26.04.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Танец ритуала комментарии дать свой комментарий вид для печати
30.07.2008
  рубрика Плезир
автор Виона (Екатерина Смольнякова) (Санкт-Петербург)   
Рекомендации: +:0     :0

Современные ролевые игры безостановочно развиваются -и за счет развития игротехники, мастерский технологий, и за счет развития мелких "составляющих" игр - поднимаются планки качества костюмов, антуража, владения оружием. Моей целью сейчас не является обсуждение того, куда мы таким образом придем, хорошо ли это, плохо ли - я лишь упоминаю направление движения, которое состоит во все большей материализации игровых условностей. Упоминаю, чтобы поговорить не об особенностях кройки и шитья для полигона, и не об особенностях построения замка на местности. Меня тянет порассуждать об эволюции игрового ритуала и отношении оного к танцу.

Я не буду рассматривать различные виды игровых ритуалов или систематизировать их - да, бывают ритуалы религиозные, социальные, магические, бывают сцены-ритуалы и разговоры-ритуалы, и каких их только не бывает. Действо на параде, если это не просто слово мастеров - это ритуал. Магические заклинания  и церемонии - это ритуал. Встреча посольства, выход царственных особ, помолвки-свадьбы-похороны - это ритуал. Отыгрыш значимых событий на играх-мистериях, народные или церковные праздники, вмешательства богов - все это может стать поставленным ритуалом.
Суть всех ритуалов одна и та же - в определенном порядке действий в течение того или иного события. В жизни этот порядок действий установлен традицией, зачастую вековой, и глубина сопереживания участников или зрителей ритуала определяется либо осознанием традиционности происходящего, причастности к тем сотням и тысячам людей, которые уже совершали или наблюдали за этим ритуалом, либо значимостью происходящего для всех, либо предполагаемым участием высших сил в происходящем, либо всем вместе.  Основной целью ритуала является именно это сопереживание, соучастие, а вовсе не буквальное повторение предписываемых традицией действий.
На игре все эти факторы воздействия ритуала на человека не работают, даже если имитируется имеющая прямые аналогии в реальной жизни церковная служба или там всенепременные похороны. А ведь зачастую ритуал на игре разрабатывается под конкретный мир, под конкретные условия, ранее никем из участников не был наблюдаем и все происходящее для всех (включая исполнителей, которые гоняли его в лучшем случае дома перед зеркалом, а не на кочках под плохо слышную музыку) внове.
Нет, разумеется подразумевается, что хороший игрок сам о себе позаботиться и включит у своего персонажа все необходимые переживания... Но... Но. Будем честными - большинство игроков относится к подобным событиям не как к чему-то, важному и значимому для персонажа, а как зрители к театральной постановке. Интересно, любопытно, забавно, можно отдохнуть. Это так. И, если вы, разрабатывая тот или иной ритуал, об этом забыли, вина в этом ваша, а не безалаберных игроков, которые почему-то не стали вам глубоко сопереживать, в нужном месте ахать, и в нужном месте пускать скупые мужские слезы. Мы уже определили, что отношение участников ритуала к происходящему сродни отношению зрителя к спектаклю. Следовательно, разрабатывая ритуал, мы должны думать не о воздействии его на участников-авторов, а о воздействии его на зрителя так же, как об этом думает режиссер. Однако, большая часть игровых ритуалов разрабатывается либо "для себя" (то есть для участников действа), без оглядки на то, как это воспринимается со стороны, либо по принципу "надо, чтобы было, потому что так было". Очень часто на полигоне представлены либо бездумные кальки с реальных церемоний - опять же, церковные службы, в которых ни смысла, ни последовательности происходящего 90% игроков не понимают просто потому, что у них нет аналогичного опыта в реальности, либо же - простите, но я это скажу - эльфийское у-шу в чистом виде. Вас цепляет магический ритуал а ля эльфийское у-шу? Меня - нет.
Да, я принципиально против танцевально-импровизационных постановок. Моя точка зрения проста - за свой стиль, за выражение своего видения, за авторскую специфику воспроизведения во всех видах творчества, как правило, берутся тогда и только тогда, когда освоят все базовые навыки. А не наоборот. Иначе получается смешная пародия. Какими бы глубокими переживаниями не было наполнено ваше представление о том, что вы изображаете своими движениями, если базовых навыков работы со своим телом у вас нет, со стороны на это смотреть грустно и смешно. Ночью при луне на полянке "для себя" это приемлемо - днем на параде в качестве выражения главной концепции игры о победе любви над смертью - ой, лучше этого не делать. Самые позитивно настроенные игроки из добрых чувств просто закроют глаза. Конечно, есть люди, которые стали практически профессионалами постановки и изображения. Но - их не большинство. К тому же считается, что уж что-то, а красивую сценку может создать любой, была бы тяга к прекрасному.
Я ни в коем случае не призываю всех ровным строем идти вольнослушателями в театральные вузы на кафедры режиссуры. Все это долгое критиканское вступление имело целью подвести нас к простому предложению: не изобретать велосипеды, а воспользоваться тем, что уже есть. Возможно, воспользоваться не буквально повторив оригинал, а взяв его за основу, позаимствовав особенности геометрии движений, логики взаимодействия...
А, что? А.. Да я о танцах, конечно. О чем я еще могу говорить. Да-да, об этом скучном историческом танце, в котором все так предопределено и нет места фантазии.
Ведь танец по сути и есть ритуал. Изначально танцы имели более религиозное, чем социальное или уж тем более развлекательное значение. В настоящее время известны танцы, каждый жест, каждая фигура которых несет определенный смысл, танцы, веками существующие как готовая театральная постановка. А какое обилие решений проблемы красивого перемещения в пространстве могут дать нам контрдансы!... Тем более что и они - не просто танцы-для-танцевания, а танцы-истории, танцы-сценки. Встречи, сходы, расходы - для двух, четырех, двадцати четырех человек... Повторюсь, необходимости в буквальном воспроизведении нет. Но почему бы не позаимствовать опыт поколений? Не использовать для постановки свадебной церемонии один из многочисленных бассдансов про любовь-ревность-любовь? Четыре-пять веков уже существующая живая картинка, создававшаяся уже как церемония обручения двух любящих людей - причем именно для наблюдения со стороны? Я бы еще упомянула, что исторический танец способен сильно украсить жизнь двора  - нет, не в виде балов и праздников, а в виде реверансов и поклонов, которые имеют такое большое значение и выглядят в нашем исполнении так... никак.
Исторический танец действительно может сильно помочь тем, кто еще не имеет значительного опыта в постановках и разработках сценариев, но обязательно хочет в своей команде\поселении\на игре чего-то этакого. И в большинстве крупных городов уже есть школы или клубы, которые на основных или дополнительных занятиях изучают, разбирают, восстанавливают танцы. Думаю, мало кто откажется помочь. Вы попробуйте...


Смольнякова Екатерина (Виона),
Школа Старинного Танца
"Виланелла", Санкт-Петербург

 

Опубликовано в N 27 журнала по ролевым играм «Мое королевство», апрель 2006 г.


оглавление

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Коровка
(Алексей Яцына. Москва)

Должно быть в мире блааародных донов, рыцарей и прочих прекрасных дам быдло быдлячье и корова коровячья. Я - тот, кого ненавидел и хотел повесить целый император

Наши друзья
Новости RPG
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

Новости alexander6
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх