26.04.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Что нам стоит дом построить... комментарии дать свой комментарий вид для печати
25.01.2008
  рубрика Антураж и грим
автор Немирова Алина (Харьков)   
Рекомендации: +:0     :0

Эта строка из детского стишка попала в заглавие потому, что точно обозначает ту тему, которую я собираюсь здесь разобрать. Что нам стоит дом построить - игровой дом, которому предстоит простоять всего каких-нибудь 4-5 дней? Сколько это стоит - не де­нежных единиц, а усилий, стараний, размышлений? Выражение "пост­роить дом" я употребляю в двух смыслах:

1) создать материальный объект, среду обитания;

2) создать группу людей, населяющих этот объект.

Займемся, соответственно, сперва делами материальными, а уж потом поговорим о людях. Поначалу - общие замечания, потом - конкретные примеры, потом - случаи из собственной практики.

1. Дворцы, усадьбы, дома и хижины...

За последние несколько лет сложился новый способ устройства игровой территории команд. Где-то его вводили мастера как обяза­тельное требование, где-то проявляли самодеятельность игроки, так или иначе, теперь к стандарту игровой крепости добавился стандарт игрового дома. Крепость - это сооружение из бревен, имитирующее высокую переднюю стену замка с башнями, галереями и воротами, предназначенное для штурмов, осад и прочих воинских развлечений. Боковые стены имитируются, как всем известно, весьма несолидной веревочкой, назначение которой - условно отмечать границы терри­тории данного игрового поселения. Внутри этих границ обычно вразброс ставятся палатки, ничего общего с какой бы то ни было исторической эпохой не имеющие и являющиеся условными "домами" внутри крепости.

Дом - нечто совершенно иное. Это замкнутое пространство, четко ограниченное со всех сторон полотнищами ткани или пленки, имеющее дверь, а зачастую и крышу, и служащее именно для прожива­ния, а никак не для войны. Внутри такого пространства палатки ли­бо маскируются, либо украшаются и служат имитацией "спальных мест". Из таких домов складывается город, их можно располагать вдоль неких магистралей, по четкому, заранее заданному плану.

Первым подходом к идее такого дома были драпировки из от­дельных полотнищ ткани, которыми украшали поселения, прежде всего эльфийские, на играх по толкиеновской тематике. Затем мастера ис­торических игр добрались до тем, связанных не со средневековьем, а с новым временем, тут-то и возникла необходимость моделировать переход от крепости к особняку, к частному дому. Что и было сде­лано. Уже потом сообразили, что частные дома существовали во все эпохи, и принцип применим в любом случае, когда желательно соз­дать городскую структуру. Я видела две удачные вариации на эту тему: Париж на "Тридцатилетней войне", 17 век (2003 г.) и Pим на

"Pубиконе" (2004 г.), 1 в. до н.э., и каждый раз радовалась тому,

как несколькими простыми, в сущности, приемами удается снять це­лый ряд условностей, мешающих воспринимать игровую обстановку как реальность.

[Наверно, здесь следует оговориться: лично я предпочитаю иг­ры, дающие возможность полностью вживаться в предложенный мир, а в таких играх всякая неадекватная деталь мешает. Но, по моему убеждению, неадекватность поведения мешает больше, чем непра­вильность внешнего вида. Хотя, вообще говоря, чем меньше остается условностей, кроме принципиально неустранимых (вроде смерти, ран и т.п.), тем лучше, будь то игра историческая, фэнтезийная и пр.]

Снятие условностей, видимо, происходит за счет каких-то за­конов восприятия, ассоциативности воображения человека. Скажем, полосу пленки, даже прозрачной, легче воспринимать как стену, чем тонкую веревочку, а реальная водная преграда, хоть бы и тоненький ручеек, кажется более похожей на море, нежели навешанные на куст­ах голубые ленточки или даже поляна с густой травой, и так далее. Что касается жилища, то замена приблизительных реалий на более точные усиливает не только эстетическую антуражность. Когда поня­тие "лагерь" заменяется на "дом", помимо всего прочего, резко ме­няется отношение к бытовым делам (наведение порядка, кухня, умы­вание и т.д.), они включаются в контекст игры, а не выбивают, как обычно. Кроме того, у игрока появлется свой "психоотстойник", ку­да не нужно в белом хайратнике идти через весь полигон, выходя из игры и выбивая других: закрыл дверь, отдохнул, и снова можно иг­рать.

Отрицательной стороной этого замечательного новшества (увы, у всего есть отрицательная сторона!) является прямая зависимость домашнего устройства на полигоне от фактора географического (нас­колько близко от места игры живет команда), экономического (коли­чество наличных денег) и физического (численность и грузоподьем­ность команды). Возникает опасность подмены творческого настроя материальной подготовкой. Команда, притащившая на полигон, ска­жем, фаянсовый сервиз на десять персон и сумевшая набрать полдю­жины ребят на роли слуг, может посматривать с превосходством на тех, кому это не удалось; но, в конечном счете, успех игры опре­деляется все-таки иными параметрами. Согласно старой поговорке, "по одеждке встречают, по уму провожают." Зато уж если люди и устраиваются красиво, и играть умеют, лучшего и не придумаешь!

2. Жильцы, семейства, слуги...

Если люди умеют играть? А что это значит? Объективного отве­та на этот вопрос, пожалуй, не существует. Подробно излагать собственный субъективный взгляд здесь не к месту. Потому я опре­делю мою точку зрения несколькими словами. Хорошо играть для меня значит создать такой образ персонажа, который соответствовал бы всей доступной информации о нем и о мире, где он жил, с учетом неизбежных в игре допусков и упрощений, и притом совмещался бы с другими образами так, чтобы создавалась цельная, непротиворечивая картина. Это определение подразумевает и тщательное изучение ист­очников, и умение говорить, адекватно реагировать на игровые со­бытия, и внимание к собственной внешности и костюму. Если игроки готовятся изображать некое объединение (семью, дружину, труппу), им нужно, кроме всего прочего, определить четко обусловленные взаимосвязи и субординацию между собою.

Эти самые взаимосвязи должны быть совсем иными в игре, чем в реальной деятельности команды (клуба). При создании игровой груп­пы реальные отношения можно учесть при распределении ролей, но такое соответствие не всегда можно установить, а иногда оно нару­шается ходом игровых событий: главой семьи (дружины) вдруг стано­вится человек, совсем к этому не готовившийся, и остальные не же­лают признавать его старшим... Одно дело - команда, другое - семья. Утверждение тривиальное, только вот почему-то в игровом пространстве об этих очевидных различиях зачастую забывают. Се­мейная жизнь на игре в большинстве случаев сводится к свадьбам, пирушкам "по поводу и без" да к стебному отыгрышу "подрастающего младенца". При этом главным занятием женщин оказывается приготов­ление еды и завязывание наручей мужчинам, отправляющимся на тур­нир или войну. Более того, большая часть семейной жизни обычно "выставляется напоказ", т.е. отыгрывается в присутствии гостей, посетителей или при визите в какую-либо другую команду. Как только посторонние исчезают, сразу начинается "неигровуха", осо­бенно в том случае, если члены команды хорошо знакомы по жизни.

Многим и это кажется вполне достаточным. Но если мы научи­лись строить не только крепости, но и дома, не пора ли пересмот­реть устоявшиеся схемы и вспомнить про другие аспекты семейной жизни: воспитание детей, конфликт поколений, быт, досуг, хозяйство?

Этот вопрос отчасти риторический, ведь в последнее время прекрасно сыгранные семьи появляются на играх все чаще. Но до со­вершенства еще далеко...

Итак, кто в тереме живет? Хозяева (муж, жена, дети), родст­венники (бабушки, дедушки, тетушки, племянники), слуги и все, ко­го принято называть расплывчатым термином "домочадцы". В отличие от взаимодействия с другими командами, политики и т.п., отношения внутри семьи можно подробно продумать и усвоить заранее. Что бы ни случилось потом на игре, члены семьи уже будут знать, как реа­гировать на неожиданности: скажем, радоваться тому, что нелюбимый папаша угодил в плен, или постараться его выкупить, и т.д. И если в доме не будет посторонних, игра не зависнет: можно ругать сына за расточительность или непослушание, учить дочь танцам или руко­делью, пререкаться со служанками насчет жалования, устраивать му­жу скандал или просить отца повспоминать былые походы... Целая обойма возможностей, нужно только осознать их наличие и вос­пользоваться ими!

3. Времена, нравы, обычаи...

Пора от общих слов переходить к конкретным примерам. Неск­олько таких примеров, самых свежих в памяти, коротко описываю ни­же; я выбирала из многих наиболее контрастные и наглядные.

Прежде всего - Париж ("Война и мир"): Замечательное семейст­во диковатых шотландцев под руководством брата Жана. Шумный, дружный клан с глухим, но бойким дедушкой, с мелкими детишками, пытающийся приспособиться к жизни в чужом и непонятном городе; простодушные, невежественные и назойливые, постоянный объект нас­мешек и пересудов для зубоскалов-французов. Полная противополож­ность: семейство булочника, с торжественным раскатыванием теста на пончики, в котором участвует вся семья, включая маленькую доч­ку, с чтением вслух новостей из утренней газеты, с подвешенным на счастье над пологом кровати первым заработанным ливром... В том же городе - многочисленный, добропорядочный дом де ла Тремулей, с балованной, жеманной дочкой на выданье, с важным дворецким и болтливой кухаркой, со старой протестантской библией на кружевной салфетке, рукодельем, сетованиями на младшего сына, слишком много денег оставляющего в кабаках... Там же - королевская семейка, где никто никого не любит, но тщательно соблюдаются все приличия и этикет. Там же - блестящий дом Монморанси, молодая любящая пара с полудюжиной слуг, сплетничающих на кухне, дом с тайным кабинетом, где встречаются заговорщики, а в гостиной поют сентиментальные романсы... Отель Pамбулье, гордостью коего является слуга, спо­собный сочинять стихи; когда он слишком уж наглеет, маркиз под­дергивает кружевные манжеты, берется за палку и выбивает из слуги излишнюю спесь...

"Pубикон": резкий контраст между Pимом и Галлией. Дом поэта и ученого Лукреция Кара, светлый, скромный и удобный, со стильным набором посуды в триклинии, с хорошо воспитанными, нарядными ра­бами - и жилище друидов, устланное клетчатыми тканями, главное украшение которого - греческие расписные сосуды, с развешанными на крючках пучками целебных трав, с глиняными светильниками, с постоянно поддерживаемым огнем в очаге - дом, обитатели которого называют друг друга братьями и сестрами, где нет слуг, а есть ученики, проходящие испытание...

"Великая Степь" (2003): юрта Тэмучжина, где есть женский и мужской угол для хранения вещей, и мать отчитывает хана, когда он кладет оружие и кнут на женской половине - "что люди скажут"? Женщины, занятые готовкой еды, хозяйством, мечтами о замужестве; шаман, толкующий сны у очага, где стоит на голубом шелковом плат­ке белая пиала для обрядов...

Некоторые из перечисленных домов состояли из цельных команд, приехавших из одного города и имевших возможность договориться до игры. Другие объединяли почти или совсем незнакомых людей из раз­ных городов, едва успевших поверхностно познакомиться по перепис­ке. Во втором случае основой успеха было, несомненно, хорошее знание всеми игроками реалий отыгрываемой эпохи. Материальная часть играла минимальную роль у "шотландцев" (по сути, она своди­лась к костюму), монгольский и друидский дома были созданы, поми­мо костюма, дюжиной ярких, этнографически точных деталей; макси­мального внимания к материальному обеспечению, естественно, пот­ребовали особняки французской знати. Но во всех приведенных при­мерах решающее значение оставалось за компонентами нематериальны­ми: четкостью представлений об эпохе, поведением персонажей, ист­оричностью отношений, стилистикой речи.

4. Мои дома

Для меня и моих близких друзей самой первой попыткой создать дом стала "Осада Монсегюра" 1994 года (мастерская группа Лоры Бо­чаровой, Екатеринбург). Команда, числом 12 человек, вся харьковская, за исключением одного человека из Донецка. Все близ­ко знакомы друг с другом, игровой опыт от 4х лет до 1го года, трое новичков. Pоли: граф и графиня Тулузские, их дочь, капитан арбалетчиков, трое телохранителей-сарацин, сенешаль, двое прид­ворных и двое музыкантов. На полигоне к нам присоединились еще четыре дамы (из Москвы и Новосибирска) и, главное, мастера без всякого предупреждения наградили нас замечательным сынком из Орска (Эльфмище), которого никто из нас до того в глаза не видал.

Информационная подготовка основных персонажей сводилась к книге Н.Осокина по истории альбигойских войн плюс общие, школьные знания о средних веках; никаких сайтов Интернета, переводных книг на эту тему просто не существовало. Герб Тулузы мы выискали в коллекции французских марок... Персонажи второстепенные вообще ничего конкретного не знали, кроме того, что мы им рассказали по дороге в проезде. Функции и обязанности этих персонажей, за иск­лючением телохранителей, не определялись заранее.

Материальные дела наши были тогда плохи совсем, из чего ши­лись костюмы, сейчас лучше и не рассказывать. Однако костюмы и оружие, плюс-минус соответствующие эпохе, имелись.

Mесто действия, отведенное нам, представляло собой поляну, где размещался собственно город, и небольшой пригорок - площадку для замка. И город, и замок были представлены обыкновеннейшими палатками, укрепления состояли из бревенчатой загородки с ворота­ми с одной стороны и условно обозначенного входа с другой.

Антуражу мы могли бы и тогда, несомненно, уделить намного больше внимания, без особых затрат (у каждого нашлись бы дома, скажем, подсвечники, металлические подносы, сосуды, более краси­вые, чем эмалированные кружки, ненужные занавески и т.п.), но ни­кому тогда не пришло в голову задуматься об этом. Mоей наибольшей гордостью стало обустройство кухни, где имелась полочка для утва­ри и сухое деревце как подставка для кружек... Сейчас даже вспо­минать смешно!

На этом, по сути, примитивном фоне прошла великолепная игра, запомнившаяся надолго и ставшая исходной точкой для развития но­вого направления в ролевых играх. У нас все-таки был дом, со сво­ими привычными шутками и отношениями, была семья, усердные служа­щие, охрана - все как положено. Значительная часть всего этого создалась за счет богатого воображения и удачного психологическо­го контакта между игроками, поскольку степень игровой условности была очень высока. Степень исторической достоверности, наоборот, оказалась ниже, чем хотелось бы. Но, повторяю, впечатление было сильнейшее и возникало желание сделать что-нибудь еще в том же духе.

И вторая проба настала для нас в 1997 году, на "Завоевании Pая". Mастера (та же группа) учли предыдущий опыт и поставили намного более жесткие требования в правилах. Обязательно нужно было писать личные легенды (всем, кроме фигур, определенных исто­рическими данными) - большое новшество по тем временам, обзавест­ись лекарем, священником, знать хотя бы десяток слов своего "род­ного" языка. Однако материальные условия не оговаривались вовсе, и все, сделанное нами по этой части, было сугубо нашей самодея­тельностью.

Двор Элеоноры Аквитанской... Сама герцогиня, двое ее кузе­нов, дядюшка из Нормандии с незамужней сестрой, любимый трубадур Бернар де Вентадорн, священник-ирландец, ученый доктор, шут, ка­меристка, кухарка, паж, дамы и солдаты охраны. Детализация намно­го более подробная, с использованием нескольких источников, в том числе книг по истории культуры и быту средневековья, генеалоги­ческих справочников. Состав команды - 16 человек из Харькова, До­нецка и Запорожья, плюс трое из Питера, двое из Екатеринбурга и одна девушка из Москвы. Кроме пажа и кухарки у всех опыт игр не менее 1го года. Часть людей знакомы друг с другом, остальные - нет.

Костюмам на этот раз было уделено существенное внимание. Ря­су священника сшили в соответствии с цветами его ордена; у герцо­гини была одежда парадная, гербовых цветов, и домашняя, и сделан­ный на заказ венец; кавалеры щеголяли с длинными и широкими рука­вами по моде 12 го века, и т.д.

Функции персонажей были точно определены в ходе подготовки. Все вопросы бытового обслуживания решили заранее. На этой игре не раздавались фразы вроде "Дамы, чего вы бездельничаете, дров нет, сходите за хворостом". Правда, за неимением слуг как таковых тас­кать дрова и воду приходилось пажу и солдатам, но право дворян сидеть при этом сложа руки никем уже не оспаривалось.

Здесь впервые были воспроизведены детали домашней обстанов­ки: задрапированное тканями кресло для официальных приемов, обе­денный стол со скамьями, часовня с алтарем, два костра - один для готовки еды, другой, возведенный в ранг камина - для отдыха и приема гостей. Выгородили также уголок для умывания, причесывания и переодевания. Соответственно, уровень условности игры сильно понизился, а степень достоверности резко пошла вверх, и мы смогли отыграть кое-какие бытовые моменты: рассаживание и подача еды за столом по чинам, молитву перед едой, светские забавы, процедуру одевания перед выходом в церковь или на важную дипломатическую встречу и т.д. До антуражной посуды мы пока не доросли, но мело­чами уже не пренебрегали, чего стоил хотя бы подлинный бронзовый колокольчик, сзывавший к обеду...

Не мудрено, что на таком фоне семейные отношения воссозда­вать было легче. Семья, говоря современным языком, неблагополуч­ная: супруги на грани развода. (Интересная подробность - супругом был Макар, приехавший из Новосибирска со своей командой, контакт мы устанавливали прямо на полигоне - и получилось!) Сплетни, скандалы, интрижки, сетования престарелого дядюшки на распущен­ность нынешней молодежи, младший кузен-шалопай, вздумавший идти учиться в Сорбонну вместе с беспутными школярами, старший ку­зен-честолюбец, втайне мечтающий о короне Франции, и все это в сочетании с куртуазными развлечениями, платоническим служением трубадуров, с подготовкой крестового похода. Очень получился адекватный двор и дом, островок южной культуры на севере Франции. Mы его до сих пор вспоминаем, хотя теперь ясно, что многие воз­можности по неведению упустили (например, наличие у Элеоноры дво­их дочерей). Но материальная сторона игры всех нас устроила и ни­каких нареканий не вызвала.

В 2003 году, на "Войне и мире", моя команда состояла из пажа (ребенка), компаньонки и одной дамы-родственницы. Никто больше не сумел найти время и средства для выезда на далекую игру. Что мы могли притащить в рюкзаках и сумках за тридевять земель с Украины на Урал? Естественно, самый минимум. А следовало нам изобразить богатый и знатный дом Конде. Сыновей, служанок и телохранителя я нашла прямо на полигоне, это были ребята из Челябинска, все со­вершенно незнакомые. Компания вышла отменная, и все-таки домик наш был невелик, отделить спальни от кухни оказалось нечем, гост­иную украшал только ковер на полу (из Челябинска) да роскошная занавеска с гербовыми лилиями (из Харькова), служившая настенным гобеленом. Очень помогло нам наличие на полигоне игрового масте­ра-плотника, сколотившего табуретки и диванчик. Возможно, другие дворяне считали наше обзаведение недостаточным. Но когда мы возвращались с шумных улиц Парижа в этот уголок, где можно, пере­одевшись в легкое домашнее платье, прилечь с книгой на диван, ощущение подлинности происходящего было очень сильным.

Продолжались игры, накапливались мнения, находки, впечатле­ния положительные и отрицательные. Отнюдь не все отлично экипиро­ванные, оборудованные и разодетые команды доставляли другим ко­мандам удовольствие хорошей игры. Ширилось движение "реконструк­торов", для которых шитье вручную или из натуральных тканей, ист­орически достоверное оружие, посуда, шатры и т.п. стали важнее всего остального. В рядах ролевиков, и без того не особенно стройных, начались разброд и шатание. И все-таки, как ни стара­лись разные мастера ради чистой эстетики загнать игроков в жест­кие рамки требований к внешности, очень редко отсутствие средств на выполнение этих требований становилось причиной отказа от иг­ры. Человек хочет поехать на данную игру - и едет, даже если у него нет историчной обуви и сшитой вручную нижней сорочки...

Показательной в этом смысле получились все те же "Война и мир" и "Pубикон", да и юбилейная "Осада Монсегюра-2004", о кото­рой поговорим ниже отдельно. Костюмированность и антуражность подчеркивали хорошую игру, но не спасали игры плохой. Но и от­суствие этих качеств ничего не решало. Одетые как попало бритты вели себя и поступали, тем не менее, как правильные кельты, а вот что делал на полигоне так называемый Германский легион, не отли­чавшийся от германских наемников из Ла-Рошели (как они туда попа­ли, тоже, кстати, никто не понимал) ни вооружением, ни одеждой, ни поведением? И мастера, прославленные своей склонностью к внеш­ней эстетике, ухитрились пропустить их и раз, и другой... С дру­гой стороны, в роскошно подготовленном Pиме лишь немногие из его граждан научились правильно заворачиваться в тогу, даже Цезарь. Но они от этого худшими римлянами не стали. Я все это упоминаю к тому, что не просматривается никакой четкой корреляции между ма­териальной частью игры команды и ее общим качеством. (Между тем для игры в целом хорошая материальная подготовка однозначно явля­ется плюсом!)

5. Десять лет спустя.

В полном соответствии с законом развития по спирали, спустя 10 лет мы вернулись к исходной точке, но на более высоком уровне. Была объявлена игра "Юбилей Mонсегюра" на 2004 г. Ниже я опишу подробнее, как мы готовились и чего достигли, не для того, чтобы объявить наш путь наилучшим или навязать кому-то свою схему, а для поддержки тех, кому нравится так играть. И я надеюсь, что это описание пойдет им на пользу.

Mастера предоставили участникам первого "Mонсегюра" при же­лании сыграть прежние роли. У меня такое желание было, и вот я снова стала графиней Тулузской.

Сложности начались немедленно. Во-первых, графиня оказалась не та - не четвертая жена графа (англичанка), а пятая (испанка). Соответственно, другое имя, другой менталитет, другие родственные связи. Во-вторых, прежний наш граф отказался играть снова эту роль, и мне пришлось искать ему замену, что было весьма нелегко. Поиски продолжались до тех пор, пока найденный мною человек, пос­лушав про Раймонда Шестого, сказал: "Но это же... про меня?" В-третьих, нужно было набрать семью графа, а она была немаленькая и очень непростая.

Подобных трудностей десять лет назад мы не испытывали, прос­то потому, что ничего не знали. Но те из нас, у кого интерес к теме сохранился, успели получить большое количество информации. Основной источник, книга Осокина, был наконец переиздан, впервые с 1858 г., и стал доступен многим; издательства, почуяв интерес публики, напечатали ряд содержательных переводных книг. Фактичес­кую базу (геральдика, генеалогии, покрой костюма и т.д.) теперь обеспечивает Интернет. Что называется, ешь до отвала. Но это оби­лие умственной пищи еще требуется переварить и усвоить...

Усваивали мы всё, до чего дотянулись, весьма плотно, с нояб­ря по июнь включительно. Mы - это семья, которую нам предстояло сыграть. Отец, Раймонд VI Тулузский, 53 лет от роду, трое детей (13, 17 и 19 лет) от разных жен, из них двое незаконных, и пятая жена, Леонора, дочь испанского короля, 30 лет. Плюс младший брат Балдуин. Была и более дальняя родня - старшая замужняя дочь Констанция, племянник виконт Безье, невестка, вдова старшего бра­та Беатрис де Вьен, но их играли люди из других городов, и от ме­ня как координатора потребовалось только списаться с ними и дого­вориться о взаимодействии. Координатором же я сделалась, когда сообразила, что семье предстоит жить не в пустоте, а в замке. За­мок, в свою очередь, стоит посреди большого города Тулузы, а та тесно связана с другими городами Лангедока... В общем, желание обеспечить свою игровую семью нормальной системой связей завело меня так далеко, что в конце концов я превратилась в мастера все­го тулузского блока, но это - отдельная тема.

О Тулузе все-таки следует сказать несколько слов. Нашелся человек, начинающий архитектор (из Казани), который взял на себя разработку схемы расселения горожан и плана крепости. Уже на по­лигоне схема была подогнана к местности, воспроизведена лишь час­тично, но расселение по кварталам полностью себя оправдало: и об­легчило, упорядочило процедуру расселения приезжающих игроков, и понизило уровень условности. Город, где проживало 186 человек, включал малые дома и поместья, трактир, монастырь, церковь, го­родскую площадь и Нарбоннский замок - резиденцию графа и главный узел обороны города.

Таким образом, особенностью места нашего проживания было то, что в нем совмещались оба "жилищных" стандарта: крепость и дом. Mне прежде о таких попытках слышать не приходилось. Архитектор составил чертеж, основываясь на известных образцах реальных зам­ков, передал его мне на утверждение. Я скорректировала чертеж с учетом основных бытовых функций. Затем план был доведен до сведе­ния команды, которой предстояло и строить стены, и оборонять их - графская дружина формировалась в Курске. Ребята также внесли свои коррективы, после чего план был утвержден мною и графом оконча­тельно. Последовал период согласования, кто везет гвозди и скобы, кто пленку и топоры. Совместными усилиями крепость была поставле­на очень быстро, благодаря предварительному согласованию, отлично послужила нам на игре, была убедительна внешне, удобна внутренне и выдержала серьезный штурм.

Пространство внутри замка было разделено на зоны. К воротам прилегал небольшой двор. От ворот справа - казарма, где живут солдаты и капитан со своими семьями, там же они готовят еду на своем очаге и едят в своей столовой. От ворот слева - вход на графскую кухню. Прямо - длинный коридор, ведущий в большой парад­ный зал. К кухне примыкала трапезная (навес, стол, скамьи, све­тильники), так что кухаркам было удобно подавать еду. За трапез­ной - покои придворных дам, сенешаля с семьей. В самой дальней, верхней части замка располагался донжон - жилые покои графской семьи. Шикарную идею о постройке внутренней стенки донжона, так же как и о возведении городских ворот, пришлось отставить из-за нехватки времени и рабочей силы. Поэтому вход в город обозначен не был, а внутри замка все зоны были разгорожены стенками из по­лиэтиленовой пленки и ткани. Над обеими кухнями, донжоном и залом натянули парашют и тенты в качестве крыши.

В пределах донжона, кроме обычных палаток, игравших роль кроватей и являвшихся неигровой зоной, имелась общая комната для отдыха, общения и приема гостей, малый каминный зал, служивший графу в качестве кабинета и приемной, маленький будуар для умыва­ния, переодевания и хранения игровой одежды, а за ним - уютная часовня.

Кстати об одежде: хотя мы так и не повелись на рекомендации реконструкторов, все, что мы носили, было совместно продумано и имело свой смысл. Форма и общий силуэт одежды того времени соблю­дался, обуви мы уделили минимальное значение, ткани использова­лись самые разные, от натурального льна и шелка до современных заменителей, главное было - цвет, символика цветов. Красный с зо­лотом был у нас гербовый, официальный цвет, остальные цвета - черный, синий, зеленый, фиолетовый - выбирались в соответствии с характером, возрастом и социальным положением персонажа.

Антуражем мы запаслись в меру своей грузоподъемности и средств. Были драпировки, подушки, набор светильников и статуэтка мадонны (ручной работы, уникальные), "медвежья шкура", мелкие бы­товые предметы и несколько серебряных кубков. Остальная посуда была красивая, гербовых цветов, но современная (одноразовая), по­тому что не стоило только ради антуражности напрягать излишне двух кухарок, готовивших на двадцать с лишним едоков.

Для того, чтобы никакие бытовые надобности не выбивали нас из игры, я заранее написала три "устава", которые и довела до всех, кого это касалось. Целью этих уставов было определение кру­га обязанностей капитана стражи, сенешаля (=завхоза) и экономки (=заведующей кухней). Любое хозяйственное дело (заготовка и рубка дров, принесение воды, наведение порядка, починка конструкций, освещение) могло теперь осуществляться без выхода из ролей. Что и получилось с большим успехом.

Следующей моей заботой было заполнение досуга семьи. Mожно было ожидать, что основная деловая нагрузка достанется графу, а жене и детям как быть? В нашем распоряжении могли быть игры, вро­де шахмат, рукоделье, устные рассказы, музыка, танцы, чтение. Я заготовила несколько средневековых романов для чтения вслух, сос­тавила и распечатала текст по истории крестовых походов от имени придворного летописца, который затем и использовала для наставле­ния сыновей графа на путь истинный. Eще к ним был приставлен один из наших баронов, обучавший детей фехтованию и стрельбе из лука. Mузыкальных занятий нам хватало - восемь человек поющих, в главе с самим графом Раймондом. Всего этого, плюс прием гостей и хожде­ние в гости, вполне хватило, чтобы заполнить паузы, когда напор основных событий ослабевал.

Mаксимально сложной была задача психологической подготовки. Очень нелегко извлечь данные о психологическом облике людей, жив­ших 800 лет назад, из путанных и необъективных летописей. Приме­нять современные знания о психологии можно лишь с оговорками. По­тому у нас не было никакой гарантии, что наша реконструкция пра­вильная. Однако методом индукции (или дедукции?) мы дошли до бо­лее-менее непротиворечивых построений, с учетом всех доступных данных, вплоть до дат рождения и браков, и это позволило нам соз­дать игровую семью, достаточно убедительную для окружающих и для нас самих. (Немаловажно было, конечно, и то, что все мы хорошо знакомы друг с другом, но без всей этой проработки мы так и оста­лись бы кружком друзей разного возраста.)

Вот, собственно, и все. Mогла бы я еще долго рассуждать, вспоминая любимое детище - наш дом, нашу крепость, но лучше оста­ваться в пределах конструктивного описания. Eсли кому захочется создать свой дом, свою семью с такой же тщательной проработкой, желаю удачи. Дело непростое, но окупается с лихвой. Не бойтесь затрачивать усилия - в накладе не останетесь ни вы, ни те, кто будет с вами играть!

 

Алина Немирова,

г. Харьков

 

Напечатано в N 23 журнала по ролевым играм «Мое королевство»


предыдущий текст оглавление следующий текст

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Нуменэль
(Ким Инна. Южно-Сахалинск)

МоеК - маленькое чудо на бумаге

Наши друзья
Новости RPG
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

Новости alexander6
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх