04.05.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Танцкласс с нуля комментарии дать свой комментарий вид для печати
22.12.2007
  рубрика Плезир
автор Бекар (Минск)   
Рекомендации: +:0     :0

Танцкласс с нуля.

Малое пособие по проведению танцевального урока.

 

Посвящается моим терпеливым ученикам из Ярославля, Н. Новгорода, Львова, Киева, Риги, Друвиены, Волина, Вроцлава, Таллина, и, конечно, всем моим любимым землякам.

При содействии Ассоциации Исторического Танца.

 

Нас историческими танцами давно не удивишь. Они, наряду с показательными боями – один из лучших способов для ролевиков раскинуть пальцы перед цивилами. Каждый ролевой или рыцарский клуб считает себя обязанным обзавестись танцевальным коллективом. И все более популярным становится новое хобби – проводить мастер-классы по танцам. О них и пойдет речь.

 

* * *

«А нафига они нам?»

Слоник из анекдота.

 

Если вы готовитесь к проведению танцкласса, первое, что вам было бы очень полезно сделать – это придумать для себя ответ на вопрос: «Зачем я делаю этот танцкласс?».

 

Если вы отвечаете искренне, то основных вариантов может быть несколько: «Давно обо мне на форумах не писали, совсем забыли». Или, например, «Ой, а я на ФСТ в Питер съездила, меня там дядя из Бельгии учил, он даже по-английски говорил, я все понимала почти, я теперь такая умная-умная, вся набита информацией, давайте я ее в вас посею, она разумная, добрая и вечная, вы потом будете давать плоды». Также встречается вариант «Блин, надо перед командиром клуба засветиться, а то мне надоело в ранге горожанки ходить, пора в придворные дамы повышение делать».

 

Эти варианты очень уважительны. Они показывают насущную необходимость танцкласса для Вас. Но в них нет и намека на востребованность этого занятия среди будущих «учеников». Им это не нужно. Их можно затащить туда, привлечь тем, что «там много девушек», или что «командир приказал всем бойцам выучить павану». Но реакция будет, как в школе на природоведении. И не мечтайте о дисциплине и уважении.

 

Другое дело, если к вам неоднократно обращались с просьбой о том, чтобы поделиться информацией. Если у вас есть аудитория, которой нужен конкретный танец, конкретный блок информации: «Блин, ну когда же ты покажешь одиннадцатитактный гальярдный шаг?» Тогда танцкласс заранее имеет спрос, а уже спрос породит предложение.

 

* * *

 

Тему занятия постарайтесь продумать заранее: о чем конкретно будет идти речь, чему конкретно будете учить. Ясность в голове должна быть как минимум у вас, преподавателя.

Случай из моей практики: «Приезжай, танцам поучишь!» - «А каким танцам?» - «Ты приедь, расскажем!». Приезжаю. «Ой, ты знаешь, мы хотим мореску, «Осаду Энниса», «Все в саду зеленое», «Милитари Тустеп», «Анелло», «Трикот» и «Вальс Святого Бернара»... И у меня руки начинают опускаться: нету двух танцев, даже приблизительно принадлежащих одному региону и эпохе...

Если же вы заранее знаете тему занятия, в ваших силах полистать на досуге конспекты, припомнить подзабытое, освежить в памяти незабываемое, подготовить музыку...

 

* * *

 

О музыке подробней. Отнеситесь к этому делу ответственно. Не надейтесь на популярность тех или иных мелодий: то, что популярно в вашем городе, может быть совершенно неизвестно в регионе, куда вы собираетесь для проведения танцкласса. Обратное также встречается. Имея некоторый опыт проведения танцклассов в областных центрах и вообще в глуши, рекомендую: с собой берите музыки, как будто там ее совсем нет.

 

Формат музыки – лучше всего и CD-audio, и MP3 и даже на аудиокассетах. Да-да, у меня на полочке до сих пор на всякий случай пылится парочка кассет... Надежней всего CD-audio.

 

Очень полезно заранее составить дома компакт-диск со всей музыкой, и, возможно, даже с информацией в цифровом виде – чтобы оставить этот диск ученикам для распространения. Это, так сказать, профессиональная этика: привезти ученикам возможность не только протанцевать новое вместе с вами, но дать им крылья для самостоятельной работы. Пусть дерзают. Вы же не дискотеку проводите, а учите. И показатель Вашей хорошей работы – если Ваши ученики пойдут затем дальше вас.

 

С огорчением должен отметить факт, что некоторые танцевальные школы придерживаются ныне иной тактики: они стремятся ограничить распространение информации, оправдываясь «дилетантизмом и профанацией высокого учения в массах». Ну что ж, милосердие – достоинство сильных... 8)

 

* * *

Ничто так не ограничивает кругозор,

Как размер зарплаты.

Пословица.

 

Брать ли за мастер-классы деньги и сколько? Зависит, во многом, от темы занятия. Только вам решать, и только личный опыт научит вас, как решать этот вопрос. Дам лишь две рекомендации. Первая: стремитесь к равновесию. Чтобы деньги, которые вы потратили на информацию, вернулись к вам или в виде гонораров за выступления, или в виде оплаты танцкласса. Ведь, если вы талантливы, то из полученных когда-то знаний вы сделаете красивые и зрелищные танцевальные выступления. Но это уже будет ваша работа и ваши труды. Если же нет – вы можете просто поделиться этими знаниями.

 

Второй совет: введите минимальную входную плату даже если даете бросовый танцкласс-ликбез. Я имею богатый опыт работы «на голом энтузиазме» и замечал разительное отличие. Если люди выложили на входе хотя бы полтора доллара, то в их поведении сразу, как по волшебству, появляется сосредоточенность и внимание, они стремятся хоть что-то получить и унести в обмен на свои деньги. На бесплатные занятия люди приходят просто потусоваться. И, поверьте, вы им будете порядком мешать своим зудением над ухом про какие-то там схемы и ноги.

 

* * *

 

Есть некоторый набор вопросов, которые не должны волновать преподавателя танцев, ибо решаются они обычно приглашающей стороной. Тем не менее, в ваших интересах, дорогие молодые преподаватели, лично контролировать решение организаторами этих вопросов. Но даже если это ваши проблемы, то их решение обычно сильно зависит от экономической, политической и социальной ситуации в вашей конкретной стране. Я перечислю эти вопросы: а) раскрутка танцкласса и обеспечение наполняемости зала; б) помещение для танцкласса – зеркала, вентиляция, качество пола; в) громкость музыки – слышит ли ее кто-либо, кроме вас; г) форма одежды – «перекуем берцы на чешки».

 

Убедитесь, что то, что Вы понимаете под выражениями «вентилируемое помещение», «качественный деревянный пол», «громкое воспроизведение звука», «будет много народа», хотя бы приблизительно совпадает с тем, что под этими выражениями понимает принимающая сторона 8). Держите с организаторами постоянную связь. Давите. Спрашивайте. Уточняйте.

 

* * *

 

Но вот, пришел день «Д», вы уже на месте, диск в проигрывателе, ученики переоделись и построены в ряд. Они смотрят на вас большими, влажными глазами. Ждут, наверное, чего-то... Все такие нескладные, квадратные, или наоборот, излишне круглые... Что же с ними делать-то, а?

 

Для начала – познакомиться. Как минимум, представьтесь сами. Вы тогда, во-первых, перестанете быть для учеников лавкрафтовским «безымянным ужасом», а значит, понятность ваших слов резко возрастет. Кроме того, ученики будут звать вас не «извините пожалуйста», а по имени, и это будет приятнее лично вам.

 

Очень полезно узнать имена учеников. Запомнить вы их вряд ли сможете, если вы не «мальчик с феноменальной памятью» из анекдота. Зато они также почувствуют себя людьми. Решайте сами, надо ли это вам 8). Мне надо.

 

Профессиональный секрет, который совсем не секрет. Перед каждым танцклассом я задаю новым ученикам жуткий вопрос: «Чего приперлись?». То есть звучит он, конечно, вежливее, но смысл остается. И, что характерно, около 50 % посетителей не знают ответа на этот вопрос...  

 

* * *

 

Следующим пунктом я рекомендую провести упражнения под кодовым обозначением «РРР». То есть «Разминка, Разогрев, Растяжка». Есть огромное количество мнений и схем по поводу последовательности и содержания каждой из «Р»-ов, и  тут можно полемизировать очень долго. Так что я ограничусь пояснением: Разминка нужна для пробуждения всего тела в целом, после сидения ваших подопечных на работах и учебах, но главная цель ее – суставы. Разогрев приводит в рабочее состояние мясо (в смысле мышцы) учеников, а растяжка подготавливает к интенсивной работе связки и опять же мясо. Без «РРР» ваши танцклассы чреваты серьезными растяжениями связок и мышц, особенно, если вы рискуете обучать народ ирландским танцам.

Лично на моих занятиях, даже у постоянных учеников, танцующих по два-три вечера в неделю, «РРР» занимает не менее часа.

 

* * *

 

После этого можно приступать непосредственно к теме танцкласса. Я бы сильно рекомендовал разбавлять танцевальную работу лирическими отступлениями, где бы вы могли рассказать о теории и истории изучаемых танцев, наладить с подопечными обратную связь. Мои ученики хорошо знают, какое я невыносимое трепло. И, хоть я и стремлюсь избавиться от болтливости, я боюсь иной крайности: «Так, готовы? Танцуем танец такой-то. Левую ногу налево, правую направо, раз-два. Понятно? Идем дальше. Танец следующий - такой-то...» После подобных танцклассов и возникают занятные сенсации вроде бытовавшего в недавнем прошлом в Питере танца «Ирландский Ручеек», который раньше был, если не путаю, «Стенами Лимерика», но был запомнен на 60%, с трудом восстановлен на 30% и сокращен еще на 10%.

 

Постарайтесь дать ученикам комплексное понятие о тех танцах, о которых идет речь. Упомяните, как, откуда и почему они вообще взялись. Дайте хорошенько запомнить названия танцев, позвольте записать схему.

 

Могу порекомендовать определенную схему демонстрации и разъяснения танца. Прежде всего продемонстрируйте ученикам весь танец целиком, чтобы у них в сознании сложился общий вид. Затем приступайте к разбору танца по частям, объясняя и всегда давая время на вопросы. Протанцовывайте под музыку выученные части, затем разбирайте дальше. И в конце закрепите танец.

 

Осторожно отнеситесь к видеосъемке на занятии. Помните, что после нее ученикам будет дешевле сделать копию с видеозаписи, чем приглашать вас еще раз. Хотя, на самом деле, живого преподавателя видео не заменит...

 

Последние 20% времени стоит посвятить повторному протанцовыванию всех выученных за занятие танцев. А в конце занятия полезно будет провести «заминку». Это некое подобие разминки, направленное на снятие усталости и зажатости мышц – чтобы на завтра ученики смогли сами встать с кроватей. Несколько финальных слов, последнее «До Свидания» - и танцкласс окончен.

 

Обязательно оставьте свои координаты ученикам – пусть задают вопросы. Практика показывает – они не будут вас беспокоить. Можете сколько угодно раскидывать свои визитки, однако люди, скорее, спросят приятеля или своего руководителя танцгруппы, чем будут надоедать вам. Даже обидно бывает... 8)

 

Конечно, эта статья слишком коротка, и по каждому абзацу можно дописать еще пару страниц мелочей и «маленьких хитростей». Но они выработаются у Вас сами в процессе работы. Дерзайте.

 

С глубоким почтением,

Бекар,

Руководитель Минской Школы Ирландского Танца.

При содействии Ассоциации Исторического Танца.

Минск, Республика Беларусь, 2006 г.   

 

Напечатано в N 28 журнала по ролевым играм «Мое королевство»


оглавление

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Фото в московском метро
(автор фото - Дэл)

Уважаемые читатели, отзывы про МоеК лучше писать в журнал!!!

Наши друзья
Новости RPG
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

Новости alexander6
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх