29.03.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Организация работы мертвятника на ХИ-2004 комментарии дать свой комментарий вид для печати
20.04.2008
  рубрика В мастерский сундучок
автор Ставр (Иванцов Алексей) (Воронеж)   
Рекомендации: +:0     :0

«Напиши про то, что задумали. О том, какие смешные случаи были и как все закончилось. Нужно байки травить. Ну и немножко статистики в произвольной форме. Чтобы было прикольно».

(Из рекомендаций дСлавы к написанию этой статьи, сентябрь 2004 г.)

 

Организация работы мертвятника на ХИ-2004

 

Часть 1 (наукообразная)

Статья эта начиналась и бросалась писаться еще осенью 2004 года, когда я думал, что ничего такого особенного мы не сделали. Но все большое видится издалека- и сейчас, по прошествии трех с половиной лет, я склонен относиться к нашей работе над ХИ-2004 с гораздо большим уважением. При подготовке и проведении этой игры был получен громадный опыт, который осмысляется и используется по сей день, и будет использоваться впредь. Именно на ХИ-2004 была впервые опробована оптимальная схема управления игрой применительно к большим играм, впервые создана научно обоснованная, а не эмпирически реализованная система связи, получен опыт четкой скоординированной работы распределенной по разным городам мастерской группы и многое другое. Не будет бахвальством сказать, что бурный организационный рост игр последних лет опирается именно на те результаты, которые были получены на ХИ-2004.

Но тема этой статьи гораздо более узкая и простая- мертвятник. Толчком к написанию этой статьи послужили многочисленные вопросы игроков, суть которых сводилась к одному: «Как вам удалось сделать такой замечательный мертвятник?»,  а также заинтересованность  в статье на эту тему редколлегии журнала «Мое королевство». Лично я не считаю, что нами сделано что-то особенно выдающееся, ибо никаких новых идей мы не вносили, а лишь критически осмыслили накопленный до нас опыт и грамотно (надеюсь) его использовали. Таким образом, тематикой этой статьи будет являться примерно следующее- «Как сделать мертвятник так, чтобы люди в него шли, и как это делалось на ХИ-2004». Сложность стоящей перед нами задачи была в том, что многочисленные вопли на форуме сайта ХИ-2004 показывали, что широкие массы игроков считают, что 12 часов отсидки- это ужасно много, и никому не в силах их высидеть без непоправимого ущерба для игры и собственной незамутненной кармы. С другой стороны, одной из установок мастерской группы было то, что жизнь- ценна, и плата за ее потерю должна быть соразмерной. Итак. Все теоретические умствования на этапе подготовки вылились в ряд документов, регламентирующих деятельность мертвятника. Основные из них приведу здесь- вдруг кому-либо пригодятся.

 

**************************************************************

Правила смерти и страны мертвых (из правил ХИ-2004)

 

1.      Смерть.

Персонаж может быть признан мертвым в следующих случаях:

- гибель в бою;

-  смерть от ран;

- смерть от старости;

- самоубийство;

- несчастный случай;

- мастерский произвол.

 

Перешедший в состояние трупа обязан:

- выполнить действия в соответствии с п.2.10-2.12. боевых правил.

- в случае присутствия на месте смерти мастера доложиться ему, предъявив аусвайс для погашения и проставления времени смерти;

- одеть белый хайратник и кратчайшим путем отправиться в мертвятник.

 

2.      Белый хайратник.

Представляет собой полосу ткани или тесьмы шириной 3-5 см. Бинт, бумага, скотч и веревка белым хайратником считаться не могут. Белый хайратник предназначен для визуального опознавания игрока, находящегося вне игры. Право игрока  находиться вне игры (в белом хайратнике) подтверждается специальным документом (увольнительная) с подписью мастера, причиной выдачи, сроком действия и маршрутом. Игрок в белом хайратнике без увольнительной может двигаться ТОЛЬКО кратчайшим путем в мертвятник. Каждый мастер по собственному желанию либо просьбе игроков может проверить документы.

 

3. Страна мертвых, она же- мертвятник.

Мертвятник – это место где игрок отходит от старой роли и готовится выйти в новой, как правило, в свою команду. Базовое время нахождения игрока в мертвятнике составляет 12 часов, однако в зависимости от различных обстоятельств оно может варьироваться в ту или другую сторону (от 8 до 16). Пребывающим в мертвятнике предоставляются место для сна и  горячая пища. В случае массового выхода из мертвятника игроки в новых ролях могут быть введены в игру в качестве новых команд, при этом может потребоваться и перестановка лагеря по жизни.

 

4. Права и обязанности игрока на территории СМ

Игрок обязан

- Прибыть на территорию СМ кратчайшим путем,  в кратчайший срок.

- Иметь при себе белый хайратник и носить его все время пребывания вне игры.

- Доложить о прибытии мастеру СМ, передать ему свой игровой паспорт.

- Находиться на территории СМ все время пребывания вне игры, за исключением особо оговоренных случаев.

- Соблюдать порядок на территории СМ.

- Выполнять распоряжения мастеров СМ, не противоречащие правилам игры.

 

Игрок имеет право

- на участие в разработке новой роли

- на сокращение срока пребывания в СМ путем отработки или квэста (в случае возникновения таковых необходимостей)

- на временное отсутствие на территории СМ по уважительной причине при согласовании с мастером СМ (выписывается увольнительная)

 

**************************************************************

Инструкция по работе Мастера страны мертвых (из Устава МГ ХИ-2004)

1.                  На игре действуют два мертвятника.

2.                  Мастера мертвых в течение игры мертвятники не покидают (за исключением пожизненных нужд или прямого указания Главмастера)

3.                  Мастера мертвятника обязаны:

- принимать выбывших из игры игроков и оценивать их состояния,

- собирать с прибывших игроков информацию об обстоятельствах, причинах и времени их выхода из игры, других событиях могущих иметь значение для развития сюжета;

- сообщать игроку срок его отсидки,

- совместно с игроками готовить выход в новой роли, согласно заявкам региональщиков и указаниям Главмастера;

- изымать и выдавать паспорта игроков,

- обеспечивать игрока питанием, согласно установленному нормативу,

- вести учет поступающих игроков и персонажей согласно документации, отслеживать перемещения ключевых персонажей

- передавать информацию на иные уровни мастерской группы, принимать участие в плановых и внеплановых совещаниях,

- следить за соблюдением техники безопасности;

- немедленно докладывать о внештатных ситуациях.

4.                  Мастера мертвятника имеет право:

- принимать решения о выдаче игроку новой игровой легенды (персонажа), готовить предложения по коррекции игровых ролей и заданий,

- проводить с игроком мероприятия согласно игровой модели для страны мертвых

- принимать решения о готовности игрока к возвращению в игру,

- направлять игрока на выполнение игротехнических задач по заявкам региональщиков, указаниям Главмастера или (в отдельных случаях) самостоятельно, оценивать качество выполнения работ,

- изменять срок отсидки игрока на территории СМ согласно установленным правилам (см. пункт 4)

- проводить с игроком разъяснительную работу,

- готовить свои рекомендации для коррекции хода игры на совещаниях, высказывать и отстаивать свою точку зрения на развитие игры.

- разрешать игроку выходить за пределы территории СМ (согласно установленным правилам игры)

- принимать необходимые меры для обеспечения порядка на территории СМ.

5.                  Порядок и график текущей работы.

- СМ работает круглосуточно, приемка игроков и персонажей производится постоянно.

- Обычное время нахождения игрока на территории СМ – 12 часов, однако оно может быть изменено решением мастеров

- Мастера работают как правило в три смены по 8 часов (активная – вход/выход игроков; пассивная – работа с игроками во время отсидки, поддержка мастера на активной смене, релаксация – сон)

- Мастера мертвых живут в мертвятниках.

6.                  Критерии определения степени готовности игрока и персонажа.

Игрок может быть признан готовым к возвращению в игру, если:

- выполнил заданный мастером СМ объем работ,

- его физическое и психическое состояние не препятствует, по мнению мастера (или дежурного медика), возвращению в игру,

- игроком подготовлена или получена от мастеров новая вводная.

Игрок не может быть признан готовым к возвращению в игру, если:

- не выполнил задания мастеров СМ,

- его психологическое состояние, по мнению мастеров, недостаточно уравновешено,

- его физическое состояние, по мнению мастеров, не соответствует предстоящим игровым нагрузкам,

- имеется прямое распоряжение Главмастера о недопуске конкретного игрока в игру.

7.                  Условия изменения срока пребывания игрока в СМ.

Сокращение срока пребывания игрока в СМ.

- по обстоятельствами жизни и смерти, согласно информации игрока, других игроков, регионального мастера

- Выполнение игровых поручений (выдаются главмастером или мастером по сюжету)

- Распоряжение главмастера или мастера по сюжету

- Спецрешением мастера СМ,

- Спецрешением Главмастера.

Увеличение срока пребывания игрока в СМ.

- по обстоятельствами жизни и смерти, согласно информации игрока, других игроков, регионального мастера

- Изначально определенные боевыми правилами и правилами поведения (дисквалификация)

- Некорректное поведение на территории СМ

- Некорректное поведение в игре (в частности смерть от болезни мастерского гнева или просто смерть мастерским решением), поступившей информации о нарушении правил,

- Спецрешение мастера СМ

- Спецрешение Главмастера

- Физическое или психическое состояние игрока, препятствующее по мнению мастера СМ (или дежурного медика) его выходу в игру.

8.                  Документация мастера СМ.

- журнал учета поступающих и выбывающих игроков и персонажей СМ,

- комплект правил,

- резервный комплект вводных

- резервные комплекты чистых паспортов

- карта изменения ситуации на игре (согласно данных радиообмена, сводки Главмастера)

*************************************************************

Итак, как видно из документов, ничего особенного. В принципе, при размышлениях о развертывании мертвятника мастерская группа отталкивалась от мысли, что нового под луной нет, и наверняка кто-то когда-то что-то подобное уже делал, пусть и не систематизируя стоящие задачи. Так оно и оказалось. Кроме того, мне, как человеку военному, вспомнилась структура под названием «Пункт приема личного состава» (ППЛС), разворачивающаяся в частях при объявлении мобилизации и решающая сходные во многом задачи. После разработки и подгонки теоретической базы перешли к вещам практическим. Во-первых, любая теория мертва без практики, а практика, в свою очередь, зависит от ресурсов (материальных, временных и прочих) и людей, этими ресурсами управляющих. С людьми проблем не было- основой для комплектования команды СМ  послужила мастерская группа «Великая Степь», созданная из членов воронежской команды «Новгород» и делавшая игры начиная с 1999г. Проблема с ресурсами состояла главным образом в том, чтобы грамотно их обосновать. Грамотно в смысле того, чтобы не забыть ничего существенного и не запросить откровенно лишнего, ибо в условиях достаточно жесткого и априори дефицитного игрового бюджета это было бы чистым свинством с нашей стороны. Примерная смета расходов на мертвятник и список необходимого имущества следующий:

 

Мертвятник

2 мертвятника, один рядом с базовым лагерем, один отдельно

N п.п.

Наименование

норма

мест

ед. изм

Всего

Цена (руб.)

За ед.

План

1

Армейская палатка

1

2

шт

2

 

0

2

Спальные места

20

2

шт

40

 

0

3

Костровой набор

1

2

шт

2

 

0

4

Каны

2

2

шт

4

 

0

5

Пила

1

2

шт

2

 

0

6

Топор

2

2

шт

4

 

0

7

Чай

 

 

кг

5

200

1000

8

Печенье

 

 

кг

100

30

3000

9

Лапша

 

 

шт

1000

3

3000

 

Сумма

 

 

 

 

 

7000

 

Изначально планировалось, что мертвятников будет, собственно говоря, два, ибо полигон велик, и прикрепление команд к мертвятникам будет происходить примерно поровну. Действительность внесла свои коррективы, и мертвятников было таки два, вот только из-за некоторых проблем организационного характера количество приписанных к ним команд отличалось значительно. Фактически получилось, что к СМ1 были приписаны весь Нуменор с колониями, часть людей и все орки, являющиеся, кстати, основными клиентами. К СМ2, соответственно, эльфы, гномы и остатки людей. На этапе планирования деятельность мертвятника планировалась исходя из пропускной способности 100 игроков в сутки на 1 мертвятник, и соответственно, 1000 убитых на всю игру. Под это число обосновывался запас продуктов, внутренней документации, игровых документов, персонала и инфраструктуры. Забегая вперед, скажу, что из-за некоторого недозаезда реальное число клиентов мертвятника получилось около 700 человек.  Тем не менее, планирование нагрузки исходя из численности игроков себя оправдало.     

 

Обобщенный  отчет по работе СМ ХИ-2004

 

 

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

всего за игру

СМ 1

70

148

92

57

86

453

СМ 2

43

28

80

78

42

271

Всего по обоим СМ

113

176

172

135

128

722

 

Детализированный отчет по работе СМ

Команда                

Численность

региона

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

всего

за игру

Регион «Нуменор»

188

14

42

21

22

46

145

Регион «Эльфы»

140

18

16

21

49

15

119

Регион «Гномы»

91

11

9

26

13

15

74

Регион «Тёмные»

85

36

73

42

21

26

198

Регион «Люди»

232

34

38

58

30

20

180

Прочие

6

 

 

1

1

4

4

Итого за игру

742

113

178

169

136

126

722

 

Устроен мертвятник был очень просто. С дороги вела тропинка, начинающаяся под указателем. Впоследствии, когда рабочих рук было много тропинка была красиво посыпана желтыми опилками, дабы радовать глаз. Сама территория мертвятника в плане представляла собой восьмерку. В малой части располагались палатки мастеров мертвятника, запасы дров и продовольствия, а также душ. В большой- клиенты, число коих достигало порой сотни... В середине- длинная четырехметровая мастерская стойка, за которой сидел дежурный мастер СМ с большим дыроколом, скоросшивателем, пачками паспортов и прочими канцелярскими орудиями.

А дальше все было просто. Человек, убитый в игре, отдавал своему убийце или находящемуся рядом мастеру отрывной талон от игрового паспорта. Таким образом, мастера (и сомневающиеся игроки) всегда могли проконтролировать, дошел ли убитый ими до мертвятника. При этом на отрывном талоне не было никакой информации, кроме расы и индивидуального номера паспорта. Прибыв в СМ, усопший первым делом сдавал паспорт. Который подшивался в хронологическом порядке, и регистрировался у мастера СМ в «Книге мертвых». Там отмечалось время прибытия, команда, имя, и номер сданного паспорта, а также делались различные служебные отметки. После этого игроку вручалась анкета, которую он спокойно садился заполнять, при желании описывая различные обстоятельства совей жизни и смерти. В случае необходимости все это легко уточнялась, так как от СМ до мастерского радиоузла был протянут телефонный провод, и офисный селектор стоял на столе. Заполнив анкету, посетитель получал скромный паек и шел отдыхать. При этом, некоторые команды, дабы облегчить свою жизнь в СМ, заранее, перед игрой, закладывали мешки с продуктами и теплыми вещами, которые выдавались в пользование игрокам этих команд. Мудрые южные орки просто поставили пару палаток на территории мертвятника- и не прогадали, потому что  за 4,5 суток игры имели по 5-7 ходок. Чемпион сидел в СМ 9 раз.

Самое главное для СМ- это душевная обстановка. Человек не должен чувствовать себя там покинутым. Наоборот- именно в мертвятнике игрок должен оклематься и понять, что вот тут-то ему точно ничего не угрожает. Здесь собрались милые добрые люди, с которыми можно поговорить, попеть песен, хорошо покушать и вообще вкусить радостей жизни в полном их объеме... Мы этого хотели- и добились. И именно поэтому люди шли к нам после смерти с радостью- они знали,  что это еще один пласт игровой жизни. Тем более, что часто оживал селектор на столе и вещал что-то вроде- «Три волка и медведь к Эред-Нимрайсу!». Тогда быстро вызывались добровольцы, которые получали соответствующие шкурки, и убывали по указанному адресу, неся за пазухой драгоценные для охотников чипы. Побегав таким образом часок-другой, игрок возвращался в землю обетованную уже вполне готовым, отдохнув, снова войти в игру, зная, что по ту сторону смерти ничего страшного его не ждет. Тем более, что озеро было недалеко, искупаться можно было (предварительно испросив разрешения и получив увольнительную), а кто хотел горячий душ- то был и он. Кстати, в ларьках у входа на полигон можно было купить и тушенки, и крупы, и хлеба- так что частенько народ просто скидывался деньгами, отправлял гонца за продуктами, а потом неторопливо и хорошо трапезничал...   В назначенное время отсидевший свой срок игрок подходил к стойке, получал новый паспорт, если нужно- денег и чипов «на обзаведение», и шел к себе в команду... Обычно- чтобы вернуться вновь.

Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать следующее. Для того, чтоб сделать мертвятник, нужно не так уж много.

1.      Люди (хотя бы трое), которых не отвлекают на другие задачи

2.      Оборудование (по прилагаемому списку)

3.      Еда (чтоб было чем накормить клиентов)

4.      Связь

Ну, а самое главное- нужно человеческое отношение к людям и забота о них. Вот тогда орки и будут хвалиться друг другу- «я пять раз к Хозяину ходил!» «А я семь, я круче!» Но это уже совсем другая история...

А я хочу сказать спасибо всем, кто был тогда со мной и сделал все это возможным- Флори (Юлии Егоровой), Тандеру (Шапошникову Евгению), Лису (Дедову Алексею), Данилу (Данилу Бугакову) и

Нансл (Наталье Федоровой (Кулешовой)). Светлая ей память...            

 

Часть 2 (лирическая)

 

Хронология игры из мертвятника (писалась по свежим следам):

 

1  день  (3 августа). В 00-44 был первый посетитель, по пьяни прошедший сквозь  стену.  Потом в 04-15 пришли рыбаки Эгира и Эред Нимрайс, к утру пара орков с одним хиллменом- какая-то у них разборка случилась... Потом  до  обеда  было  затишье  и с 14-00 пошли Виньялоде, Гундабад и прочие по паре человек, и все это тянулось до вечера. В 19-45 пришел первый  убитый  под Гундабадом (первый штурм), и убитые с обеих сторон тянулись до полуночи...

 

2 день (4 августа). В 5-40 ломанулась дикая толпа убитых умбарцев (15  человек),  в 6-45 к ним добавились те, которых пытали (еще 5). На этом  Умбар  закончился в первый раз... Утром было четверо харадцев из Алого  Зурбагана,  судя  по  анкетам, тоже каким-то боком замешанных в умбарских  разборках.  После  этого с 9-45 до 10-10- человек 20 орков, умбарцев  и  харадцев  же  из  Алого  Зурбагана.  Дальше  бои местного значения,  переходящие во второй штурм Гундабада к обеду. Народ из-под Гундабада  попер  в 14-30. И шел этот народ потихоньку до 20-30, когда Гундабад  кончился.  При  этом  орки  были равномерно разбавлены всеми остальными, был народ и не причастный к штурму, просто убитый в то же время. Немного жертв вечерних гуляний- Ровенион, Харад-дети леопарада, вастаки- все по паре... ;)

 

3  день (5 августа). В 1-00 ночи некоторое количество хилменов с орками (где-то  повстречались),  умбарцы  немножко...  В  5-30  крупная  группа Ровениона-  5  человек.  Насколько  я помню, на них кто-то напал- то ли Эред  Нимрайс,  то  ли  орки... Наутро вышли бывшие гундабадцы и стали пробовать  отбивать  Гундабад  обратно.  Но  поскольку  приходили  они мелкими  группами, то и отбивать, судя по всему, пошли так же. Поэтому спустя  пару  часов  после  выхода,  в  7-10,  7-40,  9-15  и 11-30 по три-четыре  орка  шло обратно к нам...В обед пришло с полдюжины южных орков  (14-00),  дальше  до  вечера  в основном мордорцы, разбавленные всеми  остальными...  В  19-50 пришел Тар (Козлов) невинно убиенный из пригорода Тарбада  и с ним еще трое... Вечером опять вперемешку, даже немного нуменорцев было...

 

4  день  (6  августа).  Началось с пары нуменорцев из Оростара (0-17), несколько одиночек до 2 ночи, а потом до утра, как ни странно, тихо... Дальше  снова  народ  по  мелочи,  в основном вастаки и орки, к вечеру появился  Умбар  в  достаточно  заметном  числе...  Мглистых  тоже было изрядно.

 

5  день  (7  августа).  Пара человек за ночь, и в 7-30 утра, снова- 16 умбарцев.  Орки пошли в последнюю атаку (парочка пришла в 8-50 -9-00). Потом  каток дошел до Виньялонде, и с 9-00 пошли виньялондцы- человек 12,  разбавленные  орками и прочими народностями...До обеда опять вяло тянулись  Виньялонде,  Мордор,  Умбар.  Потом  произошел  Армагеддец у мастерятника,   и   пришли   последние   посетители-  тарбадцы  и  орки, разбавленные  прочими товарищами. На этом, собственно, наши наблюдения и  заканчились, ибо закончилась игра.

********************************************************************

 

Байки из склепа, или записи на обороте анкет:

 

Кашубин Александр, г. Заречный. (орк Кошубяка, Мглистые горы), помер от потери аусвайса.. Запись на оброте сделана не им, а пришедшим с ним хиллменом Офумом (Леонид Кусайко, Пермь).

Мглистые горы рулят по жизни, они меня на руках доперли от перекрестка хилмены-халаданы. Пусть они меня оглушили и тяжело ранили одновременно совершенно случайно, но меня перевязали и несли. Неважно, даже если я не погиб смертью храбрых, но отыгрыш был, причём по-моему реальный. Подтвердить может караул Гундабада, дежуривший в четыре часа утра, они свидетели. Собственно это крик души за орка. Лечившего меня, из-за меня же потерявшего аусвайс. Скостите ему срок за отыгрыш. Пожалуйста-а-а-а-!!!  Я отсижу за него за бесславную смерть от болезни, подцепленной при перевязке благодаря их региональному мастеру непонятно от чего, потому что я перевязан ТРИЖДЫ. По-моему нонсенс для орков. Я бредил о Мелькоре, поэтому мне нужна связь с моим региональщиком, чтобы определить отыгрыш нашей пифии-предсказательницы о моих приключениях.

 

Малеев Алесандр, Пермь (орк Интагар, Гундабад).

В процессе дипломатической миссии «Объединение кулинаров Средиземья» были зверски убиты толстым эльфом. Сами были без оружия

 

Сутормин Андрей, Шадринск (Бдырлг, Гундабад)

Мы с товарищем, находясь в дипломатической миссии, шли по долам. После встерчи с гномамми, мы увидели эльфа. Эльф, увидев, что мы безоружны, подошел к нам и спросил: «Кто?» Когда мы объяснили, что мы орки и без оружия, он нас убил...... Козел!

 

Панкина Людмила. г. Королев (Ветери, Харад-Алый Зурбаган)

После убийства мужа Сардара Бартоха попыталась спасти спрятаннцю от воинственной части племени освобожденную дочь намсетника Умбара, единственную выжившею после ночного набега на Умбар.

Убегали на лошади вдвоем, лошадь надорвалась и пала, меня догнал и убил воин нашего племени Альтамир, но дочери наместника Умбара зато удалось благополучно добраться до дружественных Кхаттов. Мое мертвое тело вождь дружественного племени Мбагов принес обратно и выжившая жрица отпела меня по обычаям народа.

 

Попов Егор, г. Иркутск (Гымгыр, орки юга)

Иду, иду, иду, иду. Ой, шам охота. Глядь- лядь, ой, нет, не лядь, но шам точно. Гаварю, гаварю, гаварю. Темные, но люди. Не шам. Шам охота! Иду, иду, иду. Глядь, дивнюк. Гым дивнюк- шам! Гыр! С луком! Ой, но шам охота. Га-ха-га! Ой ба дивнюк. Быр! Хрясь-хрясь! Помер.

 

Опубликовано в журнале "Мое королевство" N 32


оглавление

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Тэльгелин
(Любовь Рычихина. Киров)

МоёК - это одна из множества дверей в мир Ролевых Игр

Наши друзья
Новости RPG
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

29.12.20 15:44
Путеводитель по работе с сообществами

Новости alexander6
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

11.05.21 03:29
ВСЕ ГУДКИ В ОДНОЙ ПАПКЕ НА ГУГЛ-ДИСКЕ

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх