29.03.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Ролевики и сцена комментарии дать свой комментарий вид для печати
08.07.2009
  рубрика Размышления
автор Благодарный зритель   
Рекомендации: +:0     :0

Ролевики и сцена

Все, наверное, началось с так называемых «театралок». Для тех, кто не застал этого явления, стоит пояснить, что «театралка» - заведомо постановочное действие на ролевой игре, где каждый по сценарию выполняет свою роль, и которое имеет точно оговоренное завершение. Ведущее место в подобном действии принадлежит сколько-нибудь именным персонажам (жрецы, короли, вожди и так далее). Обычно «театралкой» начинался или заканчивался некий игровой цикл (протокольное объявление войны, завершение конфликта и прочее). Вскоре «театралка» превратилась в обрядовое действие, что заставляло проводить параллели между ролевой игрой, театром и, как это ни странно, мистерией. Это было связано, с тем, что во время проведения договорного действия (обряд и подобное) все строго придерживались регламента, не допускали так называемой «неигровухи», поэтому «театралки», как наиболее красивые моменты, хорошо запоминались и неплохо стимулировали собственно игровой процесс. Кроме того, их активно запечатлевали на видео- и фотопленку, что оставляло в архивах множество действительно красивых кадров.
Возможность «красиво сыграть», быть увиденным и запомниться породила жесткую конкуренцию в ролевой среде за «именные» роли. Так как, напомню, в большинстве своем только эти персонажи имели возможность для хорошо организованной «театралки». На первый взгляд, это, действительно напоминало театр. Невозможность присутствия на полигоне в рамках игры десятка Арагорнов при высокой потребности самореализации привело к тому, что постановочные действия стали организовываться в около полигонной среде. Возникли и всерьез обсуждались целые школы проведения обрядов в игре, так как обряд – максимально демократичное проявление постановки (свадьба – она и для короля, и для пятого лучника шестого ряда проводится одинаково, вот только гости и подарки разные). Поскольку обряды оставались постановочными, они имели все положительные для восприятия моменты «театралки» (смотри выше). Их распространенность и сложность приобрела абсолютно угрожающую значимость. Игра без красивого обряда объявлялась второсортной («Как, даже обряд было провести некому?!», - раздавались возгласы негодования). Увлеченность эзотерической нагрузкой подобных обрядов порождала не совсем верное трактование заявленных на пике «театралок» игр-мистерий.
Как ни странно, заявка первой игры-мистерии «Завоевание Рая» была проведена в виде сценического выступления а’ ля КВН. Стоит обратить внимание на этот факт. В игре-мистерии на первый план выдвигалось соображение, апофеозом развития которого служит рекламная фраза ХИ-2000: «Фродо может стать каждый!». В том числе, это значит, что право на получение максимальной отдачи от игры имеет не только именной персонаж, а любой участник игрового действия (в том числе – организатор, то бишь – мастер). От сюда и еще один слоган подобных проектов: «Мастером может стать каждый!». Возможность почувствовать именно себя ключевой фигурой играемого мира оказалась привлекательной. Наверное, поэтому (в том числе) игры-мистерии волной прокатились по ролевому сообществу.
Однако быстро пришло осознание, что они, выдвигая тебя на первый план бытия, выдвигают тебя на первый план ТВОЕГО собственного бытия. Наличие интересных событийных линий (не путать с сюжетными) различных персонажей, их завершенность в рамках одного проекта, в целом, очень обогатило ролевую игру. Но не победило природный эгоцентризм. Стало понятно, что даже получив именную роль, игрок рисковал остаться в массовке, если рядом находился безвестный доныне герой, чьи деяния заслоняли по своей силе и красоте деяния остальных. И здесь максимально ярко проявилось противоречие и скрытый конфликт ролевой игры, как таковой.
Неоднократно уже обсуждалось, чем является ролевая игра: искусством для избранных или явлением массовой культуры. Высказывались «за» и «против» обеих точек зрения. Обсуждаемый вопрос добавляет еще несколько доводов. В сценической постановке, если речь идет именно о классической сценической постановке, имеется главный герой, главная героиня, хар’арктерные персонажи и массовка. Очень часто герои второго плана (те самые – «хар’арктерные») запоминаются даже ярче главных (миссис Хадсон, ослик у Шрека). Наверное, это связано с тем, что именно они привносят в обычное развитие лирического и приключенческого действия долю новизны, внезапность поворота сюжета и так далее. Так вот. Что характерно (извините за тавтологию), на игре каждый из нас стремится сыграть даже именного персонажа, как хар’актерного. Опять же, лозунг: «Миром правит красота», а яркая игра всегда красива. Таким образом, на игре не получается главных персонажей. Если есть обратный опыт, то он является исключением и только подтверждает правило. Ну, не работают игроки на сюжет! Не работают они на кого-то! Они, как свободные художники, работают на себя. Сама организация игрового поля в последнее время проводится именно для реализации этого стремления. Однако стать главным героем действия, поставив за своей спиной остальных, включить их всех в собственную сюжетную линию – старое, как мир, стремление. Антропоморфизм Возрождения против теоцентризма сюжета.
И ролевики вышли на сцену. Напомню, что первая презентация игры-мистерии была именно постановочной. Насколько мне известно, это была и первая постановочная презентация вообще. Дальше идея покатилась со скоростью снежного кома. Сейчас на Зилан-коне редко презентуют игры текстово. Даже больше. Если есть желание, чтобы на представление обратили внимание, не надо делать представления! Или делать его максимально блестящим (по общему закону развития шоу-бизнеса). С приглашенными звездами и так далее. Эти мини-спектакли привлекают большое внимание публики именно из-за зрелищности, возможности посмотреть на известных людей в самых невероятных позах и видах. Выработались сценические стилистики мастерских групп, которые определяют очень многое. Принципы работы с игроками, принципы, собственно, создания игры. Это те самые «вводные театралки», которые задают игре темп и качество. То, что они переместились на сцену и то, что в них принимают участие, в основном, мастера проектов, добавляет остроты. Ведь мастера-паяца можно закидать гнилыми помидорами, если он не развлек публику.
Но, кроме вышеперечисленного, это повлекло, если так можно сказать о ролевых проектах вообще, профессионализацию постановок. И сообщество сделало следующий, вполне закономерный шаг. Да, речь идет о «ролевых театрах». То есть появились постановки ради постановок. Совершенно не связанные с играми. Они дали выход на реализацию творческого потенциала участников. Музыкальные, танцевальные, драматические коллективы вот уже три или четыре сезона выносят на суд зрителей свое творчество. Все было бы просто и понятно, если бы....
А зритель кто? А кто актеры и режиссеры? Ролевики. И в этом – главная особенность данного явления. В зрительном зале сидят те, кто не однократно сам становился у рампы (на играх, перед камерой, на презентациях). Это не просто искушенный зритель. Это, можно сказать, собрат по цеху. Только по цеху не театральному, а ролевому. И этому же цеху принадлежат все постановочные, в том числе и сценические действа, проводимые ролевиками. Забывать об этом бесполезно. За многие годы ролевой школы мы научились (и порой – хорошо научились) играть хар’актерных персонажей. Они стали получаться живыми, объемными, запоминающимися. А вот проблема главных героев осталась. Нет в ролевом сообществе главных героев. Стоит обратить внимание, что даже «спектакли одного актера» - концерты известных ролевых авторов и исполнителей песен – это спектакли не главных, а хар’актерных персонажей. Персоналий. И пока сами по себе постановки не выделяли внутри себя главных героев, все было гладко и замечательно. Однако, как только эти самые – главные герои – появились, появились и проблемы у постановок.
Они стали вызывать большое количество негативных отзывов. Ну, нельзя искушенному ролевику говорить, что Арагорн прекрасен, просто потому что это Арагорн. Он сразу же вспомнит, что вот тот-то Арагорн был гораздо лучше, а сыгранный кем-то и когда-то – был просто настоящим. Да и сами актеры продолжают играть не главных героев, а «именных персонажей». У них, как у всех ролевиков, «главность» героя зачастую, действительно, определяется только именем. Но на сцене мало взять на себя имя. Это слишком ответственно. К этой ответственности надо быть готовым и работать с персонажем на сцене так, как это положено (по школе Станиславского, например – первое, что приходит в голову). Правда, тогда теряется большая доля ценности постановки. Ведь если я захочу посмотреть на профессиональных актеров, я просто пойду в театр. И там я буду зрителем, а не собратом по цеху (к счастью). Нужны ли нам главные герои? Этот вопрос ролевое сообщество задает себе давным-давно. И оно так же давно ответило на него. Нет. В смысле, нет у нас главных героев. Есть яркие, сильные личности. Хорошие хар’актерные персонажи. И, на мой взгляд, делая очередную постановку с ролевиками для ролевиков, надо об этом помнить. В ней, если, конечно, ее изначально не обрекают на провал, и не должно быть главных героев. При появлении именного персонажа, его, быть может, сразу же стоит делать тем, кем его примут и полюбят – героем второго плана. Пусть на первом плане останется Идея, Дух, если хотите. Персонаж, который борется с ним или защищает его – это мы сами. Мы – и те, кто на сцене, и те, кто в зале. Вечное противостояние, вечный сюжет ролевой игры.

Благодарный Зритель.

Опубликовано в журнале по РИ «Мое королевство» N 19, октябрь 2003 г.
Сайт журнала www.mykingdom.ru


оглавление

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Мара
(Татьяна Исакова. Верхняя Пышма)

Наша юбилейная 200-ая подписчица

Наши друзья
Новости RPG
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

29.12.20 15:44
Путеводитель по работе с сообществами

Новости alexander6
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

11.05.21 03:29
ВСЕ ГУДКИ В ОДНОЙ ПАПКЕ НА ГУГЛ-ДИСКЕ

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх