03.05.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Начинающему танцмейстеру комментарии дать свой комментарий вид для печати
22.12.2007
  рубрика Плезир
автор Людмила & Гарольд (Киев)   
Рекомендации: +:0     :0

Антон Палыч Чехов однажды заметил

Что умный любит учиться, а дурак – учить.

Столько дураков в своей жизни я встретил –

Мне давно пора уже орден получить.

Б. Окуджава

 

Да, да – бывает, знаете ли... и сам, главное, не замечаешь, как это с тобой происходит – вроде бы еще вчера был рядовым, только несколько необыкновенным гражданином, а сегодня пришло это самое - Оно.

Оно наступает понемногу, завоевывает сознание от мысли к мысли, время от времени напоминает о себе. Сначала приходит на ум как, якобы, обыкновенная красивая мечта, потом становится чем-то вроде  красивой навязчивой идеи и в один прекрасный момент - хрясь тебя по башке! Да, это Оно –осознание своего желания учить людей танцам. Ну, может быть не непосредственно аж так – «хочу учить», а, возможно, опосредованно – «хочу танцевать, но не с кем, посему хочу научить», но результат все равно един: по Чехову вы - дурак. Что же сказать вам на это? Welcome to the сlub, дорогой вы наш человек, собрат и коллега!

Вообще-то не все так страшно, как может показаться поначалу. Не трудно ведь предположить, что мысль эта не вас первого околдовала своей обманчивой привлекательностью. Не вас же и последнего. Самое главное в нашем деле – не переставать учиться, чтобы доля «умности» всегда перевешивала ту, другую долю.

Одним словом, не столь важно, как, когда и почему вы пришли к необходимости организации в своем городе или районе студии или школы исторического танца, но коль скоро такой вопрос перед вами встал, давайте попробуем последовательно разобраться с тем, как воплотить эту идею на практике.

 

1)    Для чего все это надо.

Это первый вопрос, на который следует обязательно ответить себе честно, иначе ничего не выйдет. Хотя, пожалуй, может и выйдет, но не надолго, поскольку от ответа на этот вопрос полностью зависит построение процесса обучения, подбор и активность учеников, а также непосредственно достижение результата. Если у человека где-то в ближайшем будущем нет желтых штанов, для получения которых нужно работать, а за ними также нету малиновых, то и работать он не станет, ибо нет цели и применения получаемых знаний. Это касается как учащихся, так и преподающих.

Итак, для чего? На вскидку вырисовываются несколько вариантов:

-          Для организации балов и прочих танцевальных мероприятий открытого и закрытого характера.

-          Для использования танцев в качестве дополнительного аспекта реконструкции. Как пример – в РИ, на всяческих пирах, реконструкторских фестивалях и пр.

-          Для создания танцевального или музыкально-танцевального ансамбля и подготовки любительских (либо, как сейчас все чаще бывает, коммерческих) выступлений.

-          Из любви к искусству или ради денег. То есть процесс ради самого процесса.

Могут быть, конечно, и другие варианты, но ответить себе честно следует, поскольку далеко не всегда вышеперечисленные варианты способны безболезненно сосуществовать.

 

2)    Где?

Каковы бы ни были цели и задачи, без постоянного помещения вряд ли удастся организовать что-либо путное, ибо даже просто частая смена зала негативно сказывается на настроении обучаемых. Что бы вы ни собирались разучивать, нужен зал с более-менее ровным полом, относительно теплый зимой и не очень душный летом. Ну и, конечно же, за сумму, которую вы способны собрать со своих учеников. Как правило, вопрос с залом следует решать раньше других. Иногда даже раньше первого.

 

3)    План проведения занятий

Мы определились с целью. Если действительно есть желание ее достичь, логично подчинить ей все остальные аспекты. И начнем с наиболее общего – плана организации занятий. Естественно, в зависимости от поставленной задачи, он будет приобретать те или иные особенности.

 

Скажем, мы решили организовать через полгода бал на тему «Трех Мушкетеров» человек эдак на 100, и чтобы танцевали там минимум 60 гостей никак не меньше десяти танцев (пускай перспектива не кажется вам близкой – сразу же по завершении бала, если он удастся, вы будете засыпаны вопросами на тему «а что дальше?», «а можно к вам записаться?», «когда следующие занятия?», «на какую тему следующий бал?»). Или, положим, организовать за пол года танцевальный коллектив с репертуаром в полтора десятка танцевальных композиций 15-16 вв.

 

Полгода - это 26 недель. Если не напрягаться и давать по два занятия в неделю, выпадает на все – про все всего 52 занятия. Это если не прогуливать в праздники, не готовиться к КОНам и не ездить на игры.

С составлением и отработкой репертуара танцевального коллектива все более-менее просто, поскольку подразумевается относительно стабильный состав участников. Итак, в первом приближении для составления плана занятий следует:

-          выделить и, если необходимо, переработать для сцены нужные танцы;

-          распределить их по предполагаемым занятиям;

-          набрать, если не хватает, желающих и

-          учиться, учиться, учиться от простого к сложному;

-          а параллельно шить, шить, шить себе костюмы;

-          а может быть еще и шить, шить, шить костюмы нерадивым или неумелым товарищам – кавалерам, например;

-          а еще стоит поискать, – где бы выступить с промежуточными результатами подготовки для приобретения опыта и работы над ошибками.

Таким образом, график занятий выходит достаточно линейный, если не учитывать необходимости в генеральных репетициях перед выступлениями.

 

С подготовкой бала несколько веселее:

-          составить хотя бы приблизительную танцевальную программу бала;

-          набросать план подготовки «от простого к сложному» с периодическим повторением пройденного материала; выяснить, сколько потребуется занятий для полного овладения составленной программой (учитывая, что некоторая часть народа присоединится к занятиям не с первого дня, а некоторая будет старательно посещать все классы);

-          набрать, если не хватает, желающих и учиться, учиться, учиться, на каждом занятии напоминая, если нужно, про необходимость костюма.

Но! Это основная группа будет учиться, учиться, учиться. Вряд ли удастся найти и захомутать на постоянные занятия 100 человек, не говоря уже о том, что далеко не каждый преподаватель в состоянии удержать такую большую аудиторию. Большая часть гостей на такой трудовой подвиг не согласится и специально для них придется вставлять в сетку занятий отдельные танцклассы, где и научить десяти несложным танцам. Неплохо будет также организовать промежуточные танцевальные мероприятия с тем, чтобы найти еще желающих, закрепить разученное и, в конце концов, получить заслуженное удовольствие. Нетрудно заметить, что из 52 занятий около десятка уйдет на танцклассы для тех, кто не занимается регулярно. Также, в преддверии мероприятий полезно устраивать нечто вроде «станцовок», где приглашенные смогут еще раз вспомнить танцы либо согласовать свои знания с тем, что будет танцеваться на бале, попробовать потанцевать в новом костюме и обуви.

Продолжим:

-          после выяснения общего количества занятий для постоянных и приходящих учащихся следует попробовать поместить эти занятия в календарике... если получится.

-          а если не получится, а это часто бывает, вернуться к составлению программы бала или искать возможности увеличения количества занятий.

 

4)    Отрабатываемые элементы

Перед тем, как перейти непосредственно к структуре занятия, обозначим дополнительные аспекты, которым порою не будет лишним уделить внимание во время танцклассов.

 

Первое – если танец планируется использовать для общения и не для сцены – этикет.

Где же еще воспитывать в себе умение изыскано общаться, как не на классах исторического танца? В любом случае атмосфера занятия только выиграет если присутствующие станут учиться приглашать на танец непосредственно при его разучивании, попытаются быть галантными с партнером/партнершей во время занятия. Ведущий может легко подтолкнуть учеников к галантности даже просто обращаясь на «Вы». И пускай после окончания он пойдет с ними пить пиво с таранькой, однако подобная практика неизменно скажется на отношении как к партнерам по танцу, как к преподавателю, так и к преподаваемому материалу. И уж точно даст свои результаты непосредственно на мероприятии.

 

Скорее к этикету же и отношению к занятиям можно отнести внешний вид занимающихся. Требования здесь выдвигаются исключительно на усмотрение преподавателя и варьируются в зависимости от контингента. Скажем, для разовых занятий накануне мероприятия выдвигать требования к костюму фактически бесполезно – мало кто из относительно нетанцующего народа их станет придерживаться. На периодических же занятиях следует обращать внимание как минимум на удобство тренировочного костюма, а порою следует выдвинуть и эстетические требования к внешнему виду.

 

Второе – это культура движений, пластика танцора. Отдельно эта тема неплохо развита в статье Вионы «Про пластический этикет танца» (доступна в сети, например здесь: http://www.rpg.ru/rpg/3711). Скажем только – да, важно! Очень полезно предлагать игры и упражнения на пластику, упражняться в реверансах, в умении держать себя и контролировать тело. И первым делом – осанку! Ибо с нее все и начинается. К сожалению, сегодня все больше вокруг нас кривых спин и хотя регулярные занятия танцами осанку рано или поздно, но обязательно исправят, следует все-таки по сутулым спинам сзади, незаметно для других порою постукивать и пускай они выпрямляются как можно раньше.

 

Следующее – физическая подготовка и выносливость. Очень, знаете ли, немаловажные способности человека танцующего. Если кавалер после двух-трех кругов польки или вальса начинает помирать, полулежа на скамейке, – на последующие два-три танца он уже совсем не человек танцующий, а вовсе и человек томно сидящий, усиленно дышащий и печально на все смотрящий. Одним словом -  потерянный для общества на некоторое время. Ситуацию легко могут исправить регулярные упражнения и танцы, тренирующие дыхание и выносливость. Как пример – полька с ускоряющимся темпом «на выживание» в конце занятия.

 

И, наконец, самое главное здесь то, без чего никакие занятия не продлятся дольше месяца – хорошее настроение. Оно удерживает людей в зале, заставляет их танцевать снова и снова. Задача преподавателя – построить занятие таким образом, чтобы все без исключения обучаемые получали удовольствие от танца еще на этапе обучения. В идеале – подарить каждому танцору несколько приятных воспоминаний, ассоциирующихся с каждым танцем. Это может быть шутка, игра или пережитый курьез, радость от наконец-то разученного сложного элемента – все что угодно, но обязательно хорошее. Категорически неприемлемы ассоциации разучивания танцев с тесными мешающими джинсами, натирающими кедами и душным залом. По возможности на занятиях следует избегать скучных упражнений или делать их понемногу, но несколько раз за занятие. Программу стоит выстраивать таким образом, чтобы ученики ощущали, хоть и не большой, но прогресс на каждом занятии,  а не видели мифический результат в далекой перспективе.

 

 

5)    Подготовка к занятию

Вы, должно быть, догадываетесь, что к танцевальным занятиям, как и к любым другим, преподаватели, как правило, готовятся. Ведение занятия в чем-то сродни выступлению перед публикой, с той лишь разницей, что публика более-менее постоянна.

Любые остановки – будь то из-за проблем с проигрывателем или по причине противоречивости конспекта – не пойдут на пользу учебному процессу. Для успешной работы преподаватель должен владеть вниманием учеников, а любая пауза суть потеря внимания.

Что нужно готовить перед началом занятия:

-         Продумать схему занятия исходя из выносимого на него материала. Схема должна учитывать приблизительное время, отводимое на каждый элемент. Можно даже по минутам.

-         Музыку в необходимом формате. Полезно, кстати, иметь запасной носитель с музыкой.

-         Тщательно проработать выносимые танцы под подготовленную музыку, сверить их с источниками (полезно порою с первоисточниками), найти и решить заранее все неоднозначности. Если есть с кем – протанцевать в узком кругу. Если нет – выстроить на полу тапочки и «танцевать» ими. Нужно также учитывать что многие танцы имеют на просторах наших необъятных родин разные варианты исполнения и поэтому надо быть готовым к репликам из серии «а мы на Зиланте его по-другому танцевали». Быть готовым – не значит уметь парировать подобное ответом «ну а мы будем танцевать так». Быть готовым – значит знать как минимум про существование разных вариантов. Еще лучше – знать наиболее распространенные варианты, а в идеале – работать с источниками, понимать, откуда «растут ноги» у этих вариантов. Самый лучший выход в таких случаях – разучив выбранный вариант, ознакомить учащихся с другими вариациями. В любом случае в подобных ситуациях не следует быть категоричным, даже если вы уверены в своей правоте. Пообещайте разобраться в вопросе к следующему занятию и выполните обещание – благо, современные системы связи позволяют найти любую информацию и посоветоваться с людьми по всему свету. Совершенно не постыдно не знать элемент, танец или какой-либо вариант широко распространенного танца. Стыдно – не учиться. Еще хуже – нести отсебятину, из-за чего потом по городам и весям расползаются все новые и новые самовымученные «исторические» танцы и их вариации. Именно поэтому даже самые авторитетные преподаватели исторического танца порою обмениваются опытом, советуются и сверяются с коллегами. С этой целью и была создана Ассоциация Исторического Танца, представители которой в любой момент готовы помочь советом, информацией или материалами по теме.

-         Подготовить подробный, понятный для себя конспект. Память - это прекрасно, но взволновавшись или отвлекшись на посторонние вопросы несложно сбиться с мысли. В конце концов, если вы, сбившись, выучите 30 человек неправильно, вам этих же 30 человек потом и переучивать, краснея за несправедливо украденное у них время. Можно, конечно, не переучивать, но мы все-таки  придерживаемся мнения, что преподаватель в ответе за своих учеников.

-         По завершении занятия – по свежим следам провести работу над ошибками и законспектировать для себя же любимого рекомендации к следующему занятию.

 

 

6)    Подготовка учеников

Да, представьте, их тоже нужно готовить. Точнее сначала их нужно набрать в группу, а потом готовить.

Первым делом следует обратить внимание на ведение учащимися собственных конспектов. Естественно, для этого во время занятия выделять время. Можно и полезно готовить печатные методические материалы, но родные каракули всегда роднее, особенно в первое время, когда не устоялась система восприятия, не задействовано в полную силу пространственное мышление. В конце концов, печатные материалы могут содержать ошибки, в которых легче разобраться, ведя собственные записи.

Об обуви ученики тоже должны позаботиться самостоятельно, но без подачи преподавателя вряд ли кто-то об этом вспомнит. Обувь – необходимое условие правильного выполнения танцевальных элементов и комфортного восприятия излагаемой информации. В зависимости от репертуара, она может быть мягкой и жесткой, иметь высокий, средний, низкий каблук, или не иметь его. Но специальная подходящая обувь должна быть! И она должна соответствовать изучаемому танцу. Не подумайте – авторы этих строк любят ботинки с высокими берцами, но в лесу, в горах – в походе. На танцах обувь должна быть танцевальной и все поползновения в сторону оттаптывания на занятии прекрасных ножек партнерш тяжелыми каблуками должны немедленно пресекаться. Уж лучше пусть танцует босиком.

И пару слов про кросспол. За очень редким исключением, история не знает такого явления, как переодевание девушки в юношу с тем, чтобы потанцевать на бале. Это понимание стоит прививать всем участникам занятий с самого начала. Часто бывают ситуации, когда юношей не хватает, и нет другого выхода, как для разучивания танца поставить в пару двух девушек. Или двух юношей – тоже бывает, кстати. Однако к этому следует относиться как к исключению и даже на занятиях такое положение вещей не должно становиться нормой. В любом случае юноши должны иметь привилегию приглашения избранной дамы; будет лучше, если всех остальных дам в пары расставит преподаватель. Если вам удастся установить порядок в зале таким образом, что каждая «беспарная» девушка будет страдать от своей «беспарности», кавалеров прибавится – проверено практикой. Был даже случай, когда дама находила себе партнера через объявление в газете.

Нам почему-то кажется, что юноше или девушке гораздо полезнее и естественнее один раз найти пару и тем решить свои личные проблемы, чем унижаться до кросспола.

 

7)    Проведение занятия

Это последнее, на чем хотелось бы остановиться. В общем план проведения занятия, хотя и имеет часто достаточно стандартную структуру – является личным делом каждого отдельного преподавателя.

Мы практикуем следующую схему: поскольку занятия танцами можно смело отнести к разряду физических упражнений, каждый урок начинается с разминки, во время которой разогреваются и приводятся в тонус основные работающие группы мышц. После разминки, как правило, следует блок упражнений и игр, во время которых повторяются старые и разучиваются новые танцевальные элементы. Затем из элементов собираем танец и в конце занятия просто танцуем в свое удовольствие, либо на выносливость.

 

 

Удачи вам в ваших начинаниях!

Люда, Гарольд – КРМ Переплутье, Киев.

При поддержке АИТ.

 

Напечатано в N 28 журнала по ролевым играм «Мое королевство»


оглавление

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Руслан Талыпов
(Братск)
Наши друзья
Новости RPG
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

Новости alexander6
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх