25.04.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Холодное лето 2008 года комментарии дать свой комментарий вид для печати
24.11.2008
  рубрика По следам
автор Дядя Слава (Вячеслав Рожков) (Москва)   
Рекомендации: +:0     :0

Сезон 2008 был урожайным на удачные проекты. Хорошее было лето, игровое. Появилось много нового и интересного. Погода, правда, подвела. Но нашего брата такой ерундой не напугаешь.

 

Чем круче джип, тем дальше идти за трактором. Эту поговорку уже все знают. Интересно она проявляется у ролевиков. Раньше, когда ролевики только начинали богатеть, они покупали обыкновенные машины, заезжали на них в грязи и вытаскивали тракторами или джипами. Годы идут, ролевики богатеют и покупают крутые джипы. Это приводит к интересному эффекту. Джипы заезжают все дальше в грязь. Но трактора их вытащить уже не в состоянии. На "той Гражданской" дважды фатально засел местный трактор "Беларусь" при вытаскивании наших ролевых танков, одного трактора оказалось мало.

 

Искусство финальной точки

 

Верона 1302

 

Да, сюрприз был потрясающий. История РИ знала много игр, идущих на разных планах. Но такую шутку с ролевиками сыграли впервые.

 

Итак, Верона, 1302 год.  Именно в это время здесь жили прототипы Ромео и Джульетты. Государственное устройство - суверенная демократия. Высшая власть в городе принадлежит совету всех граждан, платящих налоги. Но городом управляет герцог, который имеет право отменить любое решение совета и единолично принять закон. И вот уже 30 лет городом правит семейство делла Скала. В общем, нормальная средневековая игра с интригами, борьбой за власть, прессингом католической церкви и прочими прелестями городской жизни 13 века. Город отличался высокой смертностью.

 

После смерти персонаж попадал в лабиринт, где беседовал с душами великих предков, не попавшими на небеса. А затем его отводили в... За полоской леса, совершенно скрыто от Вероны стоял настоящий театр со сценой и амфитеатром. Это был театр "Глобус" 17 века, в котором творил Шекспир. И там репетировала труппа актеров. Шекспир в разных ипостасях расспрашивал веронцев о происходящих в городе событиях, немедленно изменял пьесу и начинал репетиции нового эпизода. Альтернатив у погибшего персонажа было две - вернуться в 1302 год или остаться в Лондоне 1602, чтобы участвовать в спектакле. Театр проводил кастинг на эпизодические роли.

 

О пресыщенные ролевики! Они считали, что игра на двух планах уже в порядке вещей. Никто из мертвяков, вернувшихся в Верону, не проболтался о театре, просто не придал этому значения!

 

В 6 часов метрвятник закрылся. И за 4 часа до темноты в театре был установлен современный свет и звук. В 11 вечера, когда уже стемнело, зрители из Вероны собрались на спектакль Лондонского театра. Перед сценой горели факелы, начался пролог.

 

Шесть равноуважаемых семей

В Вероне, где встречают нас событья,

Враждуют с каждым годом все сильней

И не хотят унять кровопролитья

 

Елаф читал пролог и тушил факелы. На последних словах в зале наступила темнота. Только тени что-то делали с декорацией на сцене. А затем, в ультрафиолетовом прожекторе перед зрителями засияла неоновыми огнями Верона 21 века. Зажегся яркий свет, заиграла музыка и началась вариация пьесы "Ромео+Джульетта" - старый текст в современном антураже.

 

Спектакль прошел на одном дыхании. Восторг вызывает потрясающая идея связать одним сюжетом три эпохи, вывести игроков из прошлого в наши дни мощным финальным аккордом.

 

А эпилог читал главмастер Регал. Стихотворными строками он подвел итог и игры, и пьесы.  На сцене было как в игре - все умерли. И на освободившееся место пришел завоеватель Фортинбрасс - в современном произношении миротворческие силы.

 

Регал, Елаф и Ксю! Мегареспект за идею.  Актеры и полигонщики! Аплодисменты за воплощение и умение хранить тайну. Таких сюрпризов на играх я еще никогда не получал. Браво, аплодисменты.

 

Лагаан

 

В последнее время на играх пошла тенденция - не играть в воскресенье. Антуража много, выезжать сложно. До полудня игроки спят, а после - начинают вяло собираться. Вот простая идея - сделать утром в воскресенье финальное событие для всего полигона. Это позволяет сконцентрировать впечатления от игры, сделать ее ярче и законченней. Конечно,  поставить спектакль уровня "Ромео + Джульетта"  могут себе позволить немногие. Но есть гораздо более простые и не менее эффективные идеи.

 

Индия времен английского владычества. С жителей Индии собирают огромный оброк (лагаан) практически все имущество надо продать, чтобы его уплатить. И здесь для финала выбран отличный повод. Белые господа люди азартные. Матч в крикет с английской сборной позволит индусам либо освободиться от налога, либо разориться, уплатив его в двойном размере.

 

Вечером субботы индусы в унынии. Они не набрали денег даже на один Лагаан.  Шанс только один - выиграть у англичан.

 

Утро воскресенья выдалось дождливым. Площадка для игры была грязной и мокрой. Но вся Индия собралась поболеть за свою команду. Я человек не слишком азартный и правил крикета не знаю, но так здорово орать "Оле оле оле оле, индусы вперед" или "Наша карма - побеждать". Победили индусы. Результат финальной точки - все уехали с игры, заряженные позитивом.

 

Есть еще несколько находок, которые не вредно повторить. Один из самых известных стереотипов про Индию - их музыкальные фильмы. Прямо в правилах Лагаана было прописано, что  в минуты раздумий индусы поют и танцуют. Такая простая фишка заменяет центнер антуража. Песни и танцы немудреные, но как оживляют атмосферу игры.

 

А вот против законов экономики не попрешь. Индусы, согласно правилам, торгуются так, что искры из глаз летят. Поэтому на базаре я тратил уйму времени на споры и крики. А дети, которых я отправлял продавать по одному апельсину или банану по фиксироанной цене, за то же время притащили выручки в два раза больше. Вывод вполне себе современный : индустрия торговли эффективнее, чем индивидуальный подход. Продавать много и дешево выгоднее, чем торговать эксклюзивом.

 

Цитадель

 

Не могу назвать проект удавшимся, ожидал от него большего. Вовсе не потому, что игра не получилась. Как раз с традиционной ролевой составляющей все было хорошо. Игра в стиле ретро конца 90-х с чиповой экономикой и виртуальными отрядами. Не сыграла инновационная фишка - моделирование различных культур. Произошло это по традиционному ролевому разгильдяйству - не удалось собрать игроков на загрузочный лагерь, в результате вкурить культуру на новом уровне не смогли. Играли на стереотипах. Пипл схавал, так как экшена и антуража было много. Но глубИны мироздания не открылись. Сами себе злобные бакланы, господа игроки. На командные сборы надо ходить. Тем не менее и здесь культурный пласт качественно сыграл.

 

До меня, наконец-то, дошло, почему индуистское общество столь стабильно, несмотря на кастовую структуру. Колесо сансары одно для всех. Любое существо проходит цепь перерождений - путь от былинки до мокши - слияния с богом.  Человек растет от перерождения к перерождению. Сначала он шудра - слуга. Затем мастер материального - вайшья.  После его удел воевать и властвовать над людьми (кшатрий) и, наконец, размышлять (брахман). Каждой варне присущи свои занятия и даже удовольствия. Кстати, знаменитая камасутра - это развлечение для шудр - слуг. На этой ступени развития они постигают тело и его возможности.

 

После постижения всех аспектов жизни человек становится равным богам (сливается с ними) и уходит из колеса перерождений. Если не подвергать сомнению эту схему - все устроено разумно. Для постижения бога надо пройти все ступени познания от жизни к жизни. Но сомнения и желание изменять мир - это удел европейцев. 

 

А еще с точки зрения индуса христианство отлично вписывается в модель мира. Это способ для человека достичь мокши за одно воплощение. 

 

Были в проекте Цитадели несколько идей, котрые я хотел бы довести до широкой ролевой общественности.

 

Виртуальные отряды

 

Как известно, виртуальный отряд был придуман для моделирования армий. В кривых масштабах игры армия составляет человек 15, а лесная банда - человек 8. Дабы пресечь ситуацию, когда армия боится бандитов, были придуманы виртуальные отряды. Якобы численность их столь высока, что никто кроме иной армии не может на них напасть. Моделировалось все это по разному. То количество хитов солдатам прибавят, то ристалище для армейских битв организуют.

 

Какой-то умный человек привязал армии к экономике. Масштабные войны можно вести только если ты богатый. Тащи за армией обоз с припасами.

 

На "Времени королей" была забавная идея натурального обоза. Армия волокет за собой воду - по 5 литров на солдата в цикл. Дешево и сердито. Армии движутся медленно, есть работа и для маркитантов - бегать за водой (пополнять припасы).

 

А на Цитадели красиво увязали экономику и численность людей. Есть страна, в которой имеются  реальные и виртуальные жители. Реальные жители проживают свою игровую судьбу - общаются, воюют, женятся, молятся и т.д. В это время виртуальные жители в виде ленточек в шахтах и на полях куют благосостояние страны. Искусство экономической игры состоит в том, чтобы распределить виртуальных людей с максимальной эффективностью. В мирное время и от занятий экономикой количество виртуальных людей прибывает. А вот в военное время их можно призвать в армию. Конечно, дерутся только реальные игроки. Но когда их хиты кончаются, они возвращаются к знамени, берут следующую ленточку-виртуала и снова идут в бой.

 

Оголенные поля и шахты без виртуальных людей уже не приносят дохода. Поэтому после войны страна голодает. Но и в жизни примерно так.

 

Новые бои по правилам

 

Еще одна правильная идея Цитадели - боевые укрепления,  которые можно взять. Мастера отгрохали замечательную крепость. Но штурмовая стена ее была высотой всего в два с половиной метра. Зато это позволило использовать при штурмах штурмовые лестницы, сделать боевой контакт зрелищным и усложнить задачу удержания крепости. Мне эта идея больше нравится, чем нештурмуемые замки. И с точки зрения безопасности лучше. Вспоминаю Константинополь, когда штурм приходилось постоянно прерывать, чтобы снять с лестницы очередной "труп".

 

Цена жизни

 

Эволюция ценности жизни в ролевых играх ведет к увеличению выживакемости. Помню бурную дискуссию в началет90-х про то, что у человека должно быть два хита по базе, чтобы нельзя было завалить его одним случайным ударом. Потом появилось понятие тяжелой раны - сущестовование в нуле хитов. Нынче добить человека надо явно и сознательно - произнести "добиваю" и довершить смертоубийство. Это хорошая тенденция. Персонажи перестали быть "третьими лучниками в пятом ряду". Игра теперь больше чем простое вонзалово "сразился - убит - отсидел - сразился".

 

Время королей

 

Эту игру можно долго и бессмысленно ругать. Но давайте отдадим должное мастерской группе. Они честно признавали еще на Зиланте, что к столь масштабному проекту не готовы. Игру делали всем миром, получилось то, что получилось. А самое важное, что случайных людей там не было. Вот уже много лет у меня не было такого глубокого погружения в мир. И если бы мастерская группа не приняла странное решение о свернутом пространстве и переносе по небу Ланниспорта в далекие края, то игра легко летела бы еще сутки. Остальные косяки перечислять бессмысленно, они есть практически на любой игре.

 

Путем епископа Диомида

 

Отдельное спасибо хочу сказать Константину Ридигеру мастеру по магии и религии. Для самой массовой религии - Семибожия - он создал канон Святого Ридигера, в котором подробно расписал молитвы и обряды. Религии-конкуренты тоже были под присмотром - хороший кастинг. Но самый главный мастерский постулат - отсутствие магии у священников. Это позволило мне вообще исключить общение с мастерами и сделало погружение полным. Окружающие игроки были в теме, и мне не надо было объяснять, кто такой септон и в каких богов он верит. Мир получился.

 

За игру у  меня было два персонажа. Один, отец Фигин, настолько любил Семерых, что за столом ел за них всех вместе взятых. Честно говоря, я ехал на игру отдыхать. Поэтому роль взял ненапряжную. После сытного Собора группа септонов возвращалась по домам. Тут они нарвались на Кровавых Скоморохов. Троих убили на месте, а один, я, еще долго мучился в плену был подвергнут пыткам и расчленению. Ну и хрен с ним - умел этот персонаж только жрать и молиться.

 

К счастью, после мертвятника все пришлось начать с нуля.

- Как Вас зовут?

- Брат... Брат Фуций.

Ох, зря я назвался этим именем. У персонажа оказалась бурная судьба.

 

Началось все со столицы, когда монах из северных земель был поражен великолепием Септы Бейлора и пустыней на богослужении. Взяв обет посетить все септы Вестероса, я отправился в путешествие. Невдалеке от столицы был пленен отрядом Грейджоев, который совершал набег. Долгое время я провел на Железных островах, где люди молятся Утонувшему богу. И ничего я не смог противопоставить их вере. Они отвечали мне просто, что их жрец ведет праведный образ жизни. А септоны погрязли в роскоши и грехе, верховный септон Кривда предается пьянству и чревоугодию. В мире реками льется кровь, а септоны служат тем, кто платит. И поэтому вера в Семерых теряет своою паству.

 

В диспуте перед королем Железных островов спасла меня лишь твердость в вере. Сказал я, что Утонувший бог есть воплощение мужских ипостасей Семерых. И что одна лишь сила не может сделать человека счастливым. И вера их не полна, ибо не включает в себя ипостаси любви и плодородия. И поэтому я не отрекусь от своей веры, ибо общее больше частного. А судьба моя в руках Неведомого. И был справедлив Король Железных Островов и позволил мне уйти с миром.

 

И пошел я в Ланниспорт. Но и там была моя жизнь неспокойной. Ибо от начала до конца штурма был я внутри стен Ланниспорта, и видел гибель многих славных витязей. И не было пастырского слова чтобы остановить кровопролитие единоверцев, а сам я испугался битвы и прятался в септе. Но вера тех, кто штурмовал город, была еще крепка, и священнослужителей они отпустили с миром, а септу не разграбили.

 

И во исполнение обета отправился я в септу Харренхолла. Но не было там септы, и много часов я провел в тамошней темнице. А поскольку приняли меня там за чернокнижника, то чтобы я не мог колдовать, специальный стражник был приставлен к моему телу, чтобы держать его оглушенным. Но хранила меня Мать, и был я отпущен из тюрьмы, и отправился на Собор.

 

Но и в Столице было неспокойно. Лишь покровительство Воина спасло Септу от разрушения и осквернения жрецами Огненного бога . Безоружные септоны встали перед входом, но жрецы Рглора жаждали пролития крови. И только северные воины, твердые в вере Семерых, вступились за нас и отогнали нечестивцев.

 

А потом, на Соборе, я призвал церковнных иерархов выступить за прекращение кровопролития, очиститься от скверны излишеств и предать анафеме тех князей, что проливают кровь. Ибо заняв выжидательную позицию, мы теряем и превращаемся в реликтовый культ. А паства уходит к тем, кто праведной жизнью или чудесами доказывает истинность своей веры. Но не услышал меня Собор и убоялся идти против князей земных.

 

Вернемся, однако, в день сегодняшний. Зачем я все это написал? А затем, что через пару дней, дискутируя с православнутыми на Селигере, увидел массу параллелей с нашим сегодняшним православием. Церковь погрязла в роскоши и не имеет своей позиции, отличной от позиции власти. И, дорожа мирскими благами, церковь теряет паству, превращается из живого организма в ритуал. Вот в чем ее обвиняет владыка Диомид, епископ Чукотки.

 

Что мог сделать Собор Семерых мне, пересидевшему во всех темницах Вестероса? Лишить сана? Но не лишить истинной веры! Что может сделать владыке Диомиду православный Синод? Да в общем, то же самое.

 

После игры я проникся симпатией к Диомиду. И хотя его взгляды с точки зрения обывателя несколько экстремистские, но он разговаривает с Синодом как искренне верующий человек. Синод же, в страхе потерять мирские блага и оказаться в немилости у власть имущих, обвиняет Диомида в расколе и лишает сана. Такая позиция быстро приведет (уже приводит) к утрате православной церковью доверия среди паствы. И вера в Бога по православному обряду превратится лишь в моду, никакого влияния на душу не оказывающую. 

 

Мне на игре было легче. Я хотел добиться раскола, и я его добился.  Ломать виртуальную реальность проще и безопаснее. Но на очень простой модели игры мы можем увидеть, как гибнут и превращаются в реликт мощные когда-то культы. И пошатнуть их, испугать, лишить паствы может даже один человек, отказавшийся от мирского благополучия в пользу высоких идеалов.

 

На той Гражданской

 

Как становятся героями

 

Лучше всего мастерам по антуражу удались грязь и бездорожье Гражданской войны. Белый город Державин и красный город Преображенск разделяло поле боя. Оружие страйкбольное, поражаемая зона полная. События мая 1919 года на южном фронте Гражданской войны.

 

В Державине атмосфера старого мира - театр, ресторан, господа офицеры, контрразведка... В Преображенске новая жизнь - пролеткульт, наробраз и ЧК.

 

Я - маленький человек, попавший под волну истории. Прототип - Семен Игнатьевич Кириков. Кто читал "Кондуит и Швамбранию", должен помнить учителя истории Э-мюэ, человека-поганку. Ключевое слово - Троглодиты. Тем же, кто не читал, искренне советую ознакомиться. Недавно перечитывал с детьми - книжка в жанре социалистического реализма оказалась на редкость антисоветской. Жил я по принципу "своя рубашка ближе к телу". Революцию не принял, и детей учил тому же.

 

На уроке истории рассказывал детям о крахе цивилизации и конце истории при красных. Но тут появилось ЧК, и срочно пришлось рассказывать детям о том, что они троглодиты нового мира, и им творить новую историю. Когда в конце игры все дети ушли к белым, я приписал эту заслугу себе, своему педагогическому таланту.

 

Вечером пятницы к Преображенску подошли белые войска. Они совершили обход фронта по пояс в воде. Начался штурм. Я находился в это время вне города, в пролетарском театре. На радостях мы запели "Боже царя храни". К счастью белые подхватили. Утром на допросе в ЧК пение удалось свалить на господ офицеров. Штурм города не удался, белые отступили.

 

Решив не ждать освобождения, я собрался днем перейти линию фронта. Дошел до тылового госпиталя красных. Но там увидел ужасы войны - раненых - и уже совсем было собрался повернуть назад. Но тут красные решили пойти в атаку. Всех способных передвигаться погнали на фронт. Правда на фронте от меня было мало толку, чудес доблести я не проявил. После первого же взрыва бомбы я залег в бижайшую канавку и не поднимал голову. По красным позициям работал пулемет и белые собирались в контратаку. Взрыв еще одной бомбы, и рядом со мной рухнул красный командир. Это шанс выбраться, другого может не быть. Если я вынесу красного на спине, то за дезертирство меня не расстреляют. А раненый прикроет мою спину от пулеметного огня. Взвалив его на спину, я побежал в сторону госпиталя. Но пуля меткого белого офицера поразила меня в спину - тяжелая рана.

 

В Преображенск я вернулся героем, сам того не желая. Еще бы, учитель истории побывал на фронте и был ранен во время подвига - спасения красного командира.

 

Поздним вечером опять пришли белые. Штурма ждали, и я заранее выбрался из города в театр. Перестрелка была чудовищная. Весь штурм я просидел в какой-то канаве, тихо молясь, чтобы не заметили. Город белым взять не удалось. Защитники города громко  хором запели Интернационал. Какая все-таки великая музыка! Даже будучи противником красных, я вынужден признать великую магическую силу их убеждений. И, наверное, они могут победить.

 

Ну а я присоединился к отряду добровольческой армии и благополучно добрался до Державина.

 

В заключение

 

Две талантливо написанные книги-эпопеи. Дж. Мартин "Песнь льда и пламени" и Михаил Шолохов "Тихий Дон". Как оказлось, обе про одно и то же - про распад целостной страны на множество маленьких враждующих кусочков. Про накопившуюся разруху в головах и братоубийственную войну. Ощущение того, что наша страна в реальности пережила за лихие девяностые - очень похоже.

 

Вот мне уже сорок лет, а я никак не наиграюсь. Ролевые игры помогают увидеть жизнь совсем с другого ракурса. Один день на полигоне, и то, что изучали в школе, превращается из несвязного собрания фактов в цельную картинку - с понятными мотивами враждующих сторон. Белые превращаются из эксплуататоров в живых людей, болеющих за Великую Россию. А красные - в строителей нового мира из остатков невыносимого дореволюционного бытия. И вот он новый мир - манит, кажется осталось чуть чуть, последние шаги. Но нет, ускользнул и растворился, как мираж в пустыне.  Но мираж - это призрак далекой прекрасной реальности. И разгадав его, принеся в сегодняшнюю нашу жизнь, мы сделаем мир чуть-чуть лучше.

 

Дядя Слава (Вячеслав Рожков),

Москва

 

Напечатано в N 33 журнала по РИ "Мое королевство", октябрь 2008 г.

www.mykingdom.ru


предыдущий текст оглавление следующий текст

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Дядя Слава
(Вячеслав Рожков. Москва)
Наши друзья
Новости RPG
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

Новости alexander6
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх