19.03.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Противостояние «игрок и мастер» или что такое корректность на ролевой игре комментарии дать свой комментарий вид для печати
25.01.2008
  рубрика Размышления В игроцкое ушко В мастерский сундучок
автор Ундин (Ледякова Юлия) (Калуга)   
Рекомендации: +:0     :0

Преамбула

На ролевых играх периодически возникают конфликты между игроками и мастерами. Если конфликт возник не из личной неприязни, то, как правило, причина - разные подходы к одному и тому же вопросу.

Пример: Игрок, идя по штольне (обозначенной веревками) в темноте нечаянно эту самую веревочку оборвал. Мастер, исходя из правил, объявляет, что произошел обвал  и игрока завалило насмерть.

Позиция игрока: было темно и я не видел этой веревки. От легкого толчка штольня не обвалится.  По-моему, ничего не произошло.

Позиция мастера: согласно правилам игрок погиб. В правилах не сказано, что делать, если веревку порвали не нарочно, а нечаянно.

Игрок исходит из того, что ситуация скорее пожизненная, чем игровая. Мастер скорее всего устал от порванных веревок и решил подходить ко всем событиям формально. В итоге мастер плачет, что игроки некорректны, а игрок кричит, что мастер совсем озверел. Кто прав? И правы и не правы оба. С моей точки зрения, обе стороны должны иметь ввиду некий договор, общий подход к стандартам игры. Мастер и игрок должны быть взаимно корректны. В калужском клубе ролевых игр «Эребор» давно существует ряд договоренностей о корректном поведении мастера и игрока. Возможно, эти формулировки пригодятся кому-нибудь еще. Примеры в основном взяты с калужских региональных игр или с игр, на которых автор статьи лично была или игроком или мастером.

 

Корректное поведение игрока

 

1.  Необходимо соблюдать правила игры не потому, что мастер следит, а потому, что это - правила игры. Если ты решил принять участие в игре, то ты заранее согласился с ее правилами. А если нет, то что ты тут делаешь?

Пример с РИ «Арканар»: игрок «умирает от болезни», выпавшей ему на кубик. Он отказывается идти в мертвятник, заявляя, что смерть на кубик в реальной игре – идиотизм. Наверное, он в чем-то прав, но такая вероятность была указана в правилах.

 

2.  Игрок честно считает хиты, снятые с него и честно «умирает».

Примеры нарушения этого принципа каждый может привести сам...

 

3.  Общение в игре только «по игре».

Пример с РИ «Амбер 98 «бис»: Лорд Хаоса Джарт обращается к Наставнику всех Лордов, Мастеру Логруса престарелому Лорду Хаоса Сухьи: «Эй ты, Клетчатый, поди сюды, в Логрус пойдем по быстрому!»

 

4.  Игровые отношения на жизнь не переносятся.

Пример с РИ «Амбер-2»: Шарру Горул хамит принцу Амбера Каину. Тот, разозлившись на оскорбления со стороны смертного мажка, обещает  «Убить хамливую зарвавшуюся тварь». На что игрок отвечает: «Если ты меня вынесешь, я тебе морду по жизни набью»...

Если у вас с кем-либо плохие отношения «по жизни», старайтесь не пересекаться с ним в игре. Если же это произошло, будьте корректны.

Пример с РИ «Мир Призмы»: Группа товарищей объявила охоту на конкретного игрока, т.к. поссорилась с ним. Выглядело это так: «Ребята, Имярек опять из Страны Мертвых выходит. Пойдем, вынесем, чтобы его вообще на игре не было»...

 

5.  Личная дружба по минимуму должна влиять на принятие игровых решений

Как в жизни, так и в игре мы предпочитаем общаться с теми, кто нам наиболее симпатичен. Это естественно и нормально, но...

Пример РИ «Падение Империи»: Главнокомандующий Баронства Грэш публично убивает своего сюзерена в спину. После этого вероломного поступка практически не знакомый с ним (по игре) принц Империи, взойдя на трон, назначает его главнокомандующим Империи. Логика поступка в игре не прослеживается абсолютно. Но игрок просто поставил на эту должность своего приятеля...

    

    6.  Бытовые проблемы и прочие напряги стоит переводить в игровой план

Пример: Ее Величество принимает послов соседней державы. Неожиданно ее фрейлина заявляет: «Машка, ты достала пропускать свое дежурство! Иди и вымой грязную посуду – твоя очередь!» Куда-то делись королева, фрейлина, послы, а остались просто склочные туристы...

Если бы фрейлина оценила ситуацию, подождала бы отбытия послов и высказала подруге свои претензии не публично, все выглядело бы просто замечательно.... А может быть королеве во время игры и не стоит мыть посуду?

  

   7.   Информация, полученная не по игре (случайно услышанный разговор мастеров, сообщение по рации, увидел игрока, идущего в страну мертвых), не должна использоваться, как игровая

Пример с ХИ-95: Одна орочья команда привезла с собой на игру рацию и прослушивала мастерские переговоры. Так они узнали, что Глубинный Ужас ушел и более не терроризирует Средиземье, можно спокойно отправляться по своим делам...

 

Корректное поведение мастера

 

   1.   Мастер не должен отменять решения другого мастера или делать это в случае крайней необходимости. Лучше искать игровое объяснение произошедшему

Пример с РИ «Гория»: Оборотни принимают напиток берсерков и мчатся убивать римских захватчиков. По правилам, принявший напиток не мог обернуться в зверя, но до этого момента игроки таких экспериментов не ставили и этого не знали, а мастер стормозил.  Вот войско оборотней-берсерков неожиданно нападает на римлян... Но мастер остановил бой, и велел все это переиграть. Формально он был прав, но пропал эффект неожиданности нападения да и вообще все получилось как-то не так...

 

   2.   Игроки не должны видеть разногласий между мастерами

Пример с РИ «Робин Гуд или Старая Англия»: У мастеров возникли разногласия по поводу срока отсидки игроков в Стране Мертвых. (Координатор, сократил его с 4-х часов до 2-х). Спор перешел в ругань с наездами типа: «Сам дурак!» После игры те игроки, которые присутствовали при этой разборке, прямо сказали, что она сильно испортила им впечатление от игры.

 

   3.   Правила игры не должны меняться по ходу игры. Могут быть внесены дополнения, не противоречащие правилам. Эти дополнения должны быть доведены до сведения всех игроков в кратчайшие сроки

Пример с РИ «Иеро-2»: По правилам игры строение сгорало мгновенно, как только к нему подносили «факел» - палку с красной тряпкой. Так «сгорела» башня Аббатства и несколько игроков в ней.  Мастера пришли к выводу, что это - не правильно, из горящего здания можно попытаться выскочить. Правило изменилось. Но воины Аббатства об этом не знали. При штурме Спарты они попытались также сжечь их башню, уверенные, что ее защитники погибли и не вступят в бой. Но те выскочили в положенный срок и атака аббатства была отбита. Если бы правило не изменилось или это изменение хотя бы было доведено до сведения всех игроков, воины аббатства планировали бы свой штурм иначе, и результат атаки мог быть иным.

 

   4.   Мастер не должен выходить в «крутых» ролях

Пример с РИ «Меч Святослава»: Посредник игрового города Суздаль одновременно играл роль князя Суздальского. Как вы думаете, возможно ли было взять этот город штурмом? Когда игроки проплывали мимо Суздаля (в игре были реальные лодки на достаточно узкой речке), мастер требовал, чтобы они приставали к берегу, а встречал их и требовал пошлину уже князь...

 

   5.   Мастер в роли подчиняется всем правилам игры, может быть убит, ограблен и т.п.

Пример с РИ «Иеро-2»: Мастер выходит в роли воина спартанца, приходит в Афины и своими действиями сильно достает одну девушку. Та не выдерживает и перерезает наглому спартанцу горло, на что он ей говорит: «У тебя мастерским произволом кулуарка тупая».

 

   6.   Мастер должен быть беспристрастным, объективным и не «подсуживать» «своим» игрокам (группа, которую он отслеживает и т.п.)

Пример с РИ «Осада Берилла»: Мастер с большой симпатией относилась к команде, игравшей Черную Гвардию. Она подыгрывала им во всем, в том числе позволила их магам (вопреки правилам) штамповать из песка деньги, тем самым уничтожив единственный рычаг воздействия на Черную Гвардию со стороны наместника Берилла.

 

   7.   Если игрок нашел в правилах «дырку», мастер не должен запрещать ему эту «дырку» использовать мастерским произволом. Для затыкания дыр должны использоваться игровые механизмы, если это необходимо

Пример с РИ «Империя Ойкумена»: Игрок гонится за 2-мя всадницами. Девушки едут без хлыстов. По правилам игрок не имеет права гнаться за убегающим на лошади до тех пор, пока тот не добежит до брошенного им хлыста. Как поступать, если у всадника нет хлыста, в правилах не оговорено. Логический вывод игрока: в этом случае можно гоняться за всадником до бесконечности. И он прав!

 

   8.   Мастер помогает игрокам играть, а не  властвует над ними

Пример с РИ «ХИ-97»: Молодая неопытная команда в течение 2-х суток не решалась покинуть свой лагерь из-за самодурства мастера, который требовал отчета с игроков, кто куда идет и принимал решение, идет ли игрок куда-либо. Только на третьи сутки кто-то из команды вышел в игру, встретил старшего мастера и поинтересовался, должно ли так быть? Мастера сняли с команды, но могло бы обойтись и без этого, если бы данный мастер следовал принципам мастерской этики, а не упивался властью...

 

   9.   Мастер должен быть как можно меньше заметен

Лучше всего, если мастер вообще не виден. А то в средневековом городе лазает этакий глюк в тельняшке и бейсболке и требует соблюдения антуража... К слову сказать, если мастер одел игровой костюм, значит он вышел в роли в игру. В этом случае не стоит его воспринимать как мастера. Стоит вводить знак мастера – яркая повязка и т.п.

 

   10.  Мастер не может приказать или запретить игроку делать что-либо, не имеет права вмешиваться в игровые разговоры с поправками (а вдруг игрок лжет нарочно)

Пример с РИ «Меч Святослава»: мастер выходит в роли старушки - бродяжки и как-то проникает на заседание боярской Думы в Новгороде. Воевода жалуется князю, что в его деревне беда, его охотники не могут добыть беличьих шкурок, т.к. белок и в помине нет. «Как же так,» - вмешивается мастер, - «Я сама выдавала Сергею 12 шкурок!» Так мастер подставила игрока Сергея, который задумал обмануть своего барина воеводу.

 

   11.  В спорных ситуациях мастер обязан принимать решения, исходя из правил, в том числе он может использовать формальный подход (буквоедство)

Пример с РИ «Амбер-3»:  Согласно правилам игрок в положении «вне игры» мог прийти в клуб к мастеру, надев на себя значок установленного образца и при этом не вступая ни в какие игровые разговоры с другими игроками. Две девушки пришли в клуб без значков и активно общались с другими на игровые темы. Когда прозвучал взрыв (звонок будильника), мастер посчитал их попавшими в радиус поражения и погибшими. Возник спор, были ли они в игре или нет, т.к. в клуб, по их утверждению, они пришли к мастеру «вне игры». Мастер подошел к правилам формально и тем самым избежал дальнейших скандалов

 

Корректные взаимоотношения игрока и мастера

 

   1.   В конфликтных ситуациях мастер оставляет за собой последнее слово

Часто игрок не знает многих игровых подоплек. Ему может показаться, что решение мастера несправедливо. С другой стороны мастер не может объяснить игроку причину своего решения без того, чтобы не выдать каких-то игровых тайн. Поэтому и существует данный принцип.

Пример с РИ «Амбер-5»: Игрок затерроризировал неопытного мастера вопросами типа: «Я хочу понять, почему мое проклятие проявилось именно так, а не так, как я хотел». Мастер просто не имел права как мастер объяснить игроку что-либо и начал избегать его.

 

   2.   Игроку не стоит спорить с мастером, но он может попробовать убедить того в своей правоте, используя логику или апеллировать к более компетентному мастеру.

Пример с РИ «Арканар»: Согласно правилам водой считалось свободное от деревьев пространство, огороженное веревкой. Рядом с тропой, по которой часто ходили игроки, веревка постоянно обрывалась. Мастеров это достало и они решили устроить наводнение. Мастер у места наводнения села поджидать игроков. Игроки в количестве 7 человек приблизились к этому месту, но не вместе, а с солидным отрывом друг от друга. Мастер останавливала их по мере прибытия и, собрав вместе, объявила, что они все утонули. Игрокам стоило большого труда убедить мастера, что они не самоубийцы и не станут бросаться в воду, а даже если в наводнение попала первая группа, то идущие за ней были в пределе видимости и видели бы гибель впередиидущих. Так все остались живы и продолжили игру.

 

   3.    Если мастер срочно нужен игроку, мастер обязан оставить свои личные дела (еда, сон и т.п.) и помочь игроку решить его проблему

Пример с РИ «Империя Ойкумена»: мастер ела. К ней подошла девушкао с каким-то важным вопросом. та попросила подождать, пока она не закончит есть. Во время ожидания Девушку поймали те, кто за ней охотился, чего не произошло бы, если бы мастер сразу оставила еду.

 

   4.   Если игрок может обойтись без мастера (перечитать правила, логически подумать и т.п.), ему рекомендуется не тревожить мастера

Часто неопытные игроки бегают к мастеру со всякими мелочами типа: «А что будет, если я буду ходить без игровой одежды?» Как правило, ответы на подобные вопросы есть в правилах. Понятно, что правила - неинтересное и нудное чтение, но они пишутся для того, чтобы игроку легче было играть. Существует принцип: «Незнание правил не освобождает вас от их выполнения».

Пример с РИ «Амбер 98 «бис»: Игрок подходит к мастеру с вопросом: «А почему на игре запрещены ножи?» Пункт о ножах в правилах был прописан первым, они были разрешены. Комментарии излишни...

Бывают также вопросы типа: «А я могу не слушаться короля?» Это - личное дело игрока. Свободу воли на игре никто не отменял. Если игроку не дана жесткая установка на эту тему, значит может слушаться или не слушаться, как захочет.

 

Игрок и мастер не должны воспринимать друг друга, как оппозицию. Они полноправные творцы РИ, только каждый со своего места. Люди едут на игру не затем, чтобы трепать нервы  друг другу. Лучше избегать конфликтных ситуаций. Конфронтация на ролевой игре еще никогда не приводила ни к чему хорошему.

 

Ледякова Юлия (Ундин)

Г. Калуга

 

Напечатано в N 23 журнала по ролевым играм «Мое королевство»


предыдущий текст оглавление следующий текст

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Дядя Слава
(Вячеслав Рожков. Москва)
Наши друзья
Новости RPG
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

29.12.20 15:44
Путеводитель по работе с сообществами

Новости alexander6
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

11.05.21 03:29
ВСЕ ГУДКИ В ОДНОЙ ПАПКЕ НА ГУГЛ-ДИСКЕ

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх