26.04.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Игрушки для взрослых комментарии дать свой комментарий вид для печати
23.03.2009
  рубрика По следам
автор Дядя Слава (Вячеслав Рожков) (Москва)   
Рекомендации: +:0     :0

Игрушки для взрослых

 

Время между Зилантом и Комконом по насыщенности событиями уже не уступает летнему сезону. Ролевому человеку есть чем заняться. А, учитывая мое последнее увлечение телевидением и другими высокотехнологичными штучками, зимняя жизнь обрела смысл и содержание. Посему, обзор событий этой осени и половины зимы я буду делать с техногенного ракурса. Не то, чтобы у меня все хорошо в этом плане получается. Оператор и видеомонтажер из меня достаточно фиговый. Но, дорогие ролевики! Технологии - это просто и увлекательно! Смело рвите оковы средневековья, мир наполнен недорогими электронными игрушками.

 

Метаигра-2

 

В октябре 2008 года Образовательное бюро Солинг проводило вторую метаигру в рамках национального проекта "Образование".

 

Метаигра - это серия малых кабинетных игр, форумная и городская игры, объединенные общей метафорой. Например, планета Земля в недалеком будущем. Проводится метаигра в формате интенсивном - за 2 недели 10 игр. Причем, важен соревновательный элемент - игрокам и командам выставляются оценки.

 

Если кто-то помнит, в 2007 метаигра проводилась только в МГИМО. Мы демонстрировали образовательной общественности возможности выявления и развития различных компетенций у участников в процессе серии игр. Опыт оказался успешным, и в 2008 году эксперимент был расширен.

 

Основная идея метаигры 2008 была скорее социальной. Есть такое наблюдение, что бОльшую часть знакомств человек заводит в возрасте до 30 лет. Это очень хорошо видно по нашей правящей элите, когда при смене президента меняется и его команда. Сейчас, например, у власти питерские.

 

Буржуины этот феномен давно заметили и поставили на службу человечеству. Ведущие университеты развитых стран служат не только для образования будущей элиты. Молодые и перспективные люди из разных специализаций встречаются, знакомятся, заводят полезные связи. Затем в течение жизни эти связи причудливо сочетаются - так получаются инновационные корпорации.

 

Если регулярно устраивать межвузовские проекты, встречая и знакомя молодежь разных направлений, можно на выходе получить генератор подобных компаний в России. Человек с техническим образованием и яркой идеей может подобрать для реализации талантливых молодых коммерсантов и менеджеров.

 

Кстати, Селигер - форум пропутинской молодежи, является именно таким генератором молодой элиты. Особенно после его деполитизации и ориентации на инноватику.

 

Метаигра претендует на мощную эффективную социальную технологию в этом направлении. Селигер обладает недостатком - он пассивен для участников. В бОльшей части мероприятий они выступают как зрители или выставочные экспонаты. Это, в общем-то, лотерея - познакомятся или не познакомятся. Метаигра задает для молодых людей повод к деятельности, общее смысловое поле и необходимость совместных действий. При той же продолжительности по времени мы создаем существенно больше связей и малых групп.

 

Метаигра 2008 базировалась на двух основных площадках-ВУЗах - МИФИ и МГИМО. Были еще представители 9 ВУЗов, но небольшими вкраплениями. Целью игры было создание инноваций и продвижение их в общество. Как технарь, с удовольствием отмечу : по интегральному параметру активности-эффективности МИФИ в 2,5 раза круче МГИМО. Два диплома были вручены за взломы игровых банков. Мы уникальны тем, что хакеров ценим и хвалим в деканатах. Один взлом был сделан профессионально - подбором пароля. Второй - изящный -использовал эффект округления : при переводе из одной валюты в другую накапливалась разница в пользу клиента. Студенты написали программу, которая всю ночь общалась с электронным банком и переводила валюту.

 

Технический комплекс метаигры был серьезно расширен. Появился мобильный банк с интерфейсом через SMS, программа компетенционного анализа дополнилась модулями самооценки, экономический модуль превратился в самостоятельную интересную игру. На нем, например, здорово можно смоделировать газовый конфликт Украины и России. Впрочем, за подробностями в Солинг, пожалуйста.

 

Зима, конвенты торжествуют

 

Про Зиланткон я уже писал в другой статье. Самое интересное с точки зрения технологий - это открытие. Зилант стал таким большим, что оказалось проще сделать прямые трансляции на несколько больших экранов, чем впихнуть всех участников в зал. Ролевое ТВ шагает по планете, захватывая умы и пожирая Интернет-ресурсы.

 

А вот с Блинкома мне удалось организовать прямую трансляцию открытия, закрытия и собственного семинара. Воспользовался я мобильным каналом, любезно предоставленным мобильным оператором SkyLink. Дело в том, что на данный момент только они способны обеспечить достаточную скорость передачи исходящего трафика для видеовещания. Все новомодные 3G устройства GSM-операторов позволяют быстро скачивать. Отправлять же они позволяют только на скорости 153 килобита, что для трансляции видео недостаточно.

 

Сам Блинком не потряс меня своей организацией. Я все-таки отвык стоять в очереди на регистрацию по 40 минут. ВолК и его команда приучили нас к хорошему. Однако, культурная столица обеспечила достаточно интересное наполнение.

 

Очень мне понравился семинар по Самиздату для того, чтобы почесать собственное самолюбие. Литературные самиздания страдали от безденежья и невостребованности. Я же призывал их посмотреть на ролевую прессу, дабы узрели они величие шила в наших задницах, толщину и цветность наших журналов, сделанных без корысти,  чисто из любви к искусству. В самом деле, Мое Королевство, Крылатый Вестник и ОркКлуб уже перевалили за свое десятилетие. А ведь начинали тоже с подпольных ксероксов. Приятно чувствовать себя медиа-магнатом.

 

Отмечу одну игру, от которой жду многого - "Сказки Старой Англии". Мастерская группа этой игры сильна не своими умением, опытом и сединами, а энтузиазмом и сплоченностью. Постоянно действующий рекламный павильончик, презентация - без излишеств, но со вкусом. Пожалуй, это начало большого пути.

 

Периодически из меня раздаются стоны о том, что ролевое движение загибается, молодежь уже не та, игры уходят в небытие. НЕ ВЕРЬТЕ! Загибается ролевая теория. Сколько можно слушать престарелых аскакалов об их замшелых граблях. На смену им приходят новые мастера, которые с удовольствием наступают на вечно новые грабли. В сезоне 2009 есть несколько молодых мастерских групп, к которым я хочу - просто потому, что они живые и не задумываются еще о вечном. Поделюсь по секрету, что помимо английских сказочников это еще МГ "Золотой шар".

 

Очень мы хорошо поломали голову над "Эмиграцией" МакДуфа и "Земноморьем" Стрелы (МГ Александр VI). В этих играх силен этнографический элемент, их делают люди, которых нельзя назвать  молодежью.

 

Эмиграция - это игра в стили и время. Что и как чувствует человек , попавший взрослым в чуждую ему культуру? В игре будет несколько локаций - Париж, Харбин и другие. Попробуйте ощутить себя чужеродным осколком - эмигрантом. Это игра для взрослых, кому слова "русская эмиграция" - не пустой звук.

 

Земноморье интересно замыслом. Представьте себе мир, который балансирует на тонких гранях. Если острова объединяются под властью единого владыки, то из мира уходит магия. Наоборот, если маги берут силу - наступает анархия в государствах. Сельское хозяйство находится в тонком балансе с ремеслом. И каждое серьезное изменение в мире приводит к непредсказуемым последствиям. Люди придумали множество гейсов, обычаев для поддержания равновесия мира. И каждый, кто ищет нестандартной судьбы, несет угрозу общему благополучию. Представляете, какой катаклизм случился при изобретении колеса?

 

Забавный психологический практикум нам продемонстрировала Ahe (Елена Ромахина). Участники разбились на команды Север (руководители), восток (креативщики), юг (этики) и запад (логики). Далее командам было предложено поиграть в изображение и угадывание слов командами. А потом группы разными способами перемешивали  : принудительно формировали команду из разных групп, предложили добровольно перемешаться. В конце обменивались впечатлениями. Мне было комфортнее всего работать в группе логиков, но передовая психологическая теория говорит, что лучшая мастерская группа та, где есть все психотипы. Тем не менее трейнинг показался мне забавным, и большая компания друзей может неплохо провести время, анализируя свои наиболее эффективные комбинации.

 

Из всех конвентов для нас важнейшим является Деткон

 

Ролевое сообщество приближается к 20-летию. Это серьезный рубеж. Мы уже открываем для себя конфликт отцов и детей, когда юное поколение оставляет увлечение родителей и уходит из сообщества в другие области досуга и увлечений.

Я не первый папаша, который стенает о молодежи, погрязнувшей в нетях новых медиа. Дети сидят, уткнувшись в телевизоры и компьютеры, мало общаются и мало бывают на улице. Вот в наше время мы... Да что там вспломинать про те времена, когда моя бабушка отгоняла меня веником от телевизора и отбирала книги, чтобы маленький Дядя Слава не портил зрение и пошел погулял. Представляю картину у далеких предков, когда дети с зубилом сидели над камнями и высекали руны, а родители в неустанной заботе о здоровье чад гнали их на охоту за мамонтами.

И все же меня гложат сожаления - сколько возможностей упущено в детстве. Насколько богаче были бы наши игры в казаков-разбойников, если бы мне в то время были доступны правила современных РИ. А про AD&D я узнал только в 25 лет. И карточные игры в мое время ограничивались стандартной колодой из 36 карт.

Я не буду стенать о прошлом, наше детство тоже было интересным и насыщенным. И сегодня мы имеем возможность доиграть неоконченные сюжеты книг, прочитанных в прошлом.

Но в 70-е годы никому в голову не приходило, что детей можно научить играть! У моих детей есть Детский конвент.

Деткон прошел с 4 по 6 января в Москве, в доме детского творчества на Таганке. В нем приняло участие больше 120 детей. Программа конвента была весьма обширна.

Мастер-классы по танцам перед балом. Помню, как мы с супругой без подготовки вторглись в круг танцующих вальс. Было немало пострадавших. Учиться танцевать правильно надо с детства, а то так и будете дрыгаться на дискотеках без удовольствия и смысла.

От младшей дочки я не ожидал подобных увлечений. Главное мероприятие конвента для нее - стрельба из лука. Клуб "Наследие предков" обеспечил тренировку по боевым ролевым искусствам.

Рукоделие в этом году было выдающимся и разнообразным. Все-таки надо признать, что реконструкторы в нашем ролевом сообществе являются самым конструктивным течением. Пусть многие из них и не считают себя ролевиками, мы все равно можем тайком гордиться их успехами. Лисица из Чебоксар и другие интересные люди провели ряд блестящих мастер-классов, теперь мои дочки увлеклись рукоделием.

Ролевики тоже не ударили в грязь лицом - каждый день по большой павильонной игре. В эту область вкладываться особено важно. Словески опять уступают, на этот раз коллекционным карточным играм. А ведь словеска дает гораздо больше пространства для развития творческих способностей - тут и создание своих модулей, и литературное творчество по мотивам игр.

Но негоже крошить батон на интеллектуальные игры. Мои дети провели немало времени за Манчкиным и Зельеварением. Академия игр работала все время конвента и занималась важнейшим делом - учила детей играть и общаться.

Писатель Леонид Кудрявцев вместе с литературоведом Оксаной Дрябиной пришли провести мастер-класс по литературному творчеству. Жаль только, юные авторы не рискнули выступить перед маститым гостем. Но мне было интересно послушать профессионалов от литературы - они сами по себе неординарные люди.

Шоу-блок на Детском конвенте всегда был интересен. Канцлер Ги, Тикки и Иллет, Йовин - это без преувеличения звезды нашего сообщества. И среди участников Деткона появляется талантливая музыкальная молодежь.

Я занимаюсь этим скучным перечислением с вполне корыстной целью. Господа ролевики! Потратьте в зимние каникулы два часа своего времени, придите на Деткон и научите его участников чему-нибудь, что умеете сами. Поверьте, это благодарная аудитория. Потратьте день и притащите на Деткон своих или чужих детей. Они не пожалеют. У нас в сообществе есть подвижники, которые все это организовали - спасибо им. Но детский конвент - наша общая задача. Ведь, как ни пафосно это звучит, дети действительно наше будущее.

 

Анъюдино - шаг в будущее

 

Где еще в 21 веке простому обывателю можно поговорить  о  квантовой физике и просторах вселенной? В 20-х числах января в Калужской области прошла игра по Миру Полдня братьев Стругацких. Мне бы очень хотелось верить в начало нового социального явления, которое получит свое продолжение.

 

После выхода фильма "Обитаемый  Остров" я прочитал массу злорадных рецензий от современных молодых людей. Дескать Стругацкие писали всякую коммунистическую чепуху по заданию ЦК КПСС. А потом, повзрослев и поумнев, они разочаровались в мире и убедились в том, что человек порочен и мир плох. И что "Гадкие лебеди" и "Град Обреченный" - есть истинное творение классиков, а "Полдень"  недостоин внимания.  Мир - ужасен, человек человеку - волк, а движущие силы мира - прагматика и шкурный интерес.

 

После игры могу с уверенностью сказать, что мир иной возможен. Стругацкие - дети своего времени. Они экстраполировали этику 60-х на далекое будущее и верили, что мир станет таким. Это наше общество оказалось не готово двигаться дальше по коммунистическому пути, отказалось от идеала и скатилось в далекое прошлое. Мы испугались быть гуманитарными лидерами планеты перед внешней угрозой и обществом потребления.

 

Суть игры, в которой участвовало около 120 человек : днем мы участники зимнего лагеря XXII века для детей. Педагоги читают лекции, учащиеся выполняют практические работы. Так как роли детей играли взрослые с высшим образованием или студенты, получился забавный эффект. Преподавателям пришлось готовить лекции с обзором текущего состояния современных наук, скорее мировоззренческого плана. Были лекции по методологии естественных и общественных наук, об устройстве вселенной, биологии, психолингвистике и кибернетике. Самый зрелищный семинар - практические занятия по хирургии. Желающие могли попробовать свои силы в операции на сердце (правда, неживом). За три дня оказалось вполне реально оглядеть границы современного знания.

 

Ночная игра была более подвижной.  Саракш, Арканар и Пандора - миры, описанные братьями Стругацкими. Мы моделировали общества - тоталитарной и феодальное, а также исследования на опасной и дикой Пандоре, поиски там разума. Эти игры породили очень болезненную дискуссию об уместности прогрессорства - влияния на чуждую культуру с целью повести ее по светлому пути в будущее. Тут надо понимать, что Стругацкие экстраполировали свою современность. Множество стран в Африке и Латинской Америке стали тогда независимыми от колониального владычества, и считалось этичным помогать этим странам в развитии. Причем, это именно этика 60-х. В 80-х, когда уровень жизни упал, коммунистов обвиняли в неразумной трате средств на помощь "африканским людоедам".

 

Интересно, что у современной молодежи отношение к прогрессорству очень настороженное. Самый частый вопрос - имеем ли мы право на вмешательство в чужую историю.

 

Особую остроту этой дискуссии придавала ночная игра. Дело в том, что участникам в жестком отсталом обществе предлагалось вести себя соответственно - уничтожать врагов, интриговать, выкручиваться. Не все выдерживали. Самая большая миграция была с Саракша. Каково же было возмущение игроков, когда они узнали, что почти все были прогрессорами!

 

Года три назад мы с Кожариновым обсуждали идею создать в РИ-сообществе Институт Прогрессоров. Поехал такой прогрессор на игру по средневековью, был там бароном, казнил и миловал подданных. А потом, в Институте, его поступки с позиции этики далекого будущего пристально изучает комиссия. Не то, чтобы с целью наказать, а с целью изучения эволюции менталитета. Вот на этой игре подобный разбор полетов уместен и необходим. Обвинять мастеров в своих поступках здесь не этично. Они создали мрачную атмосферу игры, но за свои поступки каждый персонаж отвечает сам.

 

Арканарские страданья

 

Я проводил бурные ночи в Арканаре. Игра была построена на экономическом движке. Дворяне получали ренту и вкладывали ее в предметы роскоши - ленточки. Цвет ленточек, в соответствии с традициями, выбирал церемонимейстер. Король мог вмешаться в выбор, но делал это редко. Казначей и сборщик налогов собирали деньги в казну и  закупали ленты для короля у независимых производителей, каждый из которых мог производить один или два цвета лент.

 

Самый правильный для производителя ход в такой ситуации - дать взятку церемонимейстеру, чтобы твои цвета выпадали почаще. Затем собрать консорцию производителей и организовать ценовой сговор, чтобы иметь гарантированную прибыль. Так я и начал коррумпировать государство. Но увы, в середине игры попал в тюрьму - попытался свалить "неподкупного" казначея. Когда я вернулся, рыпаться было уже поздно - мой проект осуществила олигархическая верхушка во главе с канцлером. Заменить "плохих" взяточников на "хороших" - лояльных мне - я уже не мог по экономическим соображениям. Вписаться в их налаженную и сбалансированную систему госзаказа тоже не получалось. Мне осталось только обкешиться - продать уже не принадлежавшую мне по королевскому указу мануфактуру - и бежать из страны вместе с деньгами. Увы, покупателем выступал известный бандит Вага Колесо, так что из страны я бежал с пустыми руками - кинуть партнеров не рискнул. Каково же было мое удивление, когда почти все участники регаты оказались прогрессорами. Им удалось в масштабах игры создать корпоративно-государственную систему коррупции, напоминающую  современную российскую действительность :

- механизм откатного формирования госзаказа

- распределение подрядов между "своими"

- систему отсечения чужаков

Отдаю должное - система функционировала как часы. Прогресс не остановить, но вот уместно ли для прогрессора строить такую систему?

 

Речь директора Анъюдино на закрытии смены

 

Здравствуйте.

В 19 веке Карл Маркс создал основы базисной теории, в которой увязал экономическое и социальное развитие общества. Но этику нашего сегодняшнего дня наиболее подробно описали Аркадий и Борис Стругацкие еще в середине 20 века.

 

Самым трудным на пути мира Полдня был век XXI. Я читал много критиков трудов Стругацких, в которых они утверждали, что мир Полдня, мир сегодняшний, невозможен.

 

Мы сегодня опираемся на простые основы мировоззрения XXII века :

- жить интересно, и в этом смысл жизни.

- познание - основной двигатель нашего общества. Нам интересно посмотреть,  что там, за горизонтом.

- главные наши ценности - настоящая работа, настоящая дружба и настоящая любовь.

- От каждого по способностям, каждому по потребностям. Не пытайся получить больше, чем тебе реально нужно, тогда в твоем распоряжении окажутся ресурсы всей планеты. Такая вот диалетика.

- Выбор из двух зол - неэтичен, общество не должно ставить перед человеком такого выбора.

- самое трудное для людей 21 века было научиться доверять другму как себе. Для этого надо было увидеть в каждом человеке друга. Но люди 21 века сумели перевернуть свое сознание, научиться не лгать себе и окружающим. Поэтому сегодня мир Полдня - реальность.

 

Возвращаясь в век XXI.

Мы три дня прожили в реальном мире Полдня, который создали своими руками. Это значит, что мир АБС - не фантастика, а линия вероятностного развития нашего будущего. И это вселяет оптимизм в нашу сегодняшнюю жизнь.

 

Мысли по мотивам игры

 

Можно рассмотреть в динамике несколько критериев прогресса, которые видны в мире Полдня. Интересно посмотреть, как мир приближается к идеалам Стругацких.

 

Например, личная свобода. По мере развития цивилизации человек все более самостоятелен в определении своей жизни. И дело не только в переходе от рабства к наемному труду. Возможности человека по выбору деятельности возрастают. Раньше жизнь заставляла человека бОльшую часть времени добывать пропитание. Сегодня все бОльшая часть землян в развитых обществах может посвятить себя творческой деятельности - занятию тем, что интересно, а не выживанием. Экономика России не слишком способствует творчеству в науке и искусствах. Зато у нас есть ролевые игры - абсолют свободы самовыражения в бюджетном исполнении. РИ появились в разгар самого жестокого экономического кризиса и позволили под новую идею собрать активную молодежь. Наступающий новый кризис вряд ли окажет на ролевые игры существенное влияние. Возможно, придется сэкономить на антураже и цветной полиграфии, вернутся старые добрые времена символизма в одежде и бумажных чипов. Но игровой процесс происходит в головах, а думать можно бесплатно... Пока...

 

Еще один критерий - доступ к знаниям. Чем легче получить образование, тем лучше развито общество. Чем больше в стране тайн и секретов и чем менее объективна информационная картинка, тем общество развито хуже. Это не очень очевидный критерий для сегодняшнего человека. Но вот, к примеру, в древнем Египте знанием владела замкнутая каста жрецов. Что такое коммунизм? Это общественная собственность не только на средства производства, но и на знание. Техническая база общепланетного информатория готова уже сегодня. Жалкие попытки производителей медиа-контента остановить его  незаконное распространение через сеть не увенчаются успехом.

 

Третий критерий - "свой - чужой". Возьмем, к примеру, семью. Внутри семьи отношения нерациональны с точки зрения бизнес-логики. Они основаны на доверии, а не на хозрасчете. Семейные отношения одобряют траты общих ресурсов на членов семьи без многочисленных систем финансового контроля и безопасности. В более крупных масштабах подобные отношения были при родоплеменном строе. С появлением частной собственности и денег семейные и прозрачные отношения в обществе перестали существовать. За это мы платим большую цену - армии, полиция, охрана, финансовая система. Переход к доверительным отношениям в обществе невозможен, если человек может быть собственником электростанции так же, как зубной щетки. Предыдущий социальный эксперимент в этой области провалился. Но это не повод, чтобы больше не пытаться. А между тем развитые страны делают массу шагов в нужном направлении. Политкорректность, над которой мы смеемся в Америке, и объединение Европы в сообщество - первые шаги к размыванию границы "свой - чужой". Советский Союз опять же лидировал в этом процессе, но сейчас откатился далеко назад.

 

Рискну здесь предложить вниманию читателя прогноз. Наступающий экономический кризис является обычным кризисом перепроизводства, который описал Маркс еще 150 лет назад. Но для Америки это еще и мировоззренческий кризис. Денежный инструмент обращения у них возведен в абсолют. С точки зрения коммунистической для кризиса нет причины : производства работают, ресурсы есть. Произошел системный сбой в денежном обращении, который можно отрегулировать вручную. Фактически, это кризис символов. В США для его преодоления понадобится ломка сознания подобная той, которая была у нас в 90-х годах. Для американцев это исторический шанс изменить мир в сторону коммунистического мировоззрения. Россия лидировала в этом почти весь XX век, но мы наш кризис пережили в сторону деградации.

 

Мораль сей басни такова : ближе всех к миру Полдня оказались сегодня США. Два процесса - всемирная информационная сеть и политкорректность - пришли из Америки. Сейчас Штаты уперлись в кризис системы потребления, построенной на частной собственности. Очень возможно, что в течение ближайшего десятилетия кризис будет преодолен, и американское общество создаст новую систему отншений. Европа находится в социалистическом стазисе, а Россия - далеко в отстающих. Но мир меняется, и у нас с нашей историей есть хорошие шансы. В отличие от американцев мы читаем про социальную утопию в детских сказках Николая Носова, а затем у Стругацких и Ефремова. И даже сегодня есть писатели, которые талантливо пишут в этических координатах Полдня. Это, к примеру, Павел Шумилин. Наше преимущество в том, что передовой этический опыт вербализован. Американцам придется создавать его с нуля. Лучший подарок, который мы можем для них сделать - это перевод наших книг на английский язык. Хотя впору начать пропаандировать эти книги в России.

 

Игра по миру Полдня вселяет оптимизм. Идеал жив, по прежнему привлекателен и абсолютно непрагматичен. Принятие его в качестве  собственного императива поведения - вопрос скорее религиозного, мировоззренческого плана. Распространение в мире - дело времени.  Христианское учение точно также противоречило бизнес-логике и прагматизму своего времени. Христиане первые 300 лет казались чудаками не от мира сего, а сейчас это общемировая конфессия. Коммунизм как мировоззрение стартовал в середине 19 века и оказывал влияние на мир весь век 20-й. А не слобО нам замахнуться на 21-й век?

 

Вячеслав Рожков (Дядя Слава),

Москва

 

Опубликовано в журнале по РИ «Мое королевство» № 34, март 2009 г.

www.mykingdom.ru

 


оглавление

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Карч
(Алексей Радченко. Челябинск)

МоеК - луч света в темном царстве

Наши друзья
Новости RPG
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

Новости alexander6
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх