20.04.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Зиланткон-2006, Круглый стол «Ролевое движение: право на игру». Отчет разработчиков комментарии дать свой комментарий вид для печати
12.09.2007
  рубрика По следам
автор Забиров Дмитрий (Казань) Шилов Петр (Казань)   
Рекомендации: +:0     :0

ЗАТО У МОЕГО НАРОДА - КАКИЕ ГЛАЗА! ОНИ ПОСТОЯННО НАВЫКАТЕ, НО - НИКАКОГО НАПРЯЖЕНИЯ В НИХ. ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ВСЯКОГО СМЫСЛА - НО ЗАТО КАКАЯ МОЩЬ! (КАКАЯ ДУХОВНАЯ МОЩЬ!) ЭТИ ГЛАЗА НЕ ПРОДАДУТ. НИЧЕГО НЕ ПРОДАДУТ И НИЧЕГО НЕ КУПЯТ. ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ С МОЕЙ СТРАНОЙ, ВО ДНИ СОМНЕНИЙ, ВО ДНИ ТЯГОСТНЫХ РАЗДУМИЙ, В ГОДИНУ ЛЮБЫХ ИСПЫТАНИЙ И БЕДСТВИЙ - ЭТИ ГЛАЗА НЕ СМОРГНУТ. ИМ ВСЕ БОЖЬЯ РОСА...

В.В. ЕРОФЕЕВ "МОСКВА-ПЕТУШКИ"
 
Это будет очень злой отчет. Наверное, потому что нам хочется кого-нибудь обидеть. Или потому что положение дел достаточно обидное. А посему нервных и обидчивых мы просим не читать этот текст.
Сначала немного истории. "Мастер-Зилант" 2003 года и героическое сопротивление некоторых участников на тему защиты своего хобби "ролевые игры". И вот, четыре года спустя, эти некоторые, последовательно разрывая тельняшки, торжественно заявляют, что они уже пять лет говорят о необходимости менеджмента игры. Менеджмент чего, позвольте осведомиться? Менеджмент хобби? Или сам менеджмент выступает как хобби? Но это так, злобствования, накопилось, просто высказать хочется.
Теперь о круглом столе. На круглом столе, с точки зрения разработчиков и организаторов, было три интересных события. Наверное, даже четыре. Для нас ключевыми событиями были заключительные выступления экспертов. В каком-то смысле экспертами они не были- мы приглашали их, как экспертов, но они определились как проблематизаторы и проектировщики, которые увидели зону, свободную от социального маразма. Свободную, да не очень...
Мы не будем относиться к высказываниям отдельных участников по поводу оценки качества и содержания выступлений экспертов. Хотя очень хочется. Обидно до черной желчи. Когда люди, не решаясь высказать свое мнение публично, в кулуарах, на своей кухне, в своей рассылке, высказывают недоумение, а некоторые даже критику. Вот так вот у нас и повелось в ролевом движении. Все ведь игротехники. Все примерно точно могут оценить оснащенность человека. Кто ж на танк-то полезет? Принципы, ценности - это все для болтовни на кухнях. И для пиара. А к сути дела все это отношения не имеет и все про это знают. Ну да ладно, просим простить лирическое отступление. Наболело.
Итак, круглый стол. Событие первое.
Вячеслав Павлович Столяров высказал очень интересную мысль. Это было первое выступление, которое нормальных людей заставило немножко задуматься. Вроде бы и простую вещь сказал, естественную: "Не надо искать врагов вовне, их там нет. Если вы хотите искать врагов, ищите их внутри сообщества". И это был первый странный разворот всей дискуссии. Нет никакого заговора администрации, ментовского беспредела, адских политических сил, которые мечтают поработить Остров Ролевой Свободы. То есть и волокита есть, и бюрократия, и запутанность законодательства российского, но это - не более, чем стенки, в которые можно биться головой или искать в них двери. Как и сказала нам Лариса Михайловна Платонова, низкий поклон ей за реплику про НДС.
Второй разворот дискуссии задал Олег Игоревич Генисаретский, который сказал одну смешную вещь: "Ребята, никакой ролевой игры в культуре нет. Вы можете социализироваться вплоть до высших эшелонов современной элиты, но никаких ролевых игр не будет". Нет такого культурного феномена - ролевая игра. Психодрама Морено - есть. Структура детского сообщества Корчака - тоже есть. Оргдеятельностные игры есть, смеяться будете. А ролевой игры нет. В культуре нет. Мы - такая своеобразная контрабанда.
Третьим событием явилось выступление Святослава Логинова. Не только популярного писателя, но еще и квалифицированного литературного критика, который на выступление известного издателя Лобарева объявил, что ничего из того, что опубликовано в современном ролевом самиздате, не может быть опубликовано в литературных изданиях. Нет, мы за креатив и за свободное творчество. Каждый творит так, как может. Но тезис-то выдвинул не издатель, который подсчитывает тиражи и объемы продаж. Тезис выдал человек, который относится исключительно к литературному качеству текстов, порождаемых ролевым движением. На самом деле относится. И читает все это. Честь ему и хвала. Опять же - сказал Логинов и ладно, мы все равно будем писать, будем издавать, и все равно будем думать, что нас не оценили по достоинству. Из непонятого...
И кульминация всего круглого стола - выступление Виктора Александровича Гуружапова, самого тихого и сдержанного эксперта. Который тихо и сдержанно определил всех собравшихся представителей ролевого сообщества как обывателей и серую массу. И что смешно - обиделась только Полина Щербатюк, остальные покивали и согласились. Да, да, ролевые игры станут респектабельным хобби, когда им будут заниматься респектабельные люди.
И что это все это значит? Нам очень важно было разобраться, что все это значит и на самом деле отчитаться, а не перечислить участников, сколько их было, и все ли остались довольны. Мы даже ролевые игры проводим с расчетом на то, что довольны останутся не все. Кое-кому игра наступит на хвост.
Суть в следующем. Надо различить ролевую игру, как феномен, который возникает, и ролевую игру как мероприятие, в пространстве которого возникает ролевая игра как феномен. Ролевая игра как феномен - это "игра пошла", "игра взлетела". Или не взлетела, хотя организовано все было идеально. Такое редко бывает, но часто встречается. А если в рамках данного различения выделить основные способы и средства мастера ролевой игры, окажется, что сюжетная часть работ по организации мероприятия в большинстве случаев реализуется по остаточному принципу. Эпизод с того же "Мастер-Зиланта" - "ну да, есть еще и пятое колесо - картина мира..." Очень даже понятно, почему "пятое колесо". Потому что если проводить игру для людей из ролевого сообщества и иметь в оном ролевом сообществе хорошие знакомства, то сильные игроки выстроят основные сюжетные линии сами, без помощи мастеров. Ну да, мастерам не до того - у них заезд, кабак, полигонка... Если же по каким-то причинам игрокам игру запустить не удалось - см. чрезвычайно популярную в сообществе песню с названием, которое приблизительно можно перевести как "Молодые люди нетрадиционной сексуальной ориентации".
Но когда мастеру ролевой игры приходится работать с контингентом, у которого полностью отсутствует опыт построения сюжетов и игрового действия (оговоримся сразу - это не дети, у которых и то, и другое еще есть), он начинает действовать привычными способами "перекладывания" сюжетной работы на участников игры. А они к этому не готовы. И не должны быть готовы, если это, например, любители пейнтбола. Или вожатые летнего лагеря, которым мы пытаемся передать схемы проведения ролевой игры. Что касается вожатых, надо иметь в виду, что схемы проведения игры как мероприятия они воспримут. Мероприятие - штука привычная. А вот как сделать так, чтобы возникла, существовала и воспроизводилась ролевая игра как феномен, чудо, "иная жизнь", с которой мы все, так или иначе, сталкивались. И ради которой, собственно, проводим мероприятия "ролевые игры", ездим на другие игры, устраиваем конвенты...
Может быть, мы несколько увлеклись теорией, но данное различение позволяет интерпретировать лично для нас обидную фиксацию Виктора Александровича Гуружапова о том, что все собравшиеся здесь - серая масса и героев среди нас нет. Он ведь, по сути, сказал, что мы тут все хорошо устроились на своей деляночке и выходить за ее пределы не желает практически никто. И проблема не в том, что кто-то эту деляночку купит, разорит, истопчет... Нет, она просто загниет, и на ней перестанут появляться новые всходы.
И еще одно. Квалификация мастера ролевой игры вовсе не в том, умеет ли он проводить большие мероприятия. Есть специальные организации и подготовленные менеджеры, которые великолепно справляются с проведением массовых мероприятий любого уровня. И хорошие чиновники это умеют делать, и директора тех же детских лагерей... Вообще, в организации крупного мероприятия ничего проблемного нет, все схемы известны и могут быть освоены. Работа же мастера же ролевой игры связана, прежде всего, не с проведением ролевой игры, а с выделением и развертыванием тех сюжетов, которые могут развернуться в данном коллективе. Загрузить опытного игрока - не проблема, а вот загрузить среднего менеджера из какой-нибудь фирмы, или замученного жизнью учителя, или веселого пейнтбольщика - это вопрос, в какой сюжет человек может попасть, а в какой нет? Какая история должна быть развернута на этот конкретный коллектив игроков, большую часть которого я до старта игры и в глаза не видел?
Да, это интуиция. Да, это опыт. Многие из нас с вами, коллеги, умеют это делать на уровне личного искусства. А про это нам говорил Олег Игоревич Генисаретский - да, ребята, умеете, но после вас ничего не останется, ваше искусство кончится и все порастет быльем.
Предвидим возможные возражения - и на круглом столе, и на дискуссионном клубе присутствовали коллеги. Которые все знают, понимают и умеют, у них все схвачено. Но при этом эти коллеги (не будем указывать пальцем) обсуждают не суть своей работы, а те плюшки, которые они получили или собираются получить в результате. Результат - это здорово и плюшки - тоже неплохо, но вот непонятно - а что с игрой? Человек действительно смог сделать ролевую игру или он просто повесил лапшу на уши? Заказчику ли - а то и нам с вами, игрокам, которые повелись на красивую рекламу и громкое имя мастера?
Все обсуждения ролевой игры упираются в одну сложность - практически все люди, которые что-то делают в ролевом движении, очень хорошо оснащены как игротехники. И всякую проблематизацию, критику, острые обсуждения воспринимают нападением лично на себя, как на носителя этой практики. Вот такой вот и был круглый стол.
В заключение мы, которые в свое время выделили позицию менеджера игры (чего уж теперь греха таить), мы вынуждены задать вопрос: менеджер игры менеджерит что? Игру? И что это за объект его управленческой работы такой? Где он описан? В каком классификаторе? Дело в том, что когда мы производим унитазы, у нас есть описанная технология производства этих унитазов, описанная технология продаж, снабжения и еще много чего. И мы осуществляем менеджмент. А вот с игрой, как с дорогами в России, гораздо сложнее.
Д. Забиров, П. Шилов
ноябрь 2006 г.


предыдущий текст оглавление следующий текст

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Фото в московском метро
(автор фото - Дэл)

Уважаемые читатели, отзывы про МоеК лучше писать в журнал!!!

Наши друзья
Новости RPG
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

Новости alexander6
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх