19.03.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Театр на игре. Не стреляйте в гистриона, он играет, как умеет... комментарии дать свой комментарий вид для печати
29.07.2008
  рубрика В игроцкое ушко Обмен опытом Плезир
автор Бекар (Минск)   
Рекомендации: +:0     :0

Что ни говори, а ролевики - люди творческие. Ведь если чешутся руки подраться, можно просто выйти на улицу в темном переулке и попросить закурить. Нет, нам надо клепать год доспехи и тянуться в глубокие леса. Ведь если строчки складываются в стихи, можно выпускать книги или зарабатывать на гонорарах в литобозрениях. Нет, они берут гитары и тянутся в те же леса... Ну а некоторые так вообще: вывозят на игры целые театры.
Я имею некоторый опыт подготовки и вывоза театров на игры (числом пять). И именно этим опытом хотел бы поделиться с теми мастерами и игроками, кому это может быть интересно.

Весь мир - театр, и люди в нем актеры...
Вильям Ш.

Под Театром я соберу широкий комплекс понятий. Это развлечения вообще, развлекательная индустрия. С маленькой оговоркой: из понятия "театр" в статье я исключу распространенное в РД понятие "менестрель": это отдельное, очень знакомое, старое и привычное явление. Итак, давайте рассмотрим Театр на Игре как частный случай индустрии развлечений в обществе. Вот тут-то у мастеров и игроков возникают некоторые сомнения...

Сомнение первое:
А кому это нафиг надо,
да и надо ли нафиг ваще?

Что мы обычно моделируем? Синтез белка? Прогрессию амплитуды колебаний подвески? Амбивалентный дискурс экзистенциализма? Нет. Посмею заявить, что на играх мы обычно моделируем жизнь. Жизнь в разных условиях (войны и мира, диктатуры и анархии, голода и изобилия), жизнь различных существ (одушевленных или нет, антропоморфных и нет).
А вы можете представить жизнь без индустрии развлечений? На планете Земля досуг и забавы были с человеком всегда. Даже в самых жестких антиутопиях мира присутствовало это явление: брошюрки для пролов у Оруэлла в "1984"-м, "зрелища, слушалища и осязалища" у Хаксли в "Дивном, Новом Мире" и так далее... Некоторые литераторы даже боятся, что новый страшный диктатор целиком погрузит людей в развлечения, оставив планету целиком для себя ("Хищные вещи века" Стругацких и фильм "Эквилибриум" развивают похожую идею).
Отсюда сделаем неутешительный вывод: если вы стремитесь смоделировать мир, то вы, как мастер, практически обязаны смоделировать индустрию развлечений. Хотя бы упомянуть о ней в правилах.

Сомнение второе:
Неужто это так сложно?

Начну с наблюдения. Организовать на игре хороший театр так же сложно, как организовать на игре хороший кабак. Но по другим причинам.
Сколько времени учатся студенты театральных вузов? Пять лет. За это время они знакомятся с историей театральной культуры по земному шару, особенностями профессии, да и еще очень много чего изучают, отдавая все свое, свободное от свободного времени, время. 
Ролевику же, чтобы изучить полностью театральную культуру определенного региона определенной эпохи, остается лишь пара месяцев по вечерам, на досуге. А подготовленным надо быть так же хорошо или даже лучше: студент-артист, может, никогда в жизни не будет играть в японском театре. А ролевик - будет.
Далее. Ролевики традиционно - весьма творческие люди (читай: раздолбаи). Они живут в своих мечтах, в фантазиях... Актеры тем более люди творческие. Ну а ролевики-актеры - это уже диагноз. Поэтому вы, как капитан команды, будьте готовы к разгильдяйству и безответственности. Это естественно, это неисправимо. (В качестве примера: однажды при вывозе театра на игру поехала только половина той команды, которую я готовил и тренировал в течении трех месяцев)
Вот и получается, что для качественной проработки театра актеру/режиссеру нужно перелопатить горы литературы по истории, теории, практике и критике данной сферы искусства. Пошить зачастую совершенно оригинальные костюмы. А главное - ему придется все это пробовать в прямом смысле "на себе". Мы не будем здесь рассматривать вариант стеба: стеб - это очень важная и нужная в свое время вещь. И в плане театра тут можно сделать очень много, хорошо потешив публику. В свое время.
Бывают такие игры и такие игроки, рядом с которыми хочется быть серьезными. Хочется погрузиться. Хочется побыть внутри игрового мира и пустить этот мир в себя. На этих играх стремишься передать зрителю часть той эмоции, что изображает актер. Тут стеб неуместен.
Сомнение третье:
разве это вообще реально?

Да. На игры ездят театры. Так было в 2000 году с огневым шоу на "Лицах и масках Возрождения". Так было еще раньше. Так бывает на Украине, в Беларуси и в России. А значит, это реально.
Но каким должен быть театр на играх разных жанров? Понятно, что разным. А вот каким конкретно - могу предложить пару вариантов. Я искренне надеюсь ,что изложенные мной личные соображения ни в коей мере не ограничат вашу фантазию, а лишь подстегнут ее. Дерзайте!

Древняя Греция и Рим. Открывается книга по истории театра и читается. Ваше дело, как это реализовать. Насколько похожие будут маски сатиров и костюмы дриад, насколько красочно все выйдет - тут зависит от ваших рук. И помните: комедия - низкая забава для плебса, а трагедия - дело благородное.

Фентезийное средневековье. Карнавальная культура, уличные театры, бродячие жонглеры, шпильманы, гистрионы, хулгары и йомены... Заклинатели змей и глотатели шпаг. Менестрели - кстати, они, согласно источникам, были чаще не пафосные, ничего не боящиеся существа не от мира сего. Они также хотели есть, умели драться, иногда воровали для пропитания... Практически все средние века официальные и церковные власти презирали "лицедеев" и всячески им мешали. Но при этом все осознавали, что без "игровой" отдушины народ озвереет. Народу нужно смеяться. Поэтому (!) лицедеев терпели.
Тут хочется поделиться последними воспоминаниеми. "Новые баллады старой Англии", полигон Кулицкая под Тверью, лето 2005. Играем в 1460-й год, наши персонажи - актеры заезжего бродячего театра. У нас было чувство, что мы - козлы отпущения. Увидел нас монах: "О! Лицедеи! Грешники!!! На костер!!! Страааажаааа!!!". Через полчаса увидел священник: "Опаньки! Грешат лицедейством!!! За поимку власти мне деньжат подкинут... Страааажаааа!!!". Увидел нас Епископ: почти та же история. Увидели инквизиторы: еще хуже. Короче, веселуха. А нам еще и на сцене играть надо было, а для этого репетировать... Не все же по каталажкам курортничать!
Ведь, уважаемые читатели, согласно исследованиям, большинство простого люда очень любили актеров, как залог веселья и радости. А официальные власти официально не любили, а неофициально терпели... Но на играх далеко не так много игроков согласятся играть простой люд. От силы процентов 20 наберется, а зато все остальные - чины, саны да персоны, которые так и стремятся за короткие игровые выходные выполнить как можно больше служебных обязанностей... Вот и получается, что четверо из пяти встречных не только хотят, но и обладают полномочиями тебя, актера, посадить...

Ренессанс. И вместе с ним Елизаветинская эпоха и пиратская тема.
RTFM. Или "учите уставы - голова не будет болеть". Театр усложняется, появляется несколько региональных традиций, и все это замечательно описывается в учебниках. Дело за вашей конкретной реализацией.

Кантри/Дикий запад. Кроме традиционных вариантов распространились передвижные театры и цирки: всевозможные коллекции уродов и диковинных людей, факиры, шпагоглотатели, люди-аквариумы, несгораемые люди, фокусники вроде Гарри Гудини.
Традиционная Япония. Сложная тема, друзья. Есть около 3-х основных разновидности театра, различающиеся по эпохам. Основные трудности: а) очень трудоемкие, почти ритуальные костюмы; б) много сложных красивых масок; в) японский традиционный ритуал и танец, который правильно выучить посложнее, чем "Лебединое Озеро". Гейши (не путать с проститутками - это разные вещи) этому танцу с младых ногтей десятки лет учились.

Мрачная готика. Смотрели "Призрака Оперы"? По-моему, очень милый вариант на тему. Цирк уродов (сложно реализовать), гадалка, Бородатая Леди, Очень Толстая Леди, силач. Также неплохо смотрелся Театр Вампиров в фильме "Интервью с вампиром".

Постапокалипсис. Осколки исчезнувшего высокотехнологичного мира. Где-то сохранились островки высокой культуры, сохранились театральные залы, сцена, занавес и "Не Верю!". Где-то с нуля зарождается искусство публичного исполнения музыки и стихов. Где-то вошли в моду гладиаторские бои пленных. А где-то кто-то собирает новый "Цирк уродов и гениев" среди многочисленных жертв мутаций.

Советы и рекомендации.
Если все вышеизложенное не смогло напугать вас, и вы все же решились везти театр на игру, но делаете это в первый раз, вам могут пригодится эти советы.

1. Профессиональные лицедеи на ролевой игре должны, прежде всего, быть к месту в этом игровом мире.
То есть, если вы мастер и у вас есть знакомые, которые ставят хорошие спектакли в стиле советских комедий, то лучше не подгонять под них мир вашей постапокалиптической игры, чтобы пригласить их на нее. Также и с современными популярными огневыми шоу: в Европейском Средневековье не крутили пуа (они же пои) и стаффы, сохранились лишь воспоминания о глотателях огня и огнедышащих людях. Задумайтесь, а не будет ли театр на игре как пятое колесо у собаки?

2. Готовьте много материала.
Для БРИГа вам, вероятнее всего, не хватит репертуара в один-два получасовых спектакля. Если в "реальном мире" театр - это досуг, которого не так уж много на фоне трудовых и учебных будней, то в РИ почти все время - это досуг. И репертуар быстро иссякнет. Давать представления в течении получаса за игровой день - очень мало для театра. Да и увидят их немного кто.

3. Готовьте на месте.
И то правда. Захватите, например, книгу с пьесами. Если на РИ мы моделируем повседневную жизнь обитателей игрового мира, то для актера эта жизнь - утренние репетиции, вычитка сценария, заучивание текстов... Для драматурга это написание сценария, для режиссера - постановка спектакля. И всем этим вполне можно заниматься прямо на полигоне.
Снова нахлынули воспоминания. 2003-й год, Украина, полигон Десна в 60 км на север от Киева. Игра "Жанна Д'Арк. Столетняя война". Приблизительно 1000 человек.
На игру приехало аж 4 досуговых заведения: три театра, танцевальная школа и практикующий менестрель. Мы - один из театров, Балаганчик при трактире "У Мерло" (сам трактир - команда знаменитого Хасана из Харькова). Причем ехали почти наобум, захватив с собой книгу "Гаргантюа и Пантагрюэль".
За первый вечер театр-конкурент показал свой, весьма хороший, репертуар. Мы в ауте и в депрессняке. На следующее утро наш человек выбирается в полигон и собирает все новости. Днем продолжаем собирать новости, а параллельно с этим пробуем осуществить дурацкую (на первый взгляд) идею: отобразить в сценках события игры. Вечером мы пробуем, нас провожают овациями и вызывают на бис. На второй день мы повторяем трюк с новостями. Вечером у нас аншлаг. Мы рвем зал (точнее, полянку).
Так мы взяли на себя полномочия эдакой "Программы Новостей". На четвертый-пятый день игра стала увядать, люди уставали от погружения, что совершенно понятно и объяснимо. И наш театр тоже потихоньку скатился на обстебывание бытовых и пожизневых проблем игроков: нехватка воды, отсутствие поблизости водоема и так далее.
В связи с этим переходим к следующему совету:

4. Придерживайтесь атмосферы игрового мира.
Всеми силами стремитесь не скатиться к осмеиванию неигровых проблем. Их всегда много, они всегда актуальны, это замечательная тема для работы, но... Но это нетактично. Это некрасиво, так же как болтать по мобиле о месячном отчете, сидя на троне среди сановников. Если вы НУ НИКАК НЕ МОЖЕТЕ избежать неигровых тем для спектаклей, то хотя бы тщательно облекайте их в антуражную форму, придавайте облик, характерный игровой атмосфере.
И снова дымка воспоминаний... 2004-й год, Подмосковье, игра "Красная Ветвь" по ирландскому эпосу. В королевстве Лейнстер пошла со скуки клевая маза: рассказывать банально анекдоты. Но анекдоты стали прямо на месте облекать в так называемую "высокую речь", свойственную сагам и скеллам Древней Ирландии, менять в них главных героев...
"Как-то остановил свою колесницу великий герой Кухулин у дверей  бруйдена. А сзади него ехал простой свободный ирландец. И так сильны были и ловки славные кони Кухулина, Серый и Черный, и так велико было умение возницы его, что человек сзади не успел затормозить и слегка врезался носами лошадей в колесницу Кухулина. Увидел человек, чью колесницу боднул, и понял, что не жить ему на свете. Сжался он весь, глаза опустил, смотрит в одну точку, дрожит. Слышит, как хлопнула дверца богатой колесницы Кухулина. Слышит тяжелые приближающиеся шаги великого героя. Видит уже, как склонилась над ним героическая тень. Попрощался человек с миром живых, начал приветствовать мир мертвых. Видит уже, как уплывает он в страну женщин на далекий запад...
И вдруг на колени ему падает слиток красного золота. Второй. Третий. Потом пропадает тень над ним, ибо повернулся великий герой Кухулин и пошел назад к колеснице своей.
Вскочил тут человек, и бросился следом, дабы вопросить славного героя, ибо непонятно ему было это. Подбежал к Кухулину, когда тот уже почти трогался:
- О, великий герой! Но за что же мне такой воистину великий подарок от тебя? -
И ответил славный герой Кухулин:
- За классику, мужик... За классику."

Мне хотелось бы надеяться, уважаемые читатели, что это скромное обозрение, даже не претендующее на широту и объективность, все же сможет стать базисом для вашей фантазии. И что я, приехав на игру, смогу поучиться чему-либо и у вас.

С уважением,


Бекар.
Минск, Беларусь,
15-20.02.2006

Опубликовано в N 27 журнала по ролевым играм «Мое королевство», апрель 2006 г.


оглавление

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Дядя Слава
(Вячеслав Рожков. Москва)
Наши друзья
Новости RPG
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

29.12.20 15:44
Путеводитель по работе с сообществами

Новости alexander6
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

11.05.21 03:29
ВСЕ ГУДКИ В ОДНОЙ ПАПКЕ НА ГУГЛ-ДИСКЕ

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх