30.03.20   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Опыт социализации ролевых игр на конкретном примере. «Битва Тимура и Техтамыша» комментарии дать свой комментарий вид для печати
08.07.2009
  рубрика Игра и мирЪ Обмен опытом
автор Стегалин Анатолий (Самара)   
Рекомендации: +:0     :0

Опыт социализации ролевых игр на конкретном примере. «Битва Тимура и Техтамыша»

Разговоры о профессионализации ролевых игр ведутся уже лет десять – и все с одинаковым успехом. То есть, успех полнейший – все говорящие на эту тему огребают полную меру искомых эмоций. Результат тоже всем известен. То есть – близкий к никакому.
Уточнение терминов, к которому призывает Дядя Слава («МК», N 18, стр. 19-21, 24-26), привело меня к следующим базисным понятиям.
Сообщество КРИ, как сетевая организация, современному административному аппарату не интересно, потому что он, аппарат, не имеет инструментария для взаимодействия с сетевыми организациями. Чиновникам подавай вертикальную структуру, дабы выделять финансирование конкретному ответственному лицу и потом с него же и спрашивать. При этом, заявки на последний квартал последующего года следует подавать не позднее первого квартала предыдущего... С этой ситуацией ничего не поделаешь, с ней надо учиться жить.
Крайне необходимо четко позиционировать то, чем занимается Сообщество, а именно - ролевые игры. Ибо ролевых игр в наше время - немеряно. Если все присутствующие на конвенте «нутром чуют» разницу, то какой-нибудь клерк из департамента, даже имея самые добрые намерения, может все перепутать, потом он решит, что над ним издеваются – со всеми отсюда вытекающими. Недавно мне попался в поле зрения замечательный термин: креативные ролевые игры. Термин придумал человек совершенно левый, но угадал. Итак, определим Сообщество КРИ как сетевую молодежную организацию с огромным количеством членов. Основная задача Сообщества КРИ – структуризация свободного времени молодежи (по современным нормативным документам в эту страту попадают граждане в возрасте от 15 до 35 лет) путем организации креативных ролевых игр и мероприятий с ними связанных.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что КРИ занимаются собственным развлечением. По крайней мере, чиновники именно так понимают ситуацию, искренне одобряют и так же искренне недоумевают: а за что деньги платить?
Тем не менее, способность вывести на улицу в любой момент три-пять десятков человек, а по выходным – и в десять раз больше, вызывает уважение у тех, кто понимает. Такой потенциально богатый ресурс грешно оставлять без внимания – а вдруг экстремисты заведутся?
Можно предложить массу способов поведения в подобных обстоятельствах, но основное, что должно быть учтено – местные особенности общественной жизни. Как это делается Берегом в Уфе, например. А как это делалось в Самаре, – попытаюсь проанализировать.
Примерно в 2000 году в недрах самарской ролевки родилась новая идея – проведение уличных турниров в память какого-либо исторического лица. Оформляется это примерно так же, как любая политическая акция – заявка на проведение, тематика, оповещение средств массовой информации (это обязательно!).
В ходе подготовки определился ряд задач, требующих внимания. Тема турнира должна нести в себе элемент скандальности – исторический персонаж должен быть интересен, но малораскручен. Место и время выбираются таким образом, чтобы журналистам и телевизионщикам было ненапряжно приехать и поснимать. Вместе с тем, первые турниры стоит проводить в то время, когда писать в газетах особенно не о чем. На фоне масленицы турнир потеряется. Если удастся кого-то развести на призы – замечательно. Напечатать сотню-другую буклетов на тему турнира, придумать диплом. В назначенное место и время собираются участники и группа поддержки, на шум и суету подходят любопытствующие прохожие: «А в чем дело, собственно?» Паузы между боями следует чем-то заполнить: песни-танцы, показательные выступления и т.п. Публикации в СМИ показывают среди прочего и рекламные возможности подобных публичных акций, что позволяет свободнее разговаривать с потенциальными рекламодателями.
В результате, когда Самарскому областному музею в 2001 году выделили кой-какие деньги на организацию мероприятия, Сообщество ролевиков Самары было приглашено к освоению этой суммы. В результате появился Уличный турнир в память основателя Самары воеводы князя Засекина. Приехавший из Уфы Сигурд не только стал шестым участником, но и придал всему межрегиональный масштаб. Турнир был признан администрацией самым удачным пунктом Дня Губернии.
Затем – антракт примерно на год. Казалось, все затихло. Но круги от турниров все расходились. И вот, в 2002 году появляется проект «Битва Тимура и Тохтамыша».
Этот проект возник в недрах все того же областного музея. Основная задача – оторвать от бюджета некоторую сумму на общественно-полезное дело. Среди основных финансовых столпов – Департамент культуры, Департамент народного образования, Департамент по делам молодежи, Управление по туризму. Смысловое наполнение фестиваля должны обеспечить военно-исторические, реконструкторские и ролевые клубы, для которых учиняется четырехдневный лагерь (четверг – заезд, пятница – репетиция, суббота – действо для публики, воскресенье – отбытие). Подробности – при личной встрече и переписке через «мыло» Самарского областного историко-краеведческого музея им. Алабина.
В бюджет фестиваля заложен проезд участников от музея до места проведения фестиваля и обратно, обустройство лагеря, кормление участников. Это программа-минимум.
В результате на фестивале было ок. 90 участников (боялись, что и 50 не наберется) + художественная самодеятельность. На все это посмотреть собралось примерно 3 500 зрителей. Такого не ожидал никто...
Как известно, бюджетные проекты имеют свойство динамично изменяться в ту или иную сторону.
Для создания необходимого информационного фона была проведена большая работа с журналистами. В результате – около двух десятков публикаций в газетах и журналах, информационные сюжеты на самарском и центральном телевидении числом около десяти. Публикации старательно коллекционируются (этим могут похвастаться многие, если не все клубы). Для удобства все публикации сканируются, подгоняются под единый стандарт (в нашем случае – формат А4) и собираются в альбом. При этом публикации не самые благожелательные сканируются с ухудшением качества до нечитаемого состояния. Овцы сыты, волки целы...
Активный пиар привел верхушку губернской администрации в крайне благостное состояние, что позволило перевести проект из разряда разовых событий в ранг постоянных программ. В частности, это значит, что можно и необходимо устраивать акции не только во вторую субботу июля, но и в прочие субботы и пятницы. Это значит, что вскоре в проекте появятся как постоянные сотрудники, так и работающие по разовым договорам. Кроме того, успешно развивающемуся проекту потребуются партнеры, по возможности – из отдаленных регионов. Таким образом, все вместе выходим на федеральный уровень, что вновь динамично изменяет итоговую сумму проекта в нужную сторону. При этом партнеры финансируются из своих местных бюджетов, всячески упирая, на то, что их знают и ценят «аж в Самаре».
- При чем же здесь РИ? - спросят меня ревнители чистоты рядов. – А не помешает ли профессионализация, не уничтожит ли Маммона трепетный дух Игры?
Во-первых, само по себе проталкивание проекта являет собой гигантскую ролевую игру. Во-вторых, в ходе развития проекта появляются ресурсы, которые вполне могут быть использованы ролевиками. Сборник «Кондурча», например, который был издан по следам одного из семинаров «Самкона». Доспехи и прикиды, которые готовятся к фестивалю, но могут быть использованы круглогодично. Ну и, наконец, в перспективе – ролевая игра «Среднее Поволжье в средние века». Планируется по весне проводить ее как модельную, с привлечением широкой ролевой общественности при обязательном строгом отборе, а затем – все лето на базе готового полигона и мастерских разработок откатывать детские тематические лагеря с обязательными играми (вроде казанского «Безнен тарих»).
Все вышеуказанное – с обязательным применением актуальной кодовой фразы.
Поясню. Кодовая фраза – обязательный текст, буквально одно – три слова, которые должны быть произнесены при общении в административных структурах любого уровня и составлении документов, которые могут быть расценены как заявки на бюджетное финансирование. Скажем, три-четыре года назад такой фразой была «толерантность». Нынче – «патриотическое воспитание».
Теперь – про опасения. Эти опасения исходят от тех коллег, которые пока плохо представляют, как же можно зарабатывать на ролевых играх, как же стать профессионалами. Вот зарабатывать чем-нибудь, с надеждой пустить эти деньги на РИ – действительно, смерти подобно. Рано или поздно бизнесмен начинает понимать, что выкидывать кровью и потом заработанные деньги на то, чтобы толпа необязательных охламонов могла еще разок оттянуться...
А вот почему для ролевика вредно быть организатором-устроителем-менеджером массовых мероприятий, а для команды или клуба плохо заработать некоторое количество денег и других материальных ценностей при проведении вышеуказанных мероприятий – это объяснить невозможно.
Упаси Бог, не собираюсь я всех скопом строить в ряды и колонны и вести на курсы массовиков-затейников. Их и без нас хватает, они прекрасно себя чувствуют и чужих съедают с таким же аппетитом, как и представители иных хлебных профессий. Но вот использовать свой опыт для зарабатывания презренного металла и помощи коллегам в этом нелегком деле – необходимо и похвально.
Кстати. Господа саратовцы и волгоградцы! Это предложение о сотрудничестве в первую очередь к вам. Как известно, воевода князь Гаврила Осифович Засекин за десять лет ухитрился основать четыре города, из которых три ныне являются областными центрами. Так вот, хорошо бы учинить этакий турнир памяти основателя родного города. Может быть, с поочередным местом проведения. В самом оптимально-фантастическом варианте - посадить бойцов, группу поддержки и хороших людей на пароход и прокатиться по Волге, проводя турниры и пристанях и набережных. Вот уж где можно тусануться и пропиариться!
В недрах самарского народного и внешкольного образования зреет идея о проведении турнира лучников. Предполагается, что мальчишки на уроках труда будут выстругивать луки и стрелы, на авиакосмических заводах для этих стрел отольют наконечники из пенорезины, а барышни пошьют прикиды на уроках домоводства. Появляется спрос на руководителей школьных клубов исторических реконструкционных игр. Возникает потребность в методических пособиях (кстати, не найдется ли готовых разработок на темы: изготовление копий средневекового исторического костюма эпохи Золотой Орды, изготовление копий луков, общие принципы организации клуба и т.п.; денег не обещаю, хотя искренне надеюсь, а вот часть тиража – более вероятный вариант). В начале весны предполагается проведение городского турнира, в конце весны – летний тренировочный лагерь... И все это – для воспитания патриотизма.
Если у кого-то появятся мысли о том, как подобраться к местному бюджету, используя знамена Тимура и Тохтамыша – мы готовы обеспечить письма поддержки от Самарского областного историко-краеведческого музея, от Департамента по культуре, от Департамента по делам молодежи.
beldis@samaramail.ru

Анатолий Стегалин,
г. Самара

ПРИЛОЖЕНИЕ

Битва Тимура и Тохтамыша
военно-исторический и этнокультурный фестиваль
8 – 11 июля 2004 года, г. Самара.

Подготовка к фестивалю уже началась.
В рамках «Самкона-2004» предполагается проведение семинара по исторической реконструкции элементов культуры ордынского периода, материалы семинара станут основой второго выпуска сборника «Кондурча» (даже если Вы не приедете на «Самкон», Вы сможете стать одним из авторов «Кондурчи»). Предполагается проведение уличных турниров, разрабатывается положение о турнире лучников для школьников.
Схема осталась прежней: четырехдневный лагерь для участников, один из дней – для широкой публики. Проезд от Самары до лагеря и обратно, питание и (при желании) проживание в армейских палатках обеспечивает оргкомитет.
Для участия в фестивале приглашаются в первую очередь военно-исторические, реконструкторские и фехтовальные «железные» клубы. Но и ролевым клубам найдется место на фестивальной поляне. Для развлечения публики планируется организация этнографических площадок, на которых смогут быть показаны образцы средневековых культур Евразии – от Атлантики до Тихого океана.
Всем, кто занимается реконструкцией Средневековья – прекрасный повод себя показать и людей посмотреть. Кроме того, рукодельникам – возможность поправить финансовое положение за счет любопытствующей публики. Как показала практика первого фестиваля, – особой популярностью среди народа пользуется сувенирная продукция ценой до 50 руб.
Руководитель проекта - зам. Директора по развитию музея им. П.В. Алабина Владимир Сорокин
E-mail soro@museum.samara.ru
Координатор – Анатолий Стегалин
E-mail beldis@samaramail.ru

Опубликовано в журнале по РИ «Мое королевство», N 20, январь 2004 г.
Сайт журнала www.mykingdom.ru


оглавление

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Дядя Слава
(Вячеслав Рожков. Москва)
Наши друзья
Новости RPG
24.02.20 18:25
Рубикон 2020

15.02.20 18:08
Волк!

07.01.20 13:49
Газета устаревших новостей

Новости alexander6
29.02.20 20:14
Мастер-Зилант 2020

24.02.20 18:25
Рубикон 2020

15.02.20 18:08
Волк!

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх