25.04.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Что позволено Юпитеру, то не позволено быку? (о работе с подростками) комментарии дать свой комментарий вид для печати
25.11.2008
  рубрика Детский час
автор Ундин (Ледякова Юлия) (Калуга)   
Рекомендации: +:0     :0

После моей статьи “Страшно, когда дети тебе верят…” Ко мне начали приходить письма с просьбой “поделиться опытом работы с подростками”. Я, конечно, отвечаю на эти письма, но по их количеству поняла, что тема волнует многих. Поэтому я предлагаю “Моему королевству” открыть новую рубрику, посвященную работе с детьми. Наверняка в игровом пространстве найдется немало педагогов, работающих с ребятами  лет 14 и старше и желающих “поделиться опытом”.

Я предвижу ряд проблем, с которыми может столкнуться руководитель клуба ролевых игр, если решит работать с подростками.

Если проходит 2­3 человека лет 13­-15, а вокруг 20­-летние “дяди”, то им страшновато запросто общаться со “старыми мудрыми обезьянами”, а тем, в свою очередь, не интересно общаться с младшими (уровень развития, интересы и т.п. ­ все разное). Может возникнуть такая вещь, как “дедовщина”, особенно, если у вас команда построена по военному образцу. Причем старики часто не будут понимать, почему младшие обижаются и даже исчезают. А у подростков очень обострено чувство собственного достоинства. Они пока не научились его отстаивать (т.к. совсем недавно они еще полностью слушались родителей и боялись старшеклассников в школе), но они могут заявить о своей гордости, просто исчезнув. Причем сразу и не поймешь, что их обижает. Это может быть: отсутствие внимания, пренебрежительно снисходительный тон, заявления типа: “Эх, мне бы твои проблемы”, и т.п.

В нашем клубе существует несколько сложившихся ритуалов и правил, помогающих младшим комфортно себя почувствовать.

Обязательное круговое рукопожатие. Т.е. вновь вошедший, вне зависимости от возраста и заслуг по очереди обходит всех и пожимает руки всем по кругу. Перед дамой (тоже вне зависимости от возраста и заслуг) легкий кивок ­ поклон.

Никаких кличек и фамильничаний. Если человек пришел и представился под каким­то погонялом, принять его, даже если вам оно кажется претенциозным и незаслуженным. (У нас так появился 13­летний Граф, его ровесник Элронд и 12­летняя Дара, каково?) Если же вдруг к кому­то приклеивается­таки погоняло, надо присмотреться, не обижает ли оно человека. Я обычно прямо спрашиваю. Стандартный ответ: “Нет”. После чего я говорю что­то типа: “Меня в детстве называли Кукарекусой, т.к. моя девичья фамилия была Петухова, я откликалась, а куда денешься, даже привыкла, но как­то больше предпочитала просто Юльку”. После такого доверительного признания человек обычно колется, если погоняло его не прикалывает. Если это так, то стоит окружающих попросить не называть человека так. Через пару дней кличка забывается.

Правда, бывает, что новое погоняло заменяет более старое, обидное. Вот у меня по клубу носится стихийное бедствие 15­ти лет и откликается на Краеведа. Краеведом его стали называть за способность заблудиться в трех соснах. Но теперь забыта старая обидная дворовая кличка. Сам Краевед согласился быть Краеведом весьма охотно.

Также надо учитывать, что мальчишки умеют делать все, только обычно не знают об этом. Не стремитесь опекать каждое их действие, но и не оберегайте от трудностей. Пусть каждый сам делает себе меч, даже если кто­то старший делает их легко и с удовольствием. Лучше пусть опытный мастер консультирует, а не делает за младшего. И это касается не только изготовления оружия.

К слову сказать, у нас действует еще несколько правил.

Дежурят (убираются в помещении) каждый день. Причем младшие и старшие тут на равных (никакого: “Пусть теперь молодые поработают!”).

Девушка (вне зависимости от возраста), вышедшая на ристалище и взявшая в руки меч, не имеет права жаловаться на синяки и ссадины, и получает также, как и ребята.

Все личные разборки должны происходить за пределами клуба. Если двое очень не любят друг друга ­ это их личное дело, которым они не должны грузить окружающих. Как они взаимодействуют за пределами клуба ­ их проблемы, но в клубе они взаимно вежливы.

Если человек пришел под “маской” (с какими­то понтами, попыткой создать себе имидж), пусть себе развлекается, не надо его разоблачать.

Игровые отношения на жизнь не переносятся. Ребятам сразу надо доходчиво объяснить, что если в игре Вася убил Петю, то на самом деле это сделал не Вася, а его Персонаж. И убил он не Петю а Петиного Персонажа. Сделал он это не потому, что Вася не любит Петю, а потому, что у Васиного Персонажа были игровые основания убить Персонажа Пети. А Вася тут не при чем.

Такой подход помогает избавиться от массы нелепых обид и конфликтов.

Кстати, молодежь обычно поначалу весьма инертна. Подросток становится инициативным, если точно знает, что его идеи не встретят реакцию типа: “Молод еще рассуждать об этом” или “Не лезь вперед батьки в пекло”. Более того, на каких либо обсуждениях я развожу народ на высказывания собственного мнения, используя принцип “предмет по кругу”, причем первыми не должны говорить старшие.

Народ садится в круг. Модератор (ведущий собрание, лидер) берет в руки небольшой предмет (я обычно просто снимаю часы с руки) и Ставит перед кругом проблему, вопрос (На какую из игр, планирующихся в нашем регионе мы поедем в августе?) Потом модератор, не отвечая сам на этот вопрос, просит каждого высказаться, причем человек не просто должен назвать 2­3 игры, а пояснить, почему он предпочел бы именно их. Всем предлагается брать по очереди предмет и говорить. Пока предмет в руках человек говорит, а остальные молчат и не перебивают, не критикуют, не возражают. Потом предмет, а следовательно и право слова, передается соседу. Модератор должен следить, чтобы люди не критиковали предыдущие высказывания, а отвечали на поставленный вопрос. Если у людей есть желание возразить, то предмет вновь пускается по кругу с новым вопросом (какие из названных игр лично для меня неприемлемы и почему?)

Данная методика дисциплинирует, позволяет вести обсуждение цивилизованно, без базара, позволяет каждому высказаться и напоминает некий таинственный ритуал, а молодежь очень любит ритуалы. Если модератор хочет провести обсуждение в неком эмоциональном ключе, то часы можно заменить свечей, обсуждение проводить в темноте, но и тема должна быть соответственной, более личностной, что ли.

Молодежь, обычно, приходит за мечами и доспехами, пылает  боевым пылом и мечтает “всех убить, одним остаться”. Не стоит гасить этот пыл, но надо честно рассказывать, что война на самой военизированной игре занимает не более 5% процентов от общего игрового времени.

А еще надо быть готовым к отсеву. У меня обычно осенью набежит человек 20 новичков после объявлений в соседних школах, а потом они быстро исчезают (секции, уроки, не интересно, лень), а остается 2­3 человека. Они по цепочке начинают приводить друзей, из которых опять таки остаются далеко не все.

А что касается “особого подхода к подросткам”, то главное тут признавать за ними право на достоинство. Это ­ главное.

 

Ледякова Юлия (Джу, Ундин)

г. Калуга  lediakova@yandex.ru

 

Напечатано в № 18 (апрель 2003), 33 (октябрь 2008 г) журнала по РИ "Мое королевство"

www.mykingdom.ru


предыдущий текст оглавление следующий текст

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Карч
(Алексей Радченко. Челябинск)

МоеК - луч света в темном царстве

Наши друзья
Новости RPG
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

Новости alexander6
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх