25.04.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Ролевые игры – это...? комментарии дать свой комментарий вид для печати
08.07.2009
  рубрика Размышления Городской сезон
автор Лексар (Александр Наконечный) (Киргизия)   
Рекомендации: +:0     :0

Ролевые игры – это...?

Необходимое отступление

В этой статье речь пойдет, в основном, о настольных ролевых играх. Хотя, вопросы, поднимаемые здесь, будут справедливы также и для большинства полевых игр.
Эта статья родилась из жаркой дискуссии между игроками одной партии по И-нету из-за одного кровавого эпизода. Еще раз напоминаю, что в этой статье раскрывается только личное мнение, и на истину в последней инстанции она не претендует.

... сказка!
Многие ДМы любят повторять своим игрокам, что снаряжение – это не только фунты, сравниваемые с параметром грузоподъемности, а еще и тяжелый вес, нести который герою не так уж легко; что трупы – это не только экспа, это еще и кровь, и смерть, и осиротевшие дети... Таким способом они добиваются хорошего отыгрыша. По-моему, так делать не стоит. Ведь если я хочу реальных ощущений, то я поеду на полевку, а не сяду за стол бросать кубики. Ролевые игры – это сказка! Давайте вспомним историю возникновения всего движения. Кто стоял у истоков ролевого движения? Те, кого не устраивал этот мир. Те, которые мечтали о славных временах рыцарской доблести и чести. Ролевые игры – это шанс почувствовать себя рыцарем без страха и упрека. Как бы то ни было, у каждого есть свой идеал. Кто-то видит себя храбрым воином, безрассудно бросающимся на огромную армию, кто-то – хитроумным убийцей.
Но все мы – Герои. А Герои должны совершать героические поступки. Многие ролевики не уступят старушке место в автобусе, но в игре ради выполнения просьбы прекрасной незнакомки готовы убить дракона (не все, но большинство, про фанатов зла здесь речь не идет). Именно поэтому нельзя смешивать реальность и ролевку. Да, я признаю, что понимание "трупы – не просто экспа" делает игры реальней, позволяет воссоздать мир. Но воссоздаваемый мир меняется! Возьмите Средиземье Толкина. Мечта большинства ДМов. Но, читая «Властелина колец» разве натыкаешься на подробности вроде медленно отрезаемых голов, рук или ног?! Несомненно, в НАШЕМ мире это все есть. Но в ТОМ, другом мире все красиво. Вспоминается фильм "Последний киногерой " – патроны там не кончались, все женщины были длинноногими блондинками, и всегда побеждало добро.
Но пойдем дальше. На мой взгляд, сегодняшних ролевиков можно условно разделить на два типа. Одни – это все-таки те, которые все же пытаются быть такими, какими им не дано быть в реальности. Попросту эскаписты. Вторые – это те, которым нужна почти такая же реальность, чтобы попробовать в ней нечто такое, чего они не делали бы в настоящей жизни. Эдакая экспериментальная площадка. Полная безнаказанность. Конечно, если строго рассматривать, мало кто будет 100% подходить этим типам. Ведь, как любая классификация личности, это все очень условно. Скажу даже больше – они по определению схожи друг с другом.
Кстати о безнаказанности. Это свойственно любой игре. Что нас привлекает в них? Как раз именно их «оторванность» от нашего мира. В игре мы можем делать что угодно, и это не отразится на нашей жизни. Можешь убивать всех направо и налево, можешь плюнуть в лицо правителю-тирану, но сам ты останешься живым и невредимым!
Но к чему я все это? Все просто. Существуют люди, для которых РИ – отдушина. Они не смогли (по разным причинам) реализовать себя в жизни. А есть такие, для которых это лишь еще одна возможность приложить свои силы. Различаю я их, в основном, по наивности. Первые верят в светлое будущее :-)
Почему я все-таки за сказку, а не за еще одну реальность? Попробую объяснить свою точку зрения. Буду все же исходить из того, что для подавляющего большинства, РИ являются именно развлечением. Про "дивных" как особой формы вида "толкинутых" сейчас речь не пойдет – это оставлю психиатрии.
Итак, для начала постараюсь объяснить, почему я занимаюсь РИ. Я не эскапист. Я считаю, что я вполне счастлив в этом настоящем мире. Классная учеба, работа, насыщенная личная жизнь и т.д. и т.п. То есть я считаю, что я реализовал себя. То есть мне никто не мешает быть тем, кем я хочу. И я такой и есть. Но зачем мне РИ? Это отдых. Скажу больше – это театр, где я примеряю разные маски. Мои персонажи довольно сильно отличаются друг от друга. Я пробую Роли. Именно это мне и интересно. Как бы проживаю не одну, а несколько жизней. Но, вроде бы я сам себе начинаю противоречить, не так ли? Вроде хочу жить, а утверждаю, что РИ должны быть похожи на сказку...
За что мы не любим сказки? Буду очень банальным. За предопределенность. Как здесь уже говорилось, в сказке все известно. Зло будет наказано, Добро восторжествует. Зачастую (особенно если автор переходит все границы) это вызывает раздражение. Очень многие, читая детективы, находятся на стороне убийц. Просто из желания "а чтобы все было не по шаблону". Кстати, отчасти из желания переделать любимую сказку Толкина, и зародилось в 60х годах ролевое движение за бугром.
Почему мы любим сказку? Ответ, кстати, тот же. Все за ту же предопределенность. Человек так устроен, что он должен во что-то верить. Без веры он ничто. "Блажен, кто верует, тепло ему на свете" (с) Грибоедов. А так как каждый считает себя хорошим человеком (научный факт), то, вместе с верой в справедливость (которая, между прочим, идет из сказок), это дает нам уверенность в том, что нас ждет светлое будущее. Или хотя бы не слишком темное. И каждая прочитанная сказка служит на укрепление этой доминанты (заинтересовавшимся читать труды Ухтомского).
РИ и сказка. Как я писал выше, можно выделить два типа ролевиков. Назовем первый тип условно "эскапистами", второй - "экспериментаторами".
То, что для эскапистов игра должна быть сказкой, думаю, вполне ясно и очевидно. Зачем же им иначе бежать от этого мира? Зачем начинать игру, если они не смогут даже надеяться быть там Самыми-Самыми? (ведь в любой Реальности это очень маловероятно). Но почему же РИ должна быть похожа на сказку и для экспериментаторов?
Обратимся опять к их мотивации. Упрощенно это прозвучит как "а что будет, если..." В жизни мы не можем попробовать все (человек, к сожалению, смертен), но в игре нас не связывают никакие правила. И, что самое главное, хоть и повторяюсь, нет никаких последствий (в жизни). Есть мнение, что РИ должна учить. То есть в игре идут последствия по полной программе. Не обратил внимания на просьбу важного вельможи - будь готов на следующий день болтаться на виселице. Назвал настоящего злодея-короля злодеем, гордо подняв голову – как истинный Герой - через час она уже покатилась отдельно...
Что ж, конечно, это получится Мир. Живой и реальный, прям как наш. Но нужен ли он? Тот же экспериментатор может долго не прожить. А если и сможет, то игра превратится в виртуальную жизнь. Со всевозможной ложью, коварством и предательством. Может ли кто-то из людей сказать, что он ни разу никого не обманул, что он - истинный праведник? Нет! Значит, уже идут огромные ограничения. Свободны ли мы в жизни? Отнюдь. "Тысячами незримых нитей оплетает нас закон...". По-моему, сказал Перумов. Экспериментаторам игра нужна в качестве той Свободы, которой у нас нет в жизни. И если вы смоделируете для них пусть чуть-чуть другую, но все же жизнь (или реальность - проблема лишь в терминах), то это не даст им той Свободы, ради которой они и играют. Здесь нужно уточнить, иначе получается на пропаганду безнаказанности для игроков, что последствия все же должны быть. Не надо преврщать игру в балаган. Все должно быть в меру. «Искусство софросине» по Сократу.
К чему мы приходим? К золотой середине. Незачем моделировать всю жизнь вымышленного мира. Ведь на самом деле правит в мире далеко не Добро, справедливость существует лишь в воспаленных умах неисправимых романтиков. Незачем к тому же лишать игроков Свободы. Есть еще один момент.
Честолюбие. В прошлом своем посте я писал о том, что многие хотят быть такими, чтобы о них складывались баллады. Неважно, кто это - великий Герой или великий Злодей. Главное, что он великий. Обратись к нашему миру. О ком поются Песни? Мне тут вспомнилась одна, еще советского периода. Основанная на реальных событиях. Когда загорелся истребитель над городом, а пилоты, вместо того, чтобы катапультироваться, увели горящую машину за город... Посмертно приставлены к званию героя СССР. Вот это достойно. Но много ли таких песен? В нашем мире нет Героев. Жизнь, реальная, не дает такой возможности. Успех ждет только того, кто лучше смог адаптироваться к обществу и использовать его законы. Герой же - это всегда бунтарь.
Я не говорю о том, что должно быть все абсолютно по-детски, с сюсюканьем. Нет, наверное, это должна быть не сказка, а легенда. Баллада, если угодно. С захватывающими приключениями, ужасными опасностями и... с разным концом. Но в чем главная идея - побеждает Величие.
В Игре не должно быть кровавых и жестоких сцен. Поскольку наш процесс восприятия все же остается таким, какой он есть. То есть члена общества XXI века. Именно поэтому нас всегда будут раздражать подобные сцены (про скрытых маньяков речь не идет - им к психиатру). Да, мы действительно «книжные дети». Мы зачитываемся приключенческими книжками, но первый хороший удар мечом по пальцам заставляет пересмотреть все мечты...
Как я уже писал, даже при самом лучшем отыгрыше человек все же остается собой. И невозможно полностью стать персонажем. Понятно, что мы все за хороший отыгрыш, поэтому если перс - кровожадный зверь, то нельзя лишать его занятия. Убийства пусть будут. Но не надо их КРОВАВО описывать!
А насчет сказки и реальности... Пусть это будет на совести каждого ДМа...
...реальность!
Сказок мы читали достаточно, сюжет более-менее ясен, а вот все, что могут учудить в другом мире личности, которых каждый отыгрывает – это уже более интересно. А если говорить про ролевиков, которые в общественном транспорте бабушке место не уступят, а в игре все из себя такие, что и дракона убьют, и принцессу на халяву поцелуют, и нищих озолотят, то вроде как некоторые утверждают, что в ролевых играх пытаются быть такими, какими им не дано быть в реальном мире. И вот я не понимаю, почему этим некоторым не поднять зад и не уступить место, не подать руку женщине, когда та выходит (пусть даже зимой) из транспорта и рискует поскользнуться. Быть как минимум учтивым можно и в жизни, не надо для этого придумывать сладкую сказку и восхищаться тем, какой ты сильный и восхитительный. А вот сотворить мир, где все не так хорошо, где различные выходки вызывают соответствующую реакцию окружающих, посмотреть вокруг, оценить со стороны свои действия и то, как это воспринимают друзья, враги и просто мимо проходящие – вот это действительно то, чего невозможно в реальной жизни, не рискуя слишком многим. Только не поймите неправильно, не должны все быть злыми и нехорошими, или психами, кидающимися с кулаками или руганью на окружающих. Хотя... может тут я и не прав. Мир, в котором живут одни психи, желающие всеми возможными способами уничтожить других (но при этом выжить), может быть также интересен. Коварство, ложь, шантаж и вообще всевозможные пороки, причем с возможностью заключать соглашения, которые могут оказаться подставой, а могут и не оказаться...

Про эскапистов, «бегущих от мира». Они бегут от него для того, чтобы уйти от его предопределенности, иметь возможность начать с нуля, с чистого листа. В жизни такое, кстати, тоже дается, несколько раз на себе проверял. Переход в другую школу, переезд в другой город и т.д. Меняется окружение, и если человек готов показать себя иначе, чем на старом месте и старому окружению, то это действительно похоже на чистый лист. Что напишешь, то и будет. Как покажешь себя новому окружению, таким тебя и будут воспринимать. Так что "эскаписты" тоже в чем-то "экспериментаторы", не имея возможности (или боясь) начать в жизни все заново, они делают это в РИ, и смотрят, что получается. Для подростков РИ – это способ самоутвердиться и побеситься. И вот если для них делать мир-сказку, где им все позволено и можно сидеть на шеях у других, то что мы получим в результате? Для одного сказка, для другого – место, где на шею садятся, пользуясь тем, что обходятся без насилия?

Насчет Самого-Самого можно сказать следующее. Надеяться ведь никто не запрещает. Но Самый-Самый – это один. Обычно, не может быть двух Самых-Самых, т.к. те, кто старается быть Самым-Самым не терпят, когда кто-то также старается быть Самым-Самым и претендует на это самое место Самого-Самого (мне однозначно нравится эта фраза :)). В результате – кто более достоин быть героем сказки? :)
Сказки там, где задействованы интересы более чем одного человека, обычно не получаются. Если получаются, то никто не против, и все рады. А если получается легенда, баллада, история и т.п., то в этом тоже ничего плохого нет. У всех есть шанс быть такими, какими они хотят быть. Быть героем, кстати, не все хотят, я почти уверен. Некоторым реальным героям эта ноша не нужна, они хотели бы от нее избавиться, возможно, отдохнуть, отвлечься, тем более, если геройство их, как и должно быть, не корысти ради. И тут у них есть такая возможность, не носясь по миру, не срубая головы драконам, а, например, просто делая горшки и чашки с ложками, оставаясь при этом загадкой для других...
А сцены насилия везде показаны именно в таком, сладком виде. Они не вызывают отвращения и именно поэтому они так опасны. Все привыкают, что убил и не испачкался. Просто кто-то был и кого-то нет, больше не мешается. А вот когда почитаешь чего-то такое гадкое, посмотришь съемки реального боя и вид разорванного на части человека, сразу расхочется посылать свои войска
куда-то со словами 'ну мы их сейчас быстренько...'
Послесловие
Конечно, многие аспекты РИ здесь не охвачены. Да и разве возможно охватить все? РИ должны и будут развиваться – это точно, а направление должны выбрать в первую очередь игроки.

Огромное спасибо Kerd’у, за предоставленную точку зрения «ролевые игры – это реальность»! Без него не было бы этой статьи!

Лексар (Бишкек, Киргизия) специально для газеты «Маршрут N29»

Опубликовано в журнале по РИ «Мое королевство» N 19, октябрь 2003 г.
Сайт журнала www.mykingdom.ru


оглавление

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Тэльгелин
(Любовь Рычихина. Киров)

МоёК - это одна из множества дверей в мир Ролевых Игр

Наши друзья
Новости RPG
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

Новости alexander6
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх