19.03.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Культура пития или... комментарии дать свой комментарий вид для печати
29.07.2008
  рубрика В игроцкое ушко Обмен опытом Оргобеспечение Плезир
автор Милена-София (Санкт-Петербург)   
Рекомендации: +:0     :0

Как-то на одной игре мне сказали: «Любезная госпожа, приходите к нам сегодня вечером. Я выдаю свою дочь замуж.», и я пришла. На другой игре все было гораздо проще: «Эй, Анна, сегодня герцог на халяву разливает, кутнем?» - и я отправилась кутить. А играя во времена Иоанна Васильевича меня, боярыню московскую, усадили за царский пир где я предавалась сладостному обжорству.

А после запала мне мысль: мы делаем игры, где отыгрываем разные народы, разную культуру, разное время, но зачастую все праздники-торжества на них, получаются как будто  по одному шаблону! Это несколько обидно. Ведь во все времена веселые, многолюдные собрания имели свою особую богатую традицию. В общем, делая на играх «шаблонные праздники», мы выкидываем из игрового оборота большой, колоритнейший пласт культуры. Это первое. Теперь второе: на многих играх часто бывает сложно удержать игроков от вечерней полуигровой расслабухи и выпивки. Именно на это время чаще всего назначаются застолья.

Господа – если на игре получилось так, что у вас нет возможности избежать пьянки – возглавьте ее, но возглавьте правильно! От этого выиграют и вы сами, и игроки, и игра в целом. А что может быть лучше когда все довольны?

Возьмем для начала русскую тему. Это настоящий дремучий лес! Как показала практика господа ролевики знают про Китай, Японию, Африку, Францию, что-нибудь про папуасское племя, но в своей собственной культуре совершенно не разбираются. Вот с непознанной Родины-Матушки мы и начнем изучать культуру пития в небольшом цикле статей.

 

...Праздник на Руси есть пити

 

Итак, Россия 16-17 веков или, как ее называли в то время, государыня Московия.... Первое, что надо отметить – это то, что форма праздников различалась по сословиям. Например, если вы делаете торжество в доме знатного боярина – то организуете, соответственно, пир. А если вы зададитесь целью устроить праздник в деревне – то нужно будет устроить братчину (ссыпчину). Оба эти мероприятия делаются по совершенно разным законам и обладают своей собственной традицией.

Пир давало одно лицо. Они устраивались в дни Пасхи, Рождества Христова, Троицы, Николина дня, Петра и Павла, Масленицы. На семейные торжества пир давался обязательно. (брак, рождение и крещение, при погребении и повиновении усопшего, в день именин, по случаю новоселья и при вступлении служащего в новую должность.)

В складчинах же участвовало сразу много хозяев, иногда сразу несколько деревень вместе. Братчины делались только на большие праздники и назывались они по его названию, например: братчина Никольщина, братчина Покровщина. Для проведения братчины выбирался староста. Вместе с крестьянами в подобных праздниках могли участвовать и их владельцы. На братчинах происходили разные происшествия и споры, а потому братчина пользовалась правом самосуда. Разбирались на них и уголовные дела. Судил народ и староста, реже хозяин. На братчинах драка была обычным явлением и никого не удивляла – люди выясняют отношения, все понятно. Нередкостью были и убийства. Церковь очень неодобряла подобные сборища, но запретить не могла.

Крестьянские застолья, даваемые в основном на брак, крестины, родины и поминки назывались «особым пивцом», в знак того, что на их проведение давалось особое разрешение на варку напитков. Дело в том, что крестьянам в течении почти всего года было запрещено варить пиво, брагу и любой другой хмельной напиток. А какой праздник без выпивки? Пить, варить, хранить любой хмель строго запрещалось, но на семейное торжество делали послабление.

Крестьянам разрешалось варить пиво всего четыри раза в год: на Великий день, Дмитровскую субботу, на Масленицу и на Рождество. Право на «хмельварение» крестяне получали на три, реже на семь дней.  Нужно было каждый раз спрашивать дозволения у начальства, и то, дозволение давалось с разбором – только лучшим людям.

Любое застолье не обходится без гостей. Обычно их приглашали заранее, уделяя этому не мало сил. Хозяин к одним присылал слуг, а к другим ездил сам, различая тех кому он делает честь приглашением, от  тех у которых он должен искать чести приезда в свой дом.

Замужние женщины вместе с мужьями  приглашались только на семейные или приятельские пиры. Для них учреждался отдельно от мужского стол на женской половине дома. Женским столом руководила хозяйка, мужским – хозяин. Девушки на пир не приглашались никогда.

Для застолей столы устанавливались вдоль стен, а если ожидалось много гостей – то рядами.

Всем знакомо слово «местничество». Мы слышали его на уроках истории. Должность или «места» давали не по заслугам, а за древность и знатность рода. Такого рода проявления были обычным делом и на пиру. Каждый из приглашенных гостей садился в шапке на место сообразное своему званию и достоинству. Хозяин садился под иконами, в «красном углу». Место  по правую руку от хозяина считалось самым почетным. За ним остальные места находились по степеням, так что одно было ниже другого. Таким образом, существовало три разряда мест: высшие, средние, низшие. Сесть выше другого, считавшего себя выше достоинством, значило нанести ему оскорбление. Часто старые соперники, встречаясь на пирах,  старались насолить друг другу и  садились подчеркнуто выше своих недругов. Из-за этого на пирах возникало много споров, нередко, переходящих в драки. Вопрос «трапезного места» рассматривался очень серьезно. Часто взаимно обиженные стороны в особой челобитной просили суда над своим обидчиком у самого царя. И царь не гнушался разбирать этои споры, так как относился к подобным вопросам очень серьезно, как и любой человек того времени.

Русское застолье состояло из двух частей. Особенно ярким было начало. Перед началом пира вместе с хозяином дома гостей встречала и его жена. Тем она оказывала  им честь и выражала своедоверие – она проводила «поцелуйный обряд». Этот обряд сохранился с глубокой древности. Первое письменное упоминание о нем относится к 12-ому веку. Существовал он повсеместно и не только среди знати. Церковь осуждала «поцелуйный обряд»  как «бесовское совращение». Надо отметить, что в эпоху «Домостроя» женщины редко показывались в общественных местах и на мужских собраниях, редко покидая свою «женскую половину». При чужих мужчинах показываться на глаза любой женщине строго возбранялось, для нее это считалось бесчестием. По меркам того времени «поцелуйный обряд» был просто поразительным исключением из правил. Замужняя женщина не только показывалась чужим людям, но и целовалась с ними! Естественно, что церковь подобное не одобряла.

Все начиналось с того, что хозяйка выходила к гостям, кланялась в пояс и, потупя взор, вставала у дверей. Ее муж и хозяин вставал рядом с ней, кланялся всем гостям разом до земли и просил подходить и целовать его жену. Все гости на это отвечали поклоном и по очереди подходили и целовались с хозяйкой дома. Совершив троекратный поцелуй в щеку гость отходил и кланялся женщине земным поклоном, а на его место заступал следующей, и так все гости.. Затем хозяйка подносила каждому гостю по чарке вина. Первый гость получал чарку и отдавал ее хозяину, прося выпить прежде. Хозяин приказывал сначала пить жене. Та пригубляла и отдавала мужу. Муж выпивал. Тогда уж начинали пить гости, один за другим, и всякий раз когда гость пил хозяин кланялся ему до земли. Окончив эту церемонию, хозяйка удалялась на женскую половину. Только после этого гости усаживались за столы.

После того как гости рассаживались, что тоже занимало не мало времени, хозяин дома ножом разрезал круглый хлеб на куски - по количеству пирующих. Затем, собственными руками, обходя все столы, раздавал их с солью своим гостям. Не сделай он этого, пир бы не состоялся, никто бы даже не прикоснулся к еде. «Хлебный обряд» символически означал радушие и гостеприимство. Люди верили, что хлеб-соль прогоняет чертей, которые так и норовят проникнуть в человека и с этой целью уже обязательно закопались в угощение или притаились в посуде. За обедом получить хлеб-соль от хозяина дополнительно, значило пользоваться его особым расположением. После того как совершалось «хлебодарение», собственно, и наченался пир.

Сам русский стол тоже выглядел очень живописно и культура поведения за ним отличалась от европейской. Столы покрывались дорогими яркими тканями, которые в процессе пира использовались вместо салфеток и носовых платков.  Перед гостями стояли тарелки, но их использовали исключительно для того, что бы складывать в них обглоданные кости. В течение всего застолья их не меняли. Мясные блюда ели на весу. Угощение подавали на больших блюдах, уже нарезанное на куски. Пирующие брали их просто рукам, реже двузубой вилкой. Чаще всего с одного блюда ели два человека, реже четверо. Блюда ставились по-середине стола на расстоянии вытянутой руки. Перед самыми почетными гостями ставили особые блюда, которые другим гостям не давали. Это считалось в порядке вещей. Хозяину застолья так же всегда подавали особые блюда, но он их не ел, а раздавал гостям, сидевшим рядом с ним, по кускам. Тем же гостям, до которых он дотянуться не мог, а отметить особым почтением их было необходимо, отсылал на тарелках со слугами. Эти куски означали расположение. Слуга, поднося подачу от хозяина говорил: «Чтобы тебе, государь, кушать на здоровье!». Отвергнуть подачу считалось оскорблением. В то же время, хозяин накладывал в блюда и тарелки и отсылал отсутствующим, которые по какой-то причине не смогли прибыть.

Жидкое угощение ставили на столы в глубокой посуде. Гости черпали из нее особыми черпаками и наполняли стоящие в таком случае перед собою «мисы». Ели ложками.

Вино, хмельной мед, водка подавались в «ведрах», из них черпали ковшами и, либо переливали себе в кружку, либо пили прямо из него. Хозяин, если хотел кого–нибудь отметиь особо, посылал через слуг особую чашу с вином. Получивший обязательно вставал, кланялся уважившему его хозяину и выпивал чашу до дна.

Отличительной чертой русского пиршества было чрезвычайное обилие кушаний и напитков. Хозяин старался напоить гостей  допьяна, а лучше всего до беспамятства. Мало пивший гость огорчал хозяина. Женщины, в то же время пировавшие с хозяйкой, так же должны были уступать угощениям хозяйки, вплоть до того, что их отвозили домой без сознания. На другой день хозяйка посылала узнать о здоровье гостьи. Но с другой стороны, считалось постыдным сделаться скоро пьяным. Русский пир – это, в некотором роде, война хозяина с гостями. Хозяин обязательно хотел напоить гостей, а гости не желали поддаваться и только из вежливости признавали себя побежденными после упорной борьбы. Некоторые гости к концу обеда притворялись пьяными, что бы их более не принуждали пить. Были случаи, когда на разгульных пирах  гостей заставляли пить насильно, даже побоями.

Пиры были очень продолжительны и тянулись с полудня до вечера, реже до глубокой ночи. Как я уже говорила, он состоял из двух частей. Первая – это и есть сам пир. Вторая – классическая русская попойка. Обе части разделяло так называемое время «полупира». В это время на стол в обязательном порядке подавали большие круглые пироги. Под эту аппетитную закуску отворялись двери женских покоев и к пирующим выходили жены сыновей хозяина, братьев и всех родственников живущих с главою дома под одной крышей. В руках они несли вино и чарки. Мужья этих женщин вставали из-за стола, становились у дверей и, кланяясь просили гостей целовать их жен. Гости принимали от женщин чарки с вином и целовались с каждой с поклонами, как прежде с хозяйкой. По окончании обряда женщины уходили обратно к себе.

Теперь немного о «русской попойке». По существу, наши современные попойки ни чем не отличаются от тех, что происходили несколько веков назад. Это действительно так. Но по форме выглядели они несколько иначе. Существовала особая традиция тостов и заздравных речей. Наша современная тостовая традиция – это бледная тень старой.

Все гости сидели на своих местах. Хозяин наливал в чашу вина, выходил из-за стола, становился посереди комнаты с непокрытой головой и, подняв чашу вверх, говорил длинное предисловие, а потом уже пил за чье-нибудь здоровье: начинали обязательно с царя, продолжали членами царского семейства, за бояр, властей и т.д., в зависимости от цели, с которой давали пир. Выпив, хозяин оборачивал чашу вверх дном над головой, чтобы все видели, что она пуста. После этого хозяин возвращался на свое место и подавал каждому  из гостей по очереди чашу с вином. Гость поступал тем же порядком, что и хозяин. Выпив, садился на свое место, и так до последнего гостя. При заздравных тостах пели «многая лета» тому, за чье здоровье пили. Из-за большого числа гостей и из-за того, что когда пили за царя обязательно следовало проговаривать его полный титул, эта церемония могла длиться очень долго. Попойки не всегда проходили мирно. Случались драки и даже убийстьва. Нередко бывало, что хозяин драчливого гостя приказывал проводить с пира, и драчуна вместе с его слугами, выталкивали с порога. Чтобы  захмелевшие гости не превратили пир в поножовщину, на стол никогда не подавали ножи...

Для слуг, приехавших с гостями (а появляться знатной особе без слуг на пиру было никак нельзя!), ставили особый стол в «холопьей» части дома. От хозяина на этом «маленьком застолье» присутствовал слуга, который следил за порядком и за тем, что бы эти низшего достоинства гости не передрались между собой.

По обычаю, после пира гости подносили хозяину подарки. Дар подносился со словами: «Чтобы тебе, государь, здравствовать!»  Придти на пир без подарка считалось просто невозможным для гостя.  Хозяин тоже старался не отставать и на прощание одаривал всех пирующих, но это была скорее его добрая воля, чем сложившееся правило. Обычай дарить соблюдался и в царских пирах. Приглашенные на пир во время царских свадеб или по поводу коронации должны были подносить царю подарки, а на праздничных царских столах духовные лица, приглашенные к обеду, получали подарки уже от царя.

Теперь немного надо сказать о свадебном пире, который несколько отличался по форме от любого другого праздничного застолья.  За свадебным столом  присутствовали и мужчины и женщины, что в обычное время было бы невозможно. Во главе стола, реже за отдельным столом, сидели жених и невеста. Невеста слева от жениха. По левой стороне стола (со стороны невесты) сидели в согласии с порядком местничества женщины, со стороны жениха сидели мужчины. Поцелуйного обряда не проводилось. Русская боярская свадьба была очень красочна и кардинально отличалась от свадьбы посадских людей и тем более деревенской. Длилась она не один день, но это уже тема для отдельной статьи.

В представленной вашему вниманию статье я рассказала далеко не все, так сказать

чуть–чуть прошлась по верхам. Теперь немного о практике....

Моделируя на ролевой игре русский пир, вы столкнетесь с некоторыми проблемами: надо много алкоголя, много еды, возможно некоторые особы быстро захмелеют. Как показала практика, все эти трудности легко обойти. Поставьте на стол всего два напитка, например, пиво и кисель (с нарезанными яблоки), кисель антуражная и дешевая еда (возможо использовать еще морс или компот), пиво тоже не особенно дорогое удовольствие. Если есть вино, то обязательно его разбавьте и поставьте на стол в небольшом количестве. Все, этого вполне достаточно. Все напитки перелейте в объемную красивую посуду для создания видимости объема и поставьте на стол. С едой тоже все просто. Опустошите ближайший магазин на предмет пряников, бубликов и ватрушек, соленые огурцы тоже подойдут. Для мясного блюда привезите палку копченой колбасы, либо мясной орех в чесноке. Заранее запаситесь круглым хлебом. Не забудьте солонку, уксус и перец и отдельную посуду для них. Помните - уксусница, перечница и солонка – венец русского стола и должны быть на нем обязательно! Соберите по знакомым запасы меда и варенья и попросите принести деревянную или металлическую посуду (стекло было большой редкостью). Возьмите с собой подносы, если нет деревянных, то подойдут любые. Обтяните их фольгой для запекания – и у вас получится серебряное блюдо, куда вы торжественно свалите закупленные вами продукты и, которое к тому же не надо будет потом мыть. На стол постелите любой пестрый кусок ткани, который вам будет потом не жалко выбросить. Это основные приготовления. Все очень просто: скатерть на стол, на нее подносы с едой и кувшины с питем. Пара больших кружек для зачерпавания, несколько подсвечников с толстыми, желательно красными свечами, и, с Богом, помолясь, приступайте к трапезе. Если вы, как хозяин дома вознамеритесь присылать гостям чашу, то лучше припасти отдельную посуду, чем посылать свою.

Несколько слов для любителей приятно удивлять публику и для ролевых гурманов: вы можете прямо на игре, особо не напрягаясь  сварить сбитень, старый русский напиток. Это очень просто.

Берёте самое дешевое крепленое вино и выливаете его в котелок. Ровно в половину разбавляете его сырой водой и после этого ставите на огонь. Добавляете меда, от стакана и больше (лучше больше). Размешиваете так, чтоб мед разошелся и варите под крышкой. Добавляете корицы – пол или одну чайную ложку, перец в горошке, можно и молотый, по вкусу, тмин, чуть-чуть гвоздики. Как только котелок закипел – нужно сразу же снять! Все – готово. Можно процедить через марлю. Этот напиток в отличие от глинтвейна приятно пить и в холодном виде. Вот собственно и все.

Удачи вам!   

 

Милена

 

Опубликовано в N 27 журнала по ролевым играм «Мое королевство», апрель 2006 г.


оглавление

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Карч
(Алексей Радченко. Челябинск)

МоеК - луч света в темном царстве

Наши друзья
Новости RPG
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

29.12.20 15:44
Путеводитель по работе с сообществами

Новости alexander6
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

11.05.21 03:29
ВСЕ ГУДКИ В ОДНОЙ ПАПКЕ НА ГУГЛ-ДИСКЕ

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх