нибудь толковым?».

 

Все дело в том, что танцевать  – огромное удовольствие. Удовольствие от музыки, удовольствие от общения с людьми, как правило, расположенными к тебе и радующимися тебе, удовольствие от совместного – усилиями всех участвующих в танце – творчества. То самое удовольствие, благодаря которому социальный бытовой танец и просуществовал столько веков, бесконечно изменяясь и всегда оставаясь актуальным.

 

Но вернемся к "веским" причинам, которые раз за разом возникают у желающих-нежелающих учиться танцевать.

 

На самом деле аргумент, закрывающий вам дорогу к танцам, есть ровно один – "Я не хочу этим заниматься, потому что я не хочу этим заниматься вообще". Опровергнуть его невозможно. С остальными же вполне можно работать.

 

1."У меня нет опыта, я никогда не умел(а), не умею сейчас и никогда не буду уметь танцевать. На дискотеках меня никогда не приглашали, и даже хоровод вокруг елочки я водил(а) хуже всех".

Да, это действительно веская причина. Не-заниматься на старости лет балетом, не-заниматься акробатическим рок-н-роллом и не-заниматься профессиональными спортивными бальными танцами. И эта причина не имеет никакого отношения к историческому танцу.

Все известные мне школы и клубы исторического танца работают с расчетом на человека-с-улицы, человека без какой-либо подготовки. В программе обучения, как правило, достаточно много простых и задорных танцев, которые дадутся вам безо всякого труда даже на первом занятии, подарив уверенность в собственных силах,  ощущение танца и желание продолжать. Разумеется, в каждой школе есть люди, уровень исполнения которых новичку кажется заоблачными вершинами мастерства – но они и занимаются, как правило, достаточно давно. И, как правило, начинали они тоже с самых простых шагов и самых простых танцев, точно так же когда-то придя "с улицы".

Если вы готовы работать над собой и тратить хотя бы час-полтора в неделю, вы просто НЕ МОЖЕТЕ не научиться танцевать. Темные, вечно голодные и усталые, уж точно лишенные всякого танцевального образования французские крестьяне могли – а вы не сможете? Закованные в свои одежды как в латы, стянутые до предела физических возможностей, ограниченные во всяком вздохе и во всяком взгляде, дамы прошлых веков могли – а вы не сможете? Наконец, столько людей, с полного нуля, в отсутствие какой-либо базы, с теми же самыми "профессиональными" патологиями, хондрозами, искривлениями и плоскостопиями смогли – а вы-то почему не сможете?

 

2."В детстве по мне прошелся батальон медведей, я был(а) вечной головной болью учителей музыки, и все, что я могу делать под музыку – это подпрыгивать не в такт".

 

Этот повод, возможно, осложнит вам дорогу к намеченной цели, но он совершенно точно не делает ее недосягаемой. Не буду лукавить – некоторые музыкальные композиции требуют определенного навыка исполнения. Но, как правило, они используются как сопровождение для довольно сложных танцев из программ, с которыми начинающие почти не работают. Что же касается музыки для простых народных и придворных танцев, которые, как правило, являются предметом изучения в группах новичков, то обычно для того, чтобы сориентироваться в ней, достаточно умения отличать звук от тишины и слабой доли от сильной.  Оно либо обнаруживается на первом же занятии, либо, в тяжелых случаях, вырабатывается в течение одного-двух месяцев, но наверняка. Вероятно, если вы действительно категорически не слышите музыку, удовольствия исполнения сложных композиций вы будете лишены, и то вряд ли – кроме слуха, тут могут помочь ориентация на партнеров или банальное запоминание связок «звук-движение». В любом случае, в этой ситуации есть с чем работать и совершенно нечего бояться.

 

3."Танец – удел баб и бабников. Мне это не нужно, я занимаюсь настоящим мужским делом, не то что ваши (вставить слово) в колготках".

 

Сразу оговорюсь, что опровергать этот аргумент имеет смысл только в том случае, если он не является перефразированным аргументом N1 («Я не хочу этим заниматься, потому что я не хочу этим заниматься вообще»).

Мнение, что танец – это не-мужественно, что танец – занятие для слабаков, которым все остальное не под силу имеет своим источником... я даже не знаю, что. Надо полагать, нежелание опростоволосится в случае, если не все получится в первого раза. Достаточно едва-едва заглянуть за угол истории – ну, в век 19й хотя бы, чтобы сразу же и со всей очевидностью понять, что умение танцевать так же приличествует молодому человеку, как умение держаться в седле, вести беседу о политике и употреблять алкогольные напитки в значительных количествах на спор. Танец – необходимый элемент искусства подать себя, представить себя в наилучшем виде. Это комплексное умение включало в себя, конечно, и такие необходимые навыки, как владение оружием, умение держаться в седле, образование в области военной истории, но ведь не _только_  их.

О том же, как повышает авторитет бравого юноши в глазах прекрасных дам умение закружить избранницу в вальсе (и ни во что при этом не воткнуть) можете осведомится у них самих. Тех, кто не счел умение танцевать уроном своей мужественности и тех, кто на каждом балу, на каждом вечере пожинает плоды своих трудов в предостаточном количестве.

 

4."Все это привлекательно, но зачем мне это? Ну, выучу я десять танцев, ну, выпрямится у меня спина... И куда я с этими десятью танцами пойду? На дискотеку?"

 

Ответ на этот вопрос напрямую зависит от того, где вы живете. Впрочем, если вы имеете возможность учиться танцевать, значит, как минимум школа или клуб танцев рядом с вами существуют. Как правило, такие организации несколько раз в год проводят балы или танцевальные вечера, на которых все могут проявить себя с лучшей стороны. Если школа или клуб еще «маленькие», балы собирают мало народу и выглядят не очень привлекательно – не расстраивайтесь. Во-первых, все когда-то с этого начинали, если есть этот этап  - значит, будут и следующие, подразумевающие улучшение. Во-вторых – все в ваших руках. Чем больше энтузиазма в вашем отношении к танцу, чем большее количество знакомых вам удалось заинтересовать – тем ближе тот день, когда вы вернетесь домой после бала в своей школе танца и сами себе скажете: «Это было прекрасно».

Кроме «местных» балов, чаще всего есть возможность посетить балы в близлежащих городах – на региональных конвентах, на каких-то открытых танцевальных мероприятиях.

 

И, наконец, умея танцевать, вы ограничиваете возможности применения этого навыка только возможностями вашего воображения! Танцы давно и прочно утвердились как один из антуражных элементов РИ, часто являются стержневым элементом разработки ритуалов и церемоний на играх. Танцы – естественная и удобная  часть постановок театральных групп, работающих в стилистике площадного театра или ярмарочного балагана. Танец как готовая сюжетная композиция часто используется в качестве «исходника» для пластических этюдов, коротких постановок и небольших мизансцен.

Небольшие балы как отчасти постановочные, отчасти открытые мероприятия все чаще становятся центральными событиями таких вполне «цивильных» торжеств, как свадьбы, дни рождения, и т.п.

Наконец, собираясь небольшими дружескими компаниями, вы всегда можете потанцевать в полное свое удовольствие!

 

Смольнякова Екатерина (Виона), Школа Старинного Танца "Виланелла", СПб

  

Напечатано в N 26 журнала по ролевым играм «Мое королевство»


предыдущий текст оглавление следующий текст

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Ри
(Григорова Екатерина. Владивосток)

Большое спасибо за этот гиганткий труд, который вы вкладываете в этот журнал. Это большая радость - с предвкушением открывать новый номер МоеКа и читать, читать, читать не отрываясь, пока не прочтешь до самого конца. Каждый номер делается с душой, и наверно именнно поэтому так интересно и захватывающе чтение каждого номера.

Наши друзья
Новости RPG
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

Новости alexander6
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх