19.03.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   По следам Зиланта-2005. Фэшн-блок комментарии дать свой комментарий вид для печати
25.01.2008
  рубрика По следам Выкройки и костюмы
автор Хабарова Екатерина (Казань)   
Рекомендации: +:0     :0

Впервые в этом году на «Зилантконе» начал свою работу Fashion-блок.  Он предназначен для всех тех, кого интересует дизайн и изготовление одежды: игровой, исторической, театральной, стилизованной. Честно говоря, мы, т.е. небольшой оргкомитет Fashion-блока (Хабарова Екатерина, Кокарева Лилия и Бударина Гюзель), не слышали о такого рода мероприятиях на других конах и фестивалях и потому не могли опираться на чей-то опыт. По этой причине мы немного волновались. Хотя твердая уверенность в том, что наш блок не только имеет право на существование, но и необходим на таком большом фестивале, как Зиланткон, у нас была.

И, надо сказать, нашлось немало желающих принять активное участие в работе семинара: выступить с докладом, поделиться своим опытом, обсудить общие проблемы. Все они откликнулись на наши письма, которых за сентябрь-октябрь было написано великое множество. Когда Fashion-блок открылся, первое, что было забавно: перед нами сидели совершенно незнакомые люди, но, когда они называли свои имена, мы узнавали в них наших адресатов, которые еще по переписке стали нам почти друзьями. Так безличные E-мэйлы обретали конкретные человеческие лица.

В первую очередь участниками Fashion-блока стали, конечно, те, кто непосредственно занимается костюмом – изучает его историю, шьет одежду для игр или занимается исторической реконструкцией. Это - руководители и представители мастерских по пошиву игрового и исторического костюма из разных городов: Москвы (Александра Яковлева), Пензы (Кузьмина Ольга, Калякина Юлия), Североморска (Спицына Наталья, Михина Валентина); представители клубов ролевого моделирования и исторической реконструкции (Дацыков Иван, Степин Илья, Григорьев Александр, Эфендиева Гюнай, Павел и Сафа Проказовы и многие другие). Среди гостей и зрителей были и те, кто хотел получить ответы на конкретные вопросы, связанные с костюмом той или иной эпохи и народа; и те, кому просто хотелось поговорить с единомышленниками и обсудить волнующие каждого проблемы.

Работа блока состояла из двух частей: собственно семинар и, так сказать, шоу-программа, т.е. конкурсы костюмов. На семинаре все доклады делились так: презентации мастерских по пошиву игрового и исторического костюма, презентации самих костюмов, теоретические доклады о роли костюма вообще, доклады по конкретным эпохам, отборочный тур конкурса исторического костюма (обсуждение на семинаре, вопросы аудитории и т.п.). В разделе презентации мастерских были представлены: мастерская «NP» (Наталии Пермяковой) из Москвы, мастерская «У Алены» из Пензы, мастерская клуба «Гиперборея» из Североморска. «NP» представила не сама Наталия, а Александра Яковлева. «У Алены» - Калякина Юля и сама Алена (Ольга Кузьмина); «Гиперборея» - Наталья Спицына. Мы услышали рассказы о том, кто и как шьет костюмы, какими источниками информации пользуется, что вообще вкладывает в понятия «костюм» и «образ». Такой обмен опытом, на наш взгляд, полезен всем заинтересованным лицам. Всегда хочется знать, «а как это делают другие?»

В разделе докладов прозвучало выступление Ольги Кузьминой «Костюм и образ на ролевых играх и исторических фестивалях». Она раскрыла эту тему на примере славянского костюма и говорила о том, как создать узнаваемый образ, как сделать костюм, соответствующий исторической реальности (выкройки, пошив и т.д.) и как самому соответствовать выбранной эпохе. Проблема создания образа и необходимости отыгрывать свой персонаж вызвала бурное обсуждение этой проблемы. Многие высказывали свою точку зрения, рассказывали о том, какие нормы существуют в их клубах. Особенно активно выступали представители клуба «Легенда» из Москвы: их руководитель - Гуннар Ворон, леди Мелиан (Павел и Сафа Проказовы), леди Семиас (Гюнай Эфендиева).

Очень содержательным был доклад Наташи Спицыной из Североморска о вышивке в славянском костюме 11-12 вв. В нем она рассказала не только о технике, материалах, расположении вышивок на одежде славян, но, что еще интереснее, продемонстрировала умение «читать» орнаменты, как текст. Наташа объяснила смысл и происхождение наиболее распространенных орнаментальных мотивов (поле, засеянное поле, роженица, Мокошь и т.д.), разделила эти мотивы на женские, мужские, девичьи. Особенно позабавило всех то, что, оказывается, многие «крутые» реконструкторы-бойцы, украшая свои костюмы вышивкой, по незнанию помещают на своих рубахах чисто женские символы материнства и родов.

Очень зрелищно прошли презентации костюмов. Юля Масляева из Казани представила роскошный костюм знатной французской дамы конца 16 – начала 17 века. В это время во Франции распространилась испанская мода. Юля увидела это платье на картине неизвестного художника лет пять назад и загорелась желанием сшить его. Она нашла мастерицу, которая помогла ей с кроем, и сшила. На семинаре она устроила вполне пристойный испанский «стриптиз»: снимала одну за другой детали платья, рассказывала о них, передавала посмотреть зрителям. Это было очень интересно! По следам «Зиланта» в одной из казанских газет даже вышла статья, которая так и называлась «Испанский стриптиз».

Вслед за ней выступил мастер Йон из Москвы с презентацией костюма простого ремесленника Старой Ладоги 11 в. Его костюм ничуть не проиграл от соседства с Юлиным платьем. Во-первых, Йон принес костюм в мешке и стал очень артистично, как фокусник из шляпы, доставать из этого самого мешка по очереди рубаху, штаны, носки, пояс, обувь и т.д. Во-вторых, все это сопровождалось интереснейшими комментариями по поводу особенностей швов, выкроек, тканей. Совершенно подкупало отсутствие всяческого высокомерия при явном и доскональном знании материала и высоком качестве исполнения.

Была еще презентация древнерусского чешуйчатого доспеха конца 13 - начала 14 вв., который представил Александр Григорьев из саратовского клуба «Городище». Саша сделал такой доспех для себя и продемонстрировал его на семинаре. Мужская часть аудитории слушала очень заинтересованно. В следующем году можно попробовать выделить тему изготовления доспехов в отдельный блок семинара.

С демонстрацией русского доспеха соседствовала презентация будущего костюма знатной золотоордынской ханум этого же исторического периода, т.е. 13-14 вв. С докладом выступила Лиля Кокарева. Этот костюм шьется для экспозиции Национального музея Республики Татарстан. За основу взяты материалы из могильника 14 в. Маячный бугор, под Астраханью.

Гюзель Бударина провела мастер-класс по татарской кожаной мозаике. Это специфически татарская техника шитья из кожи. Отдельные кусочки кожи сшиваются между собой особым декоративным швом, известным только у татар. Техника настолько красива и оригинальна, что мы сочли ее вполне подходящей для мастер-класса на фестивале в столице Татарстана. Сапожки (знаменитые ичиги), выполненные в этой технике в свое время с успехом продавались не только по всей России, но и в Европе.

Планировались еще мастер-классы по плетению тесьмы и по вышивке, но в пылу подготовки к семинару о них забыли. Те, кто их планировал привезли и без того обширную программу. На мастер-классы уже не хватило ни времени, ни, видимо, сил. На будущий год обязательно разовьем этот блок семинара. Мечтаем провести мастер-классы по золотому шитью, по той же кожаной мозаике, по плетению на бердышках и дощечках. Можно будет многому друг у друга научиться. В мечтах же остался круглый стол по историческому крою. Очень жаль! Впрочем, мы обсуждали итоги семинара с его участниками. Почти все готовы на будущий год поделиться собственным опытом.

Очень продуктивно прошло обсуждение исторических костюмов, представленных на конкурс. Участники продемонстрировали свои костюмы перед аудиторией семинара и в присутствии двух членов жюри, остальные судьи были уже на самом конкурсе. Рассказали о том, к какой стране, эпохе, сословию относится их костюм; какие использованы источники, какие ткани, швы, обосновывали те или иные детали туалета.

Положено было представить еще и паспорт костюма, но, к сожалению, в массе своей народ был к этому не готов. С докладом о том, каким должен быть паспорт, еще до конкурса, на семинаре выступила Ольга Кузьмина из Пензы. Участники семинара задавали костюмированным конкурсантам вопросы, уточняли, делали замечания.

К сожалению, не получилось подобного же обсуждения на семинаре игровых костюмов, представленных для игрового конкурса. Уже не хватало времени. А жаль! Некоторым участникам очень хотелось выслушать мнения о своем наряде: замечания, пожелания, просто обсуждение образа. На будущий год нужно просто обязательно выделить для этого время!

Сами конкурсы костюмов прошли в рамках турнирного блока: игровой – на игровом, исторический - на железном. На железном турнире все было представлено как прием у восточного владыки, то бишь - Хабар мурзы. Судьи изображали мудрецов дивана. Участники конкурса представали перед владыкой и рассказывали о себе. Жюри оценивало как костюм, так и артистизм в подаче образа. Это была одна из главных идей конкурса. Т.е. оценивалось не только качество реконструкции, но и соответствие заявленному образу. Среди самых удачных демонстраций - Наташа Спицина из Североморска (клуб «Гиперборея»). Она так артистично изображала девушку кривичей (11 в.), мечтающую выйти замуж и «родить сыночка», что совершенно подкупила жюри.

В жюри входили сам Хабар-мурза, он же  Хабаров Владислав, он же Балин; Ромадин Дмитрий - он же Динар; Руденко Константин  - сотрудник Нац. Музея РТ, археолог, кандидат исторических наук; Яковлева Александра, представительница мастерской "NP"; и наконец, Хабарова Екатерина - руководитель оргкомитета Fashion-блока. На наш взгляд, жюри для конкурса исторического костюма вполне правомочное.

Игровой турнир проходил в этом году как кинопробы «Последний герой боевика», поэтому конкурс соответственно принял вид кастинга на роли тех персонажей, которых представляли участники. В жюри этого конкурса вошли Лиссе, Лора Бочарова, Слава Хабаров. В присуждении наград учитывалось мнение оргкомитета Fashion-блока. Костюмы были очень хороши! Полноценные исторические стилизации, оригинальные модели, качественное шитье. Видимо, времена мальчиков и девочек в занавесках канули в прошлое. И, слава Богу!

Собственно в ролевой блок семинара вошел организованный Ранди круглый стол с обсуждением проблем пошива костюмов на игры: стоит ли ехать в лес в шелках и бархате, костюмы "два в одном" и т.п. Пришла большая толпа народа, который стал очень активно обмениваться мнениями и делиться опытом изготовления игровой одежды и доспехов.

Был доклад Ильи Степина из Тулы о том, что представляет собой подобающий костюм для техногенной игры. Антонина  Каковиди вместе с Наилей Суркиной рассказали о специфике театрального костюма: чем он отличается от игрового, из чего шьется и т.д.

Хорошо дополнил этот блок мастер-класс Юлии Гильтий из Киева по гриму. Она ответила на множество вопросов, продемонстрировала варианты грима персонажей различного возраста и происхождения. Это было очень интересно!

В целом, ролевой блок был явно меньше реконструкционного. А хотелось бы большего равенства в количестве и уровне докладов. Тем более, что ролевики – традиционная аудитория «Зиланткона». Надеемся, что на будущий год в Fashion-блоке прозвучат презентации полноценных игровых образов, тем более, что уровень игровых костюмов на самом Зилантконе, на балу, на конкурсе был очень высок.

Главный вывод - семинар многим интересен и нужен. Люди обменивались адресами, материалами, делали заказы. Слушатели, зрители присутствовали на семинаре постоянно. У нас большие планы на будущий год и еще немало идей. Очень постараемся сохранить все дружеские отношения, контакты и знакомства, сложившиеся в процессе работы блока. Надеемся, что в следующем году желающих принять участие в нашем Fashion-блоке будет, как минимум, не меньше, чем в этом.

 

Екатерина Хабарова,

руководитель оргкомитета

Fashion-блока "Зиланткона-2004",

г. Казань.

Fashion-zilant@yandex.ru

 

Напечатано в N 23 журнала по ролевым играм «Мое королевство»


предыдущий текст оглавление следующий текст

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Фото в московском метро
(автор фото - Дэл)

Уважаемые читатели, отзывы про МоеК лучше писать в журнал!!!

Наши друзья
Новости RPG
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

29.12.20 15:44
Путеводитель по работе с сообществами

Новости alexander6
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

11.05.21 03:29
ВСЕ ГУДКИ В ОДНОЙ ПАПКЕ НА ГУГЛ-ДИСКЕ

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх