28.03.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   От младенчества к переходному возрасту (десять лет движению ролевых игр) комментарии дать свой комментарий вид для печати
18.12.2007
  рубрика История игр
автор Немирова Алина (Харьков)   
Рекомендации: +:0     :0

От младенчества к переходному возрасту (десять лет движению ролевых игр)

"Наших дней дела и споры
Будут помниться все хуже,
Мы себя в легендах скоро
Ненароком обнаружим"

Общеизвестно, что ролевые игры [РИ] - явление далеко не новое (и принцип, и название существуют уже более 60 лет, точней определить за недостатком у меня конкретных данных не могу). Они находят применение в самых различных областях: используются как средство психотерапии, психологического и профессионального тренинга, как форма обучения и досуга... Однако я имею в виду, естественно, самый новый (по времени возникновения и содержанию) вид РИ: игры художественные или историко-литературные. Это обозначение, возможно, несовершенно, однако оно подчеркивает основное отличие этих РИ от других: это - игры, не имеющие прикладного, утилитарного назначения, по крайней мере, в явной форме, и служащие чисто творческим, художественным целям. Именно этим играм и исполняется нынче 10 лет.
Как всегда, историческое событие разразилось скромно и незаметно. У нас в Харькове это выглядело так: человек, еще не подозревавший, что ему уготована судьба Великого Начинателя, прочел заметку в журнале "Знание - Сила" про намеченное под Красноярском действо - "Хоббитовские игрища-90" и захотел туда попасть...
Психологические мотивы, побуждающие людей входить в русло РИ, разнообразны и, по сути, до сих пор подробно не исследованы, но основные выделяются легко: это классическое стремление к самореализации, поиск адекватного общения и (что менее очевидно) желание адаптироваться в социуме, только в специфическом выражении, в силу специфичности "человеческого материала". Каковы конкретно
были побуждения тех, кто "стоял у истоков", сейчас и не определишь, но, так или иначе, поток стал разливаться все шире. Пример Харькова: ХИ-90 - три участника, ХИ-91 - 37, ХИ-92 - 54... И так было в каждом городе, где находился хотя бы один инициативный человек. Клубы росли, как грибы (аналогия здесь полная, если вдуматься: один отомрет, другой вырастет, грибница неуничтожима). Мы ездили, приключались, считали дни между играми, такими редкими, всего 2-3 в год, и, как и положено счастливым людям, ни о чем не задумывались. А изменения накапливались, как им положено, исподволь, и наконец гром прогремел, мы очнулись и стали осматриваться. Это было в 1994 г.
Что же там случилось, в этом, теперь уже далеком году? Это придется анализировать как историческое событие еще и потому, что игровому поколению, как сказано в одной песне, "срок три-пять лет", а в новых клубах даже отнюдь не все руководители сами знают, что там было до них. Интересу ради орасспрашивайте "ветеранов". Одни вам скажут: "Да ничего особенного, просто неудачная игра". Другие будут с жаром рассказывать, какие развернулись после ХИ-94 баталии...
Вот тут самое время приступить к анализу событий, стараясь сохранять объективность, насколько это вообще возможно. (Сразу оговорюсь, что в тот период я не была участником дискуссий, а молча следила за всем происходящим и старалась сохранить оптимизм).
Вряд ли кто-либо из организаторов первой игры понимал, какого джинна они выпускают из бутылки. Но буквально через год уже было ясно, что дела пошли на подъем, и так остается до сих пор. От десятка городов-участников мы пришли к нескольким сотням, от одной-двух сотен игроков - к нескольким тысячам (я имею в виду масштабы СНГ). И без специальных исследований ясно, что движение, видимо, попало на питательную почву, укоренилось и динамично развивается. Какие же качественные изменения cоответствовали этому количественному росту?
Прежде всего имеет смысл определить, что за люди в 1990м году ринулись без оглядки в пучину РИ, и кто теперь повторяет их необдуманные выходки? Не нужно быть дипломированным социологом, чтобы заметить, что интерес к РИ четко локализован в пределах той группы, которую принято именовать "интеллигенцией" (Снова уточню: речь идет о РИ "художественных", на "военно-спортивных" ситуация отчасти иная). Еще точнее, это по преимуществу люди, для которых одним из существенных компонентов бытия является чтение книг.
Очень хорошо охарактеризован этот тип в балладе Высоцкого "Книжные дети". И еще точнее: это люди, имеющие склонность и способности к литературному, театральному и музыкальному творчеству, которые по разным причинам не решились (не успели) превратить их в профессию.
Они-то первые дотянулись до малодоступного в то время Толкиена, они и сделали мир литературных фантазий доступным для всех. И все стали входить в открытую ими дверь... И каждый реализовывал то, что иначе не мог реализовать. Недаром профессиональных актеров, писателей и т.п. в движении всегда были буквально единицы, а те, кто становился профессионалом, из движения очень скоро выбывали. В зазеркальи", созданном отцами-основателями, никто не мешал героям - геройствовать, мечтателям - предаваться созерцанию (тогда еще без боязни, что навесят издевательский ярлык "дивного"), интриганам - интриганствовать и т.п., лишь бы все это делалось с позволения и ведома этих самых отцов. Авторитет их был высок, практически непререкаем, вновь приходящие новички смотрели им в рот и верили, как богу. На тех, кто пользовался доверием вождя в силу вне- и до- игровых причин (родство, школьная дружба и т.п.) также ложился отблеск благодати. Всем остальным доставался статус младших - да, родных, своих, но младших. Им приходилось ждать, сглатывая слюнки нетерпения, пока старшие решат, какую и где проводить следующую игру. Игр было мало, на местах поначалу отваживались только на скромные попытки, главным событием была "Всесоюзка", и на нее стремились отчаянно, изо всех сил. Ежели по раскладке выпадало играть, скажем, Нуменор, все хошь-нехошь превращались в нуменорцев...
Упаси боже принимать все вышесказанное за критику! Мы были счастливы, довольны, мы видели вокруг и в других местах братьев и единомышленников, нам было хорошо внутри нежданно обретенного круга, и казалось, что законы общества, где мы до того кое-как обитали, не про нас писаны. Уверена, что так чувствовали вначале и наши отцы-вожди-боги. Мы не замечали, как складывается у нас потихоньку классическая родоплеменная или раннефеодальная иерархия, зарождается свое "дворянство", как умных и талантливых лидеров мало-помалу охватывает чувство вседозволенности и непогрешимости, как они пока еще неосознанно затирают и отталкивают потенциальных новых лидеров, конкурентов из младших... Ну и наступили мы наконец все вместе на грабли классической "революционной ситуации", когда верхи чего-то не замечали, а низы больше не хотели по-прежнему. Я не случайно уж который раз употребляю словцо "классический": оно подчеркивает, что нам так и не удалось избежать общих закономерностей развития любого общества. И конкретных имен я избегаю не только потому, что незачем зря тревожить кумиров 5-летней давности, но и ради большей обобщенности...
Некоторые признаки неблагополучия, если снять розовые очки, можно было заметить еще на ХИ-93. Это и раскол внутри мастерской группы в период подготовки, едва не приведший к отмене игры. Это не то чтобы враждебность, но явственный холодок по отношению к тем, уже на полигоне, кто захотел сыграть что-то свое, а не то, что заявляли старшие, и иерархическая раздача еды по степени близости к старшему, и пирование в общем кабаке "узкого круга высших", спинами к "простолюдинам", с гордым блеском в глазах у тех, кого допустили сидеть рядом с великими за одним столом... И какой фальшью звучали в этом застолье выкрикиваемые пьяными голосами "Косари"!
Но очки не были сняты еще год. Может, потому, что ХИ-93 была очень удачной, сильной, и ни о чем плохом думать не хотелось. Никто не придал также особого значения тому, что в тот сезон "больших" игр было затеяно две из-за каких-то разногласий по поводу принципов делания игры. Следующую ХИ, 1994го, делали вроде бы всеми уважаемые ветераны, и правила были умные, и так хотелось туда попасть! Тем более что слава ролевых игр дошла уже до многих мест, и число стремящихся сильно возросло. Приехали - и покатилось... Еще раз ворошить все, что тогда пережилось и потом горячо обсуждалось по городам и на "Зиланте", наверно, ни к чему. Нынешним игрокам довольно и своих проблем. Кто хочет, может поворошить архивы, найти соответствующие номера "Талисмана", прочесть "Воспоминания эльфийки в сиреневом". Было много шуму вокруг "Кодекса мастерской этики", но об этом хорошо и исчерпывающе писал Ульдор.
На мой взгляд, главным результатом этого нечаянного (а на самом деле закономерного) облома было сильное разочарование значительного числа участников: "Я столько слышал/слышала про эти игрища, неужели же меня обманули и они все такие?" - и крушение "феодальной" системы делания и проведения игр. Разочарование заставило думать всех, кто до того считал, что за него должны думать "вожди". Заставляло задуматься также такое необычное, состоявшееся за неделю до ХИ, явление, как знаменитая "Осада Монсегюра". Кое-кто надумал, что причины неудачи связаны с толкиеновской тематикой. В результате на ХИ-95 приехало чуть ли не вдвое меньше народу - но игра вышла удачной, и тогда окончательно стало ясно,
что дело не в теме, а в отношениях между людьми, делающими игру, и играющими.
Таков был первый, очень отчетливо выделяющийся период нашей истории. Второй этап - это примерно 1995 - 1997 гг. - пока не поддается столь же точному определению, наверно, потому, что более близок по времени. Первой его особенностью было заметное усиление воздействия внешних обстоятельств. В окружающей нас реальности события складывались не лучшим образом, стало хуже с работой, с деньгами, труднее ездить, общаться, и в едином потоке стали образовываться регионы, все слабее связанные друг с другом. Этого никто из нас не просил и не хотел, однако с этим пришлось считаться. Отсюда следует неизбежное скатывание в узость взглядов, в провинциализм, в своебразное сектантство: "игры нужно делать так, как я (мы) считаем правильным, все остальное от нечистого". Впрочем, к счастью, эти процессы, шедшие внутри, до опасной грани не дошли, и обмен идеями и настроениями до конца не прервался. Другой характерной чертой второго периода было осознание разности и постепенное размежевание между "играми духа" и "играми тела". К концу периода почти полностью отделились "чистые файтеры", любители военно-спортивных игр и турниров. Резко возросло число региональных игр и игроков. (Если, скажем, на большой ХИ-91 было около 300 чел., региональная игра в 1997 г. под Харьковом собрала почти 500!) К сожалению, это сопровождалось, естественно, определенным понижением уровня отыгрыша и небрежностью в подготовке. Зато на основе накопленного сообща опыта стали расцветать такие чудесные цветы, как "Завоевание Рая" или "Перекресток"...
Исчезла однобокость в тематике, раскрылись богатейшие возможности игр для освоения буквально всех сторон истории и современной цивилизации. Толкиеновские темы, ранее преобладавшие, и следующие за ними по популярности темы исторические стали теперь лишь частью многоообразной сферы приложения игровых сил. Итак, суммируем:
1990 - 1994, период становления. Принцип "один клуб = одна команда", малочисленность игр и клубов, смешение элементов художественных и спортивных.
1994 - 1997, период осознания. Численный рост с одновременным разделением на регионы. Смена структуры - от клубов к инциативным группам, от командной игры - к индивидуальной. Формирование жанров игр и размежевание между играми различных жанров. А как же следующие годы, 1998-2000? Чем-то и они выделяются, пусть пока не резко, незначительно. Важное изменение заключается в повышенном внимании к материальной стороне игры, т.е. к качеству костюмов, оружия, построек и т.д. Нынешние игроки ужасались, когда смотрели кинопленку с ХИ-90 - с ее спортивными штанами, футболкакми и кое-как обструганными деревяшками... (Другое дело, что на качество игры и глубочайшее впечатление, которое люди там получили, это все не повлияло...) Игры-реконструкции, мистерии, игры свободного творчества, продолжающиеся сюжетные игры, - все это достояние последних трех-четырех лет. Все это, даже то, что было придумано раньше, опробовано, обсуждено, осмыслено именно в последние годы, и каждый тип игр нашел своих сторонников. (Слышанную мною в 1998 г. на полигоне в Карелии фразу: "Я больше на игры не езжу, только на реконструкции" в 1991м никто бы вообще не понял.) Что представляет сейчас собою ролевое движение? Конгломерат клубов и творческих групп, делающих игры самого различного толка и аправления. Конгломерат этот так и не обрел кристаллической структуры, остался принципиально аморфным, но в этом и кроется залог его дальнейшего развития. "Богов", "вождей" практически не осталось. Есть авторитеты, идеологи, но власть их - чисто интеллектуального, духовного свойства. Есть люди, реализующие свои фантазии, имеющие возможность найти единомышленников и вместе порадоваться удаче (или обсудить неудачу). Такое положение отнюдь не исключает споров, разногласий, теоретических расхождений, но они уже не приобретают остроты, угрожающей существованию движения в целом.
Итак, из периода детства РИ благополучно переходят в разряд "тинэйджеров". На что мы можем рассчитывать в будущем, ближнем или дальнем? Только на одно: движение будет жить и развиваться. А
вот в какую сторону, по кругу или по спирали, а может и вовсе по синусоиде, этого и премудрый Мерлин не подскажет. Главное, чтобы "дела и споры" предыдущих лет стали не камнем, тянущим на дно, а нечерствеющим лембасом, незаменимым в дальнем пути.

Алина Немирова,
г. Харьков

Опубликовано в N 14 (лето 2001) журнала "Мое королевство"


оглавление

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Мара
(Татьяна Исакова. Верхняя Пышма)

Наша юбилейная 200-ая подписчица

Наши друзья
Новости RPG
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

29.12.20 15:44
Путеводитель по работе с сообществами

Новости alexander6
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

11.05.21 03:29
ВСЕ ГУДКИ В ОДНОЙ ПАПКЕ НА ГУГЛ-ДИСКЕ

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх