28.03.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Формирование и воплощение художественного образа. Костюм и грим. Часть практического семинара в рамках МурКона. комментарии дать свой комментарий вид для печати
13.01.2008
  рубрика Выкройки и костюмы Антураж и грим
автор Лязгина Юлия (Тольятти)   
Рекомендации: +:0     :0

Итак, что же такое "художественный образ"?

X. о. — содержательная форма, свойственная всем видам и жанрам художественного творчества. В искусстве человек воспринимает не только то, что непосредственно сообщается его зрению или слуху, не только само действие, но и тот предмет, что кроется за ним. Сущность того, что принято называть X. о., в том и заключается, что он в ограниченной форме выражает безграничное, в немногом выражает многое, в отдельном — общее. (Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. — М.: ООО «Издательство «Вече 2000», ООО «Издательство АСТ»).

 

Этапы формирования и воплощения художественного образа:

1.Появление идеи. Как возникает идея образа? (вдохновение может давать литературное, художественное,

музыкальное произведение; образ собирается из отдельных черт различных персонажей и т.п.).

2. Сбор материала по теме (поиски дополнительной информации, всестороннее изучение предмета).

3. Анализ н сортировка отобранного материала.

4. Реализация задуманного (раскрытие внутреннего содержания):

а) Вживание в образ (начинается еще на этапе сбора материала или раньше, поскольку человека "цепляет" то, что в нем уже есть);

6) Поиск средств передачи образа (стереотип действий, пластика, речь,  и др.).

в) Визуализация образа (работа над  костюмом, гримом и т.п.).

 

Форма призвана отражать содержание.Таким образом грим и костюм нужны актеру для того, чтобы помочь передать особенности персонажа и создать целостный художественный образ. Грим  дополняет костюм (в особенности если речь идет о зверином образе). Поэтому при выборе средств художественной выразительности (СХВ) грма необходимо учитывать особенности костюма. в противном случае голова будет просто "отрываться" от туловища.

Достичь гармонии в г. и к. можно при выборе цвета  и других СХВ.

Средства художественной выразительности (в данном случае)-линия,  пятно, тон, цвет, фактура и т. д.

Так же можно использовать симметрию и асимметрию. Стремясь передать внутреннее напряжение и противоречивость образа, лучше всего проибегнуть к асимметричному г. и к., т.к. хаотично расположеные линии и пятна вызывают ощущени перменчивости, в то время как симметричное или хорошо уравновешенное расположение элементов чаще говорит о спокойствии.

 

Костюм — это система определённым образом подобранных предметов одежды, обусловленная предназначением. (Мы в быту говорим о деловом костюме, свадебном, форменном, театральном, маскарадном, национальном, траурном и т. д.) Костюм даёт внешнюю характеристику человеку, определяя его пол, возраст, национальность, социальный и культурный статус, эстетический уровень, характер, а подчас и психическое состояние. Костюм Плюшкина (бабий халат весь в заплатах) говорит о его болезненной скупости, а растерзанная рубаха и спущенные чулки принца Гамлета — о нервном расстройстве не меньше, чем слова и поступки этих знаменитых персонажей. Костюм может дополняться гримом, татуировкой, причёской, украшениями, знаками различия. Но не обязательно всем сразу. Так, парадный наряд камбоджийской принцессы предусматривает несколько килограммов драгоценностей, но исключает обувь. А у новобранцев фактически нет причёски. (Современная    энциклопедия "Мода   и    стиль". Глав. ред. В. А. Володин. — М: Аванта+, 2002. — 480 с.; ил. 15ВМ 5-94623-014-Х).

 

Очень важный момент - функциональность костюма. Прежде чем приступить к изготовлению костюма, нужно решить - где, в каких условиях, он будет ипользован. От этого во многом зависит выбор материалов и деталей.

 

То же и с гримом.

Грим (от фр. grime - букв. «забавный старикан») — это искусство изменять внешность при помощи специальных красок, пластических наклеек, подтяжек и постижерных изделий (парика, бороды, усов, бакенбардов, ресниц и т. п.). Грим является одним из компонентов спектакля, оболочкой художественного образа.

Гримироваться нужно самостоятельно. т.к никто кроме самого артиста не знает, какие черты на данный момент лучше всего отражают его психологическое состояние.

Грим не должен быть мертвой маской, повторяющейся раз за разом. В зависимости от настроения и возможностей он меняется (сохраняя, разумеется общий характер линий и пятен; и цветовую гамму) это позволяет образу развиваться. В след за внутренними изменениями приходят внешние-и накаплиавется опыт.

 

Работая над созданием художественного образа персонажа, актеру приходится одновременно искать внешние и внутренние средства для пердачи его характерности. Если художник для воплощения идеи использует холст, кисти, краски, скульптор-мрамор, дерево, глину, То актер-себя самое. Его материалы-голос, тело, мысли., и что всего авжнее-чувства. Актер призван творить из себя самого, оставаясь при этом самим собой.

«Я в предлагаемых обстоятельствах» — формула, которую вывел К. С, Станиславский (Алексеев). Далее пояснил: «Идти к образу от себя». Но идти, а не стоять на месте. Идти «от себя», а не «к себе».

Иногда работа над внешностью персонажа позволяет актеру лучше понять его внутренний мир:

"..побочный ход к душе артиста — от внешнего к внутреннему, от тела к душе, от воплощения к переживанию, от формы к содержанию."

Например "счастливая случайность" в работе над ролью Сотанвиля в "Жорже Дандене" помог Константину Сергеевичу "раскрыть" роль в себе:

"...Дело подходило уж к генеральным репетициям, а я все еще сидел между двух стульев. Но тут, на мое счастье, совершенно случайно я получил «дар от Аполлона». Одна черта в гриме, придавшая какое-то живое комическое выражение лицу, — и сразу что-то где-то во мне точно перевернулось. Что было неясно, стало ясным; что было без почвы, получило ее; чему я не верил — теперь поверил. Кто объяснит этот непонятный, чудодейственный творческий сдвиг! Что-то внутри назревало, наливалось, как в почке, наконец — созрело. Одно случайное прикосновение — и бутон прорвался, из него показались свежие молодые лепестки, которые расправлялись на ярком солнце. Так и у меня от одного случайного прикосновения растушевки с краской, от одной удачной черты в гриме бутон точно прорвался, и роль начала раскрывать свои лепестки перед блестящим, греющим светом рампы. Это был момент великой радости, искупающий все прежние муки творчества. С чем сравнить его? С возвращением к жизни после опасной болезни или с благополучным разрешением от бремени? Как хорошо быть артистом в эти моменты и как редки эти моменты у артистов! Они навсегда остаются светлой точкой, манящей к себе, путеводной звездой в исканиях и стремлениях художника..." И это не единичный пример.

Важную роль костюмы и грим сыграли в нашумевшем мюзикле "Кошки", поставленного сэром Эндрю Ллойдом Уэббером:

"Мюзикл наделал много шума, посетившие представление не могли забыть не только музыку, но и гримы, парики, костюмы. Лица напоминали кошачьи мордочки, для этого брался светлый тональный крем или белая краска и затем подводились глаза, по форме напоминавшие кошачьи, брови, нос, рот. Рисовались тонкие усы, не было наклеек, налепок, которые утяжеляли бы грим. Большую роль играли цветные парики — белый с черным, рыжий с черным, черный с синим, с серым, темно-фиолетовый, малиновый, завитые как настоящие кошачьи головки с ушками.

В гриме сохранено лицо человека, волнистые, прямые линии грима не изменяют лицо до неузнаваемости.

Грим выполнен в линеарной манере, нет объема, все плоско и четко, без полутеней. На некоторых лицах рисунки нанесены асимметрично, например, на одной кошачьей мордочке на белой маске правый глаз затемнен черной краской, у другой кошки — бежевое пятно с левой стороны.

Некоторые гримы не носят сильной росписи лица, подчеркнуты только глаза и брови, у других — наоборот, высветлена площадка вокруг носа, и рот, подкрашенный красной краской, находится как бы в пене.

Рисунок кошачьих полос не требует строгого повторения, может быть импровизация на тему «кошачья мордочка». Роспись лица полосами выглядит очень рельефно, эффектно.

При выполнении грима надо не копировать зверя с предельной точностью, а, подчеркнув его характерные черты, показать и лицо исполнителя. Так и в мюзикле «Кошки» должно присутствовать реальное лицо человека.

Удачным дополнением грима является костюм, который состоит из комбинезона с нашитыми нитками, имитирующими кошачью шерсть, на руках — длинные перчатки в широкую полоску, на ногах — гетры также в полоску.

Жабо, воротники, боа из синтетических ярких волокон, нитей, дополняющие костюм, делают грим участников мюзикла более оригинальным.

Грим может быть выполнен как жирными гримировальными красками, так и сухими, которые применяют при работе с макияжем. Сейчас гримеры, визажисты работают с аквагримом, который не мажется, удобен при мобильной игре актеров.

«Кошки» постоянно в движении, они танцуют, прыгают, носятся по сцене, поэтому лучше воспользоваться красками для макияжа. Перед тем как остановиться на каком-либо варианте, надо перепробовать несколько, выбрав наиболее оптимальный.

Грим в мюзикле «Кошки» удачен, он эффектно выглядит, способствует успеху постановки, поэтому так важно его выполнение на профессиональном уровне."

(Сыромятникова И. С. "Искусство грима и макияжа". М.: РИПОЛ классик, 2005.)

 

Замечательный грим и костюмы в отечественном детском мюзикле "Мама". Множество различных "звериных" образов, характер движений и речи, а так же организация пространства делают мюзикл целостным произведением.

 

Вцелом, что касается "звериного" грима, особенности диктует внешний вид выбранного животного.

Для кошачьих характерны четкий контур глаз с ярко выраженными черными слезниками у внутреннего края глаз, чуть приподнятые у переносицы брови, выбеленные области под глазами и над верхней губой, отрисовка носа и усов. Все остальное зависит от окраса характера выбранного животного. (рис.)

Прежде чем приступить к процессу нанесения грима, лучше всего распечатать на принтере фотографию, и потренироваться на ней обычными цветными карандашами (рис. 1). А затем - долгие часы перед зеркалом...

 

Технические приемы грима.

Существуют два основных приема работы по гриму — это живописный и скульптурно-объемный (иногда применяется смешанный).

Живописный прием в гриме предусматривает использование гримировальных красок. Техника его выполнения близка к живописи, так как выразительными средствами того и другого являются цвет, линия, светотень. При помощи линий в гриме передаются контур формы, очертания деталей лица, глаз, губ, бровей, характер складок и морщин.

Линия в гриме должна быть четкой, плавной, ровной. Можно пользоваться смешанным приемом, используя краски и налепки. Линейное изображение не передает объемного ощущения, оно плоскостное. Линейный грим сохранился до настоящего времени в китайском и японском театрах, также в цирке и на эстраде. Часто линейный грим имеет условный характер.

Подготовка лица к гриму.

Все лицо покрывают слоем вазелина или крема, жира. Это делается для того, чтобы предохранить поры лица, создать скользящую эластичную поверхность. Смазывание лица происходит от центра к краям указательным пальцем легко и плавно, не нажимая сильно на кожу и не втирая. Нанесенный крем (жир) необходимо промакнуть бумажной салфеткой или куском алигнина. Это немного подсушит кожу, но влажность останется. Жировая основа дает возможность распределять гримировальные краски без труда, так как создается удобная для дальнейшей работы поверхность. Сухие гримировальные краски легче распределяются по протертому жиром лицу. Если пользоваться жирными красками, которые содержат большое количество вазелинового масла, то перед гримированием лицо можно не смазывать. Снимают грим пластмассовым ножичком или алигнином.

Гримировальные краски. Подробнее о них  можно почитать в книге Сыромятниковой И. С. "Искусство грима и макияжа".( М.: РИПОЛ классик, 2005.).

 

 

 

Образ богини Баст и статуэтки Кошки Баст.

Грим и костюм для павильонной игры. Возможно - для бала. (рис. 2)

 

Читайте далее на стр. 167 в pdf номера 26 здесь: http://www.mykingdom.ru/pictures/35898/moek-26-web-3.pdf

 

 


предыдущий текст оглавление следующий текст

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Кролик
(Бойков Аркадий, Алматы, Казахстан)
Наши друзья
Новости RPG
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

29.12.20 15:44
Путеводитель по работе с сообществами

Новости alexander6
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

11.05.21 03:29
ВСЕ ГУДКИ В ОДНОЙ ПАПКЕ НА ГУГЛ-ДИСКЕ

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх