19.04.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Удачная детская роль комментарии дать свой комментарий вид для печати
13.01.2008
  рубрика Детский час
автор Еля Карева (Красноярск)   
Рекомендации: +:0     :0

Ох, как муторно оставлять детей на попечение! Как не хочется расставаться с ними! Как прикольно было бы брать их с собой – дабы и поиграть, и порадоваться жизни – и не напрягаться пристраиванием чада в городе.

Бедные мы родители, бедные!

Но я, как родитель продвинутый и матёрый, сразу скажу: не только чужие дети растут быстро! Не парьтесь – ваши чада тоже вырастут. Вымахают ого-го! Дорастут до возраста, в котором их уже вполне можно вывозить на игры и даже – о счастье! – играть при этом самому!

Оказалось по здравом размышлении, что за восемь лет присутствия моих детей на играх накопилось у меня немало опыта по детским ролям. Расскажу как водится по порядку.

Только это для мам, которые уже поняли, что почасовое кормление и сидение на привязи детям нужны не очень. Потому что на играх питание нерегулярное, сон тоже. А опасностей – ну как везде в лесу. То есть не очень много. На дорогах больше.

Итак, вы выросли лет до шести. (Что, еще не выросли? Отложите этот журнал года на три – он вам еще пригодится).

 

 

Роль одиночная.

 

Тяжело, конечно. Но возможно. Лучше всего, если вы на игре, куда собираетесь отправить ребенка не иначе как мастер. Или в хороших отношениях с мастерами. Тогда фантазия начинает работать.

 

«Маленький мамонт»

 

Илюшка был шести с половиной лет от роду, когда мы с мужем вместе отправились на игру. Игры были незатейливыми, с сертификатами и «честными словами». Добрый мастер выдал Илье бумажку о том, что он – с виду маленький мамонт. С хоботом и шерсткой. Илья был счастлив, ускакал куда-то на весь день и шлялся по лагерям, поедая «хоботом» еду и разрешая гладить себя по «шерстке». Поскольку его в основном знали (а кто не знал – просто на умилении), то его кормили-поили и не обижали.

Лишь однажды он попал в племя, которое решило, что маленький мамонт лучше чем ничего. И мягко (!)  забило его дубиной. Тут огретый пенками Илья достал из кармашка бумагу о том, что «Пришел Большой Мамонт и растоптал обидчиков». Мастер-на-команде отправил троих «убойцев» вместе с Ильей в мертвятник, где они честно отсидели три часа. После чего его уже больше никто не обижал.

 

Мораль: оставьте ребенка чувствовать себя свободным, но озаботьтесь его охраной в игровом плане. И едой (я перед игрой обошла все лагеря, раздала три кило печенья с просьбой кормить Илью, ежели он забредет)

 

«Пятидесятипроцентный мальчик»

 

Игра «Альфа» строилась на магии. Магия – на бонусах. Бонусы – на обрядах. Представьте, КАК  относились команды к Илюшке, который – благодаря добрым мастерам – давал 50% к каждому проведенному в его присутствии обряду! Да на руках носили и оберегали. И сдавали напрокат другим командам.

 

Мораль: сделайте ребенка нужным полигону и он ощутит свою важность. О еде – та же история.

 

«Подкидыш»

 

Вероника приехала будучи семилеткой на «Земноморье» - собственно, сюжет ее роли заключался в том, приемная дочка правительницы острова Гонт. Но на руке у нее была «татуировка». В процессе игры я не поленилась отправить к ней девушку, которая рассказала ей о том, что есть еще люди с подобными татуировками... Ника ухлопала всю игру на розыски своих братьев-близнецов, а потом выяснила, что их родным отцом является Император Атуана, приверженец Близнецовой религии. К счастью Макс любезно согласился немного подыграть ребятишкам и они были при делах – служили переносчиками информации.

 

Мораль: устройте замуту  на подольше и воспользуйтесь дружескими связями – они помогут вашим ребятишкам поиграть всласть.

 

«Травница»

 

Вероника - ученица ведьмы. Никто так кропотливо, как моя девочка не собирал травы, не вклеивал их в книжечку, не искал определенное растение. Конечно, занятие нудное, но травница из нее получилась. Ведьма была довольна тем, что ей не понадобилось самой разыскивать эти чертовы травинки и в благодарность таскала Веронику на слеты нечистой силы и даже к концу игры смастерила ей метлу – так что мое дитя кружило потом где-то «надо мной» - счастливое и довольное.

 

Мораль: лучше быть нужным, чем свободным. Если ребенок чувствует свою необходимость где-то – он займется даже тем, что в реальной жизни вы бы от него не добились (например, все школьные гербарии за Веронику уныло делал папа. Или я).

 

«Домовенок»

 

Спаси вас бог давать ребенку оружие для защиты! Какой-нибудь «всепробивающий перочинный нож». Он же всех перережет из одного желания повлиять на мир и неумения делать это взрослыми способами! Мальчику Саше в роли Домовенка Кузи выдали такой нож и умение прятаться «в туман». И считалочка детская приобрела на «Цветке папоротника» новое звучание:

«Вышел Кузя из «тумана»

Вынул ножик из кармана

Буду резать, буду бить,

Мастера, давай следить»!

 

Костюмы

 

Ну, это святое! У нас детской игровухи в доме чуть меньше чем взрослой! Причем для них она легко перешивается из устаревших маминых\папиных вещей. Побольше яркого и веселого, просторного и немаркого – и ваше чадо вполне серьезно изображает из себя то летучую «яшприцу», то хоббитенка, то ведьмочку («Маленькую Бабу-Ягу»). Переодевание – это волшебное преображение. Никогда не выезжайте с ребенком на игру без костюма – даже если он не играет, он должен чувствовать себя «в стилле».

И потом – это же так здорово – одевать их в необычное!

 

Командные роли

 

Тут легче... Или наоборот сложнее. Для команды ребятишек маленького возраста обязательно нужен человек, который бы с ними играл с удовольствием, защищал бы их от опасностей и... постоянно бы втравливал в события...

Так случилось, что в Красноярске это была как раз я. Потому что у меня и у моей подруги были дети соответствующего возраст, которых надо было развлекать и делать полезными для игры.

Она, кстати, как раз всегда была главным мастером этих немаленьких игр. От 100 до 350 человек собирались на полигоне и среди них были наши малыши – и их приглашенные  приятели-знакомые. Всего до 15 человек. 15 было один раз, и то пришлось их поделить на две команды.

 

Предшественники

 

В 22 номере МоёКа статья Михаила Кожаринова «Лестница Странников» как раз об этом:

«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ – знаковое слово для детей 6-9 лет.

«Мы проводили на такой возраст игру «Лесная сказка». Большинство детей не могло уловить весь ход событий и взаимовлияний одних сюжетных линий на другие. С энтузиазмом выполняли последовательность действий, которой обучали их более старшие проводники: как спрятаться от злых орков с помощью магии. Ребенок делал ручки домиком и читал «заклинание». Орки «ничего не видели». Это был хит! Сюжет пришлось сильно упрощать чтобы он ложился в рамки конечных и односложных последовательностей: засада на дракона, выпуск птиц на волю из клетки,...»

Золотое наблюдение! И теория лестницы странников жизнеспособна. Отлично объясняет интересы детей.

 

«Коридор»

 

Мы знали это на практике. И когда нашим тусовочным деткам было по 4-5-6-7 лет, мы устраивали для них «коридоры». Запутанное помещение с разными – лучше темными – комнатами – мы декорировали под Замок, Хижину, Логово Дракона, болото... И нехитрый сюжет (злой Дракон похищает добрую их проводницу, эльфийскую царевну) заставлял малышей пройти этот коридор «до победного». Главное было – чередовать страшное, смешное и красивое. Как сияли свечи и «драгоценности» дворца, какое было простенькое «болото» - просто круги бумаги, по которым надо было пропрыгать до выхода. Но до сих пор моя сестричка вспоминает тот момент, когда из кучи тряпья рядом с последней «кочкой» высунулась чья-то рука и ухватила ее за ногу! А как они ловко дрались подушками? Как кидали дротики? Как подбирали ключ к замку. То есть младшие просто двигались вместе, но старшие уже вовсю действовали. Главное было – создать последовательность действий.

 

«Путешествие»

 

Успех «коридоров заставил нас устроить летом на местных подростковых ХИ  «Великое хоббитское путешествие». Над сюжетом долго думать незачем – что-то они должны раздобыть, а для этого –что-то преодолеть. В нашем случае это была Кружка, в которую перековали Нарсил (строчка из популярной песни

 «Где теперь тот клинок

Когда грозный час пробил?

Перекован в Хоббитании на ложки»

Традиционное послеобеденное затишье в командах – и хоббиты тронулись в путь. Они переходили от одного лагеря до другого, встречались с разными существами, подвергались опасностям и испытаниям. Вот они спасли Оленя – и он рассказывает им в благодарность о Волшебном заклинании, что на дереве. Они забирают заклинание и – о чудо – на них выбегает именно тот тролль, которого заклом этим можно «окаменить». Вот они добывают уже кружку в обмен на сокровища тролля, но тут на них нападают злые дракониды и берут их в плен. Но из кустов вылетают отважные рохирримы и спасают их, и отводят к себе, и кормят. А потом провожают до оврага. Но там их ждут – и вся команда в лапах орков, которые требуют только одно – Кружку!  Дети отказывают. Тогда орки «убивают» на их глазах проводницу из Рохана. А потом тянут руки к проводнику. И дети отдают кружку. Но вот является Гэндальф! ...

Сюжет такого путешествия придумывать легко и вспоминать приятно. Морока только в технической части – договориться с утра с каждой командой, которая не прочь помочь. Обеспечить закл на дереве, Оленя – на дороге, драконидов – в засаде, кучу хавки – у рохирримов. И надо бежать впереди, отслеживая, все ли в порядке.

На следующий год наши ребятишки спасали потомков эльфийских владык.

Еще через год собирали Алую Книгу, раскиданную по листочкам  в разных концах полигона...

А потом они выросли и стали – играть.

У нас есть лангедок, написанный для десяти старших игроков и десяти-двенадцати малышей от 6 лет. Детки играют кучей, помогают друг другу и – неизбежно выигрывают. Мы прокатывали его раз пять – когда подрастала очередная компания тусовочно-соседской малышни. Называется он «Мертвецы и призраки», подверстан под Хэллоуин, но может быть сыгран и в любое другое время.

И тогда дети уже могут выезжать в команды.

 

Железные деревья

 

Команда ребятишек от 7 до 12 лет на полигоне может быть в тему – если ее вписать. Кожаринов: «Интересен случай разновозрастных игр. Старшие играют сюжет, младшие – фон, то есть деятельность вроде бы не зависимую от сюжетных разработок (обрабатывают поля, охотятся). Дело в том, что фон как раз предусматривает строгую последовательность действий. Например: экономика игры завязана на черчение кругов и квадратиков. Старшим это скучно, они бегут от такой «работы», а младшим – в кайф! В итоге ценность младших резко возрастает, за них начинается битва среди старших. У тех команд, где младших оказывалось больше, с экономикой все было хорошо»

Это правда! В нашей хоббитской команде «поля», нарисованные на земле и засаженные веточками, росли с каждым циклом. Нашим не надоедало втыкать эти веточки и знать, что это – будущие чипы, за которыми придут из соседних команд. А деревянных коров они ласково звали «Дерёнками».

Мастер по экономике пускал слезы умиления до тех пор, пока не понял, что карточки сельскохозяйственных чипов у него закончились. С тех пор на наших полях произрастали так же и «железные» деревья. Пара выходов «в свет» - и дети уезжали с игры счастливые: они были нужны, им было интересно. .

А персонала на них было немного: я сама, Алёна – да трое ребят 12-13 лет, приехавшие со своими младшими братишками.

 

Маленькие Маги

 

Мы даже сделали одну игру специально под малышей. Игра «Земноморье» имела фишку – ВСЕ взрослые маги Земноморья куда-то ушли. Теперь в мире только Маленькие Маги.

Наши маги были всевластны. Они могли сочинить любое (!) заклинание. И если оно было произнесено на Истинной речи, оно сбывалось. Истинной Речью служил искусственный, но гибкий и богатый язык эсперанто (я и мой муж владеем им в совершенстве, вот и взяли его в качестве ИР). Заклинания составлялись с помощью словарей и учебников. Но дети были малы и правильно составленных заклинаний было мало – и слава богу, а то потопили бы они все острова к чертовой матери! Из всех заклинаний дети назубок выучили одно: «Mi volas esti hejme tuj!» - «Я хочу оказаться дома немедленно!» - для спасения жизни. Оно чаще всех и звучало: на всякий случай.

Кстати: именно на «Земноморье» мы стали использовать для магов воздушные шарики. Правильно написанное заклинание помещается в шарик и он надувается. Маг с шариком ходит где хочет, а при нужде лопает шар. И видно, и слышно, и ясно, что именно этот эффект случился – который в записочке написан.

 

«Платные детишки – короткие штанишки!»

 

На той же игре другая команда была собрана по знакомым: мы предложили им за небольшую плату устроить их детям трехдневное развлечение.

Хотя малыши остались довольны, больше «платных» групп мы не набирали никогда. Не потому, что на них уходило много хлопот. А потому что мы поняли, что есть все-таки удовольствие от хорошо сделанной игры и радость своего ребенка – а есть работа за деньги. И эта работа нам не понравилась.  Своей профессией каждая из нас зарабатывает больше, а ответственности меньше.

Но тем не менее – опыт устройства игр для совсем «левых» ребятишек есть и он вполне успешен. Система, впрочем, та же – а) сделать детей нужными; б) занять их последовательной деятельностью ;в) устраивать «опасности» и научить спасаться от них.; г) ограждать от реальных опасностей.

Интересно, что мы так много времени уделяли команде Империи (маленькому Императору и его двору), что наши собственные дети остались совсем без бытовых удобств – на их команде остались только два папы и они больше заботились о приключениях, чем о еде. Маленькие Маги быстро просекли такую несправедливость и вскоре стали питаться в чужих командах: за заклинания.

 

Послесловие

 

Потом мой сын подрос, прославился в Хоббитании-2000 (пожелав назгулу «Доброго здоровьичка», сыграл главную роль на Макарене-2002 (юный король Людовик 14), 

поездил по играм от Питера до Иркутска, стал Главным мастером игры «Fallout-socium» и продолжает играть.

Дочка подросла, на игры ездит редко, зато самая креативная и самая активная участница выездных школ и лагерей. Любит свои фотографии и воспоминания с игрушек, считает, что получила там немало полезного. Делает доклады и презентации на тему РИ.

То, что сейчас мои дети не тушуются ни в каких ситуациях, я считаю последствием игр. Они самостоятельны и решительны, сообразительны и не трусливы. Они уже знают, что в сложных условиях надо быстро думать и разумно действовать. Слава богу, опыт был.

Искренне желаю вашим ребятишкам получить этот опыт в игре: он более безопасен, но не менее полезен.

 

Всегда ваша

Еля Карева, мама и мастер

Красноярск

Kareva@imperium.ru

 

Напечатано в N 26 журнала по ролевым играм «Мое королевство»


предыдущий текст оглавление следующий текст

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Дядя Слава
(Вячеслав Рожков. Москва)
Наши друзья
Новости RPG
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

Новости alexander6
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх