26.04.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Шаг в будущее комментарии дать свой комментарий вид для печати
27.07.2008
  рубрика Размышления По следам
автор Дядя Слава (Вячеслав Рожков) (Москва)   
Рекомендации: +:0     :0

Невозможно написать о будущем, не опираясь на прошлое. Всякая мечта есть тяга к перемене, к воплощению того, чего еще нет сегодня. Но мечта - это осознанное стремление. Мечтатель понимает, в этом мире чего-то остро не хватает. И он начинает воплощать свое стремление в жизнь.
 Мечты бывают разные. Кто-то не может жить без нового крутого автомобиля. Он работает день и ночь, копит деньги, берет кредиты. Наконец, под окнами появляется предмет вожделения. Мечта кончилась и надо ставить перед собой новую цель. Тяжкий хомут - за машиной потребуется яхта, загородная вилла и прочие признаки успешного человека.
 Мечта бывает личной. Но бывает так, что целая страна страстно хочет одного и того же. Так, Франция в 1789 году поняла, что нельзя более терпеть старые сословные порядки. СССР конца восьмидесятых мечтал об избавлении от власти КПСС. Мечта исполнялась, но в ней не было позитива. И наступало смутное время. А вот мечта наших дедов была конструктивной. Они хотели мирной и счастливой жизни после войны, подняли страну из разрухи и почти построили коммунизм. Такой подъем наши современники называют национальной идеей, пытаются отыскать ее в закромах прошлого и адаптировать к сегодняшнему дню..
 Для человека нормально желать счастливой жизни себе и своим потомкам. И есть мечтатели, которые записывают свои мысли об идеальном жизненном устройстве. Они создают идеал, к которому будут стремиться обычные люди. Тысячелетняя история человечества насчитывает  немало гениальных творений в области социальной мечты.
 Вот ветхозаветный Моисей принес заповеди своему народу. И почитают люди эти ветхозаветные заповеди по сей день. Христианство - страстная мечта о жизни вечной и о посмертном спасении.  Прагматичные китайцы руководствуются учением Конфуция и из столетия в столетие выстраивают чиновничью вертикаль,  даже в аду у них - канцелярия.
 В этом разделе статьи необходимо было бы упомянуть классические примеры - Идеальное государство древних греков или Утопию Томаса Мора. Но уважаемый читатель знает об этом, наверное, не хуже меня. Поэтому пропустим этот фрагмент.
 
Цикл поколений
 
Сравним технический и социальный прогресс. Генри Форд потратил десятилетие на создание массового автомобиля. Он сделал множество экспериментов и, наконец, создал надежное и дешевое средство передвижения. Еще через десять лет автомобили Форда совершили техно-социальную революцию, автомобиль стал массовым и доступным. Увы, с обществом не получается как с автомобилем - ночью подумал, утром поставил новую пружину и поехал вдвое быстрее. От идеи до революции технологической проходит 10 лет. От идеи до социальной революции - половина века - два поколения.
 Вспомним Великую Французскую революцию и ее лозунги - Свободу Равенство и Братство. Революция потрясла Европу. А в 1825 году, через поколение, в России случился бунт декабристов за конституцию. Декабристы разбудили Герцена. Прошло еще 35 лет, и уже царским указом на российской земле было устранено крепостничество. А за океаном, в Североамериканских Соединенных Штатах упразднили рабство.
 Революция во Франции 1789-1793 произошла не на пустом месте. У ее истоков за 20 лет до этого стояли великие мыслители - Руссо, Вольтер...А через пятьдесят лет после Великой Французской в Европе произошла целая серия бархатных, как мы теперь говорим, революций. 50 лет прошло от Робеспьера до Карла Маркса. И еще 55 - от "Манифеста коммунистической партии" до появления большевиков.
 Более мирный и обыденный пример - смена моды. Прошлое ощутимо возвращается в стили одежды с двадцатилетним периодом - от отцов к детям.
 На самом деле цикл 25 - 40-50 лет легко объясним. Обратная связь и смена поколений - вот простой механизм. Ребенок до подросткового возраста впитывает не только правила поведения, но и мечты семьи, мысли об идеальном обществе. К 30-ти годам, к расцвету сил, он уже воплощает свои убеждения во взрослой повседневной жизни и проверяет детские идеалы на прочность. У власти в этот момент находятся его родители. К 50 годам власть естественным образом оказывается у  поколения, которое впитало идеалы в детстве.
 Итак, новая социальная идея зарождается. Ее обсуждают в обществе, ей сопротивляются или принимают. Следующее поколение пытается применить ее на практике. Еще через поколение естественным путем получается, что все общество состоит из людей, для которых наша начальная идея - естественная часть образа жизни.
 
Умом Россию
или Кто виноват?
 
Давайте поглядим на историю нашей страны в 20-м веке. Увы, очень сложно понять, что волновало наших предков. Нет такой науки - эмоциональная история. Ученые умеют воспроизводить последовательность фактов, изучать деятельность исторических личностей. Но никто пока не умеет ответить на вопрос, какие душевные струны задевают в человеке те или иные события, почему безоружные люди ради идеалов идут на баррикады, под пули регулярных войск? Как получается, что солдаты переходят на сторону восставших,  казалось бы обреченных на поражение? Мы не можем понять умонастроений людей из хроник истории. Только искусство изучаемого периода может дать нам понимание души нашего предка.
 В нашей России на протяжении всего 20 века борются два эмоциональных потока - оптимистов и пессимистов. С переменным успехом они оказывают влияние на развитие нашей страны, доминируя по 10-12 лет.
 С трендом пессимистов проще. Это поколения, обожженные мировыми войнами. Военное десятилетие 1914 - 1922 годов породило поколение, детство и юность которого прошла под лозунгом "выжить любой ценой". Прошло 25 лет, и на их детей пришелся удар Великой отечественной войны. Люди этого тренда способны выживать в любых условиях, но они экономны и немечтательны по своей природе. В шестидесятых оптимисты запустили в космос Гагарина (1961), а пессимисты свернули программу освоения Луны(1968). Прошло 50 лет после войны и в 90-х годах 20 века второе послевоенное поколение пессимистов показало всему миру пример нищенского выживания  в богатейшей стране.
 Тренд оптимистов - победителей - проявился в первую российскую революцию. Массовое движение, борьба за справедливость и победа, пусть неполная и неокончательная, породили волну людей с позитивным складом ума. Тридцатые годы 20 века стали действительно поворотными для нашей страны. Но важнейшим фактором формирования успехов 50-х и начала шестидесятых годов было искусство. Посмотрите фильмы тридцатых. Дети того времени смотрели их десятки раз, знали наизусть. Через 25 лет поколение оптимистов, воспитанное на культуре и идеологии тридцатых, создало уникальную сверхдержаву.
 Господа оптимисты, прошло 50 лет, снова начинается наше время. В нашем распоряжении 10 лет на творчество и создание нового, светлого будущего.
 Что делают оптимисты, когда у власти пессимисты? Они пишут книги и создают идеалы. В 18 веке языком мечтателей и формой размышления о будущем были философские трактаты. В 20-м - фантастика.
 Творческие люди совершенно бездарно использовали 90-е годы прошлого столетия. Они увлеклись разоблачениями, чернухой и тюремной романтикой. В 2020-м это больно ударит по нашей стране новым всплеском преступности. Что касается писателей, то они ударились в фэнтези. Так что прогноз на 20-е годы у нас печален - борьба преступных мафиозных кланов и редкие герои-одиночки, которые мечом и пулеметом решают мировые проблемы.
 
И что делать?
 
Наша задача на предстоящее десятилетие - обозначить идеалы, на основе которых будет формироваться общество через 50 лет. У нас есть хорошая основа - книги Аркадия и Бориса Стругацких, Кира Булычева. Перечитайте их и решите для себя, нравится ли вам ИХ будущее?
 Вторая, не менее важная задача - новый творческий заказ. Мы должны создать спрос на оптимистическую литературу и видео, показать их востребованность. Нужно, чтобы в предстоящем безвременье появились новые Стругацкие, которые будут продвигать идеалы будущего. До 22 века осталось всего сто лет. Тем, кто считает, что это много, напомню : 150 лет назад рабство в России и США еще было.
 Почему за опорную точку выбран именно 22 век? Во первых, до него осталось меньше ста лет. Есть вероятность, что кто-то из нас доживет. Во вторых, для читающего русского человека "Полдень, 22 век" Стругацких вызывает ряд ассоциаций в правильном направлении. Если мы хотим получить общество, хоть немного похожее на идеалы "Полдня", надо начинать работу уже сегодня.
 
Ролевик - опора будущего!
 
Теперь о том, при чем здесь ролевики. Во всех предыдущих рассуждениях я ни разу не объяснил, почему ориентирую свою статью на ролевое сообщество. Ответ прост. Мы - наиболее подготовленный для рывка в будущее слой общества.
 Во первых, мы читаем фантастику. Одна из основ нашего сообщества - движение клубов любителей фантастики. Но мы не просто читаем книги, мы примеряем авторские идеи на себя. Мы на автопилоте прикидываем, применима ли эта идея на игре, жизнеспособна ли придуманная писателем модель. У мастеров и опытных игроков РИ есть уникальный навык. Они пытаются формально, в игровых правилах, описать вымышленные миры. При попытке играть по новым правилам вылезают огрехи и ошибки, которые допустил автор. Почему мы эффективнее обычных писателей? Потому, что мы разные. Писатель пишет книгу на основе своего личного опыта. Каждый из игроков затем испытывает придуманное на себе, пытается понять, насколько ему комфортно в новой среде и как стоит ее улучшить. Мы преодолеваем ограниченность взгляда одного человека. Таким образом, ролевые игры есть инструмент для тестирования новых социальных моделей.
 Во вторых, мы исследователи всемирной истории. Мы познаем ее новым методом - пропуская через себя. Мы - создатели эмоциональной истории, потому что пытаемся понять мотивы поведения людей прошлого и будущего через ролевые игры.
 Человек, который хорошо готовился к игре по Арабскому Востоку, уже никогда не будет относиться к исламу, как к враждебной миру религии. Пройдя через игры по романтическим периодам Европы, ролевик принимает поведение, диктуемое честью и моральными принципами. Мы изучаем этические системы всех времен и можем отобрать лучшее из прошлого. Знания наши уникальны, но движение ролевиков массовое.
 Итак, мы, ролевики, - экспериментальная площадка будущего. Социальные идеи теоретиков мы можем промоделировать на практике, в игре, усилить их лучшей философией из прошлого и предложить новое, синтезированное видение. За 15 лет ролевые игры накопили массу знаний, приемов моделирования разных этик и социальных систем.
 Еще интересна для обсуждения тема о современной литературе, которая приближает хорошее и светлое будущее. Какое искусство нам нужно? Идеи приходят к людям и становятся массовыми через популярные книги. Если мы хотим наступления светлого будущего, давайте культивировать его в литературе. В конце концов, среди нас много талантливых людей, будем писать их сами. Я считаю, что нужно вручать награду от ролевиков за пропаганду светлого, правильного с нашей точки зрения будущего в литературе и ролевых играх.
 
Исследуем мир
 
Не все у нас в ролевом движении так уж гладко отработано. Будем честны, большинство современных игр - всего лишь войнушка в антуражной одежде. Красивая социальная игра, общественные отношения - редкая удача. Либо это очень качественный первоисточник, либо талант мастеров. Нет пока за социальными моделями настоящей науки, одна голая эмпирика и интуиция. Мастера не умеют описывать социальное поведение своих персонажей. И вот на пустое от социальных отношений место выползает личность 21-го века. Так получаются в играх орки-гуманисты и человеколюбивые инквизиторы.
 Если мы деремся в игре, нормальным является ходить на тренировки, делать хороший доспех. Стало нормой шить к играм адекватный эпохе прикид. Черт возьми, почему мы не относимся также бережно к социальным отношениям на игре? Ответ прост - не умеем.
 Это новое направление - интересная работа. В каждой эпохе есть обыватели, которые озабочены собственным благополучием. Но мировоззрение этого обывателя, образ его жизни меняется с течением времени. Сравните времена цехов и времена свободной конкуренции. Один и тот же обыватель считает своими неотъемлемыми  правами совершенно разные вещи. И для каждой эпохи существует болезненно революционная идея, которая ввергает обывателя в ярость.
 Еще вопрос - чем дорожил крепостной крестьянин, почему мирился со своим рабским существованием? Я считаю, что нам пора начать исследования мотиваций. Для начала в применении к играм, а далее посмотрим. Возможно, этот подход позволит сделать что-то полезное и для современного общества.
 Знание мотиваций позволит нам сделать игры богаче. Легко принять на себя образ мушкетера, благородного рыцаря. Но это статичная модель, всего лишь описание реакции на внешние события. Если мы узнаем, к какому идеалу стремится рыцарь, как он хочет изменить мир - мы уже задаем социальную динамику. В нашей игре появится новое измерение. Надо не только накопить денег или завоевать соседей. Надо попытаться воплотить в жизнь свой идеал.
 Это непростая работа. Я ищу единомышленников. Результат - цикл статей на вышеуказанную тему и исследования игр предстоящего сезона с этой точки зрения. Ну и, конечно, общественная деятельность для усиления социальной компоненты игр.
 Какие игры дают нам новый взгляд на общество, новое понимание мира? Какие приемы позволяют лучше познать наше прошлое? Какая мастерская группа дальше всех продвинулась в социомоделировании? Мы будем целенаправленно работать над этой темой, продвигать и награждать лучших, собирать и распространять опыт.
 
Построим вместе новый дом
 
Попытаюсь обобщить сумбур своей статьи в кратких программных тезисах.
 1. Будущее наступит уже завтра. И если мы хотим видеть его прекрасным - давайте думать над ним сегодня. В стране начинается национальный подъем, самое время действовать.
 2. Мы пригласим футурологов и писателей для создания проекта здания будущего. Получившиеся проекты мы испытаем на прочность с помощью привычных нам инструментов - ролевых игр. Так РИ послужат будущему как исследовательские лаборатории.
 3. Мы, ролевики, исследуем прошлое. Мы возьмем с собой в будущее то лучшее, что накопило человечество. И предостережем потомков от опасных идей. Пора изучать прошлое с эмоциональной, а не фактологической точки зрения.
 И в заключение - известная цитата мыслителя 19 века Чернышевского.
"Будущее светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь  к  нему,  работайте  длянего, приближайте его,  переносите  из  него  в  настоящее,  сколько  можетеперенести: настолько будет светла и добра, богата  радостью  и  наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из  будущего."

Вячеслав Рожков (Дядя Слава),
г. Москва


предыдущий текст оглавление следующий текст

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Кролик
(Бойков Аркадий, Алматы, Казахстан)
Наши друзья
Новости RPG
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

Новости alexander6
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх