26.04.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Отличия исторического и ролевого костюмов комментарии дать свой комментарий вид для печати
17.12.2007
  рубрика Выкройки и костюмы
автор Мелиан Уэтфилд (София Проказова) (Москва)   
Рекомендации: +:0     :0

Итак, в чем же состоит главное отличие исторического костюма от ролевого? На мой взгляд, главное отличие – это принцип, положенный в основу того и другого костюма. Для исторического костюма главное – его историческая достоверность, тогда как для ролевого костюма главное- практицизм и его соответствие образу.
Но – разберем эти различия подробно. Для начала рассмотрим костюм исторический. Если раньше в реконструкции (где-то год 1995-1997) широко применялся принцип «5 шагов»: то есть приветствовалось соответствие костюма историческому аналогу с 5 шагов, то с тех пор реконструкция сделала шаг вперед, и теперь приветствуется полная историчность костюма: то есть, чтобы если человек оказался в этом костюме в ту эпоху, его бы приняли за своего современника.
Это имеет как радостные, так и печальные моменты. Радостные: то, что погружение в реконструкцию стало столь полным. А печальное – это сопутствующие этому моменту перегибы. Первый и главный перегиб – по какому именно принципу реконструируются костюмы. Как правило, в наше время за образец берется исторический костюм, найденный в неком захоронении. Между тем, точно копировать подобную одежду не стоит: она зачастую имеет ритуальную специфику. Например, вышивки красными и зелеными нитками на европейских нижних рубахах были своеобразными оберегами, и такие рубахи надевались как по случаю свадеб и празднеств, так и при погребении. При погребении на них вышивали геометрические узоры. Также это относится к плащам: при погребении на покойника надевался более короткий плащ – возможно, предполагалось, что в загробной жизни подобный плащ будет уместен. Реконструирующий такую рубаху или плащ сообразно погребению оказывается в роли человека будущего, который решил реконструировать облик человека 20 века по соответствующим могилам: все ходят поголовно в строгих костюмах и белых тапках.
Далее, наши реконструкторы питают особую слабость к вещам серых и коричневых оттенков: дескать, потому, что существуют найденные вещи подобных цветов. Ну, тут опять следует заметить, что вещь, дошедшая до наших дней из глубины веков, просто-напросто выцвела (особенно, если она из погребения- см. выше), а во времена развитого Средневековья ценились как раз таки яркие вещи, и знатные господа (а их костюмы мы чаще всего и наблюдаем среди реконструкторов) предпочитали хорошо окрашенные ткани красного, зеленого, синего и черного цветов, а уж никак не серые! Серая, некрашеная ткань могла бы послужить одеянием крестьянина, в крайнем случае, бедного горожанина.
Также – особо хочется сказать о тканях. Многие, особенно те, кто приходит в реконструкторское движение из ролевого, сразу же отдают предпочтение традиционным льну и шерсти, из которых и шьют свой наряд. Мол, если раньше я ходил в синтетике, теперь я наряжен полностью в антуражные ткани. На мой взгляд, такое отношение к реконструкторскому наряду пришло из клубов, где занимаются культурой викингов или русичей. Действительно, у викингов присутствовали в основном эти ткани. Однако, во времена Средневековья (а мой доклад посвящен именно этой эпохе) в Западной Европе и что интересно, и на Руси также наряду с шерстью или льном вполне имели хождение шелк и бархат. Шелк привозили из Китая и из восточных стран через Византию, бархат вполне себе производили во Франции, на лионских мануфактурах. И то, и другое ввозилось в Россию, и князья могли себе позволить шить одежду из этих тканей. Более того: на Руси очень ценилась парча, и богатые одеяния очень часто украшались вставками этой ткани, а то и целиком шились из парчи. И я не понимаю, почему сегодня, если доход человека позволяет ему сшить правильный исторический костюм из шелка и бархата, он должен отказаться от этих тканей в угоду традиционным льну и шерсти?
Ну, а теперь, собственно, о самом историческом костюме и его пошиве. Я сшила множество исторических костюмов, мои работы в этой области занимали призовые места на конкурсах костюма в Туле, Минске, Казани. Именно поэтому хочется дать тем, кто недавно их шьет, несколько советов.
Главное – это изучить как можно больше исторических источников, повествующих о жизни и нарядах того времени. Потому что обычного взгляда на картину или скульптуру, по образцу которой шьется платье, явно недостаточно. Хотя бы потому, что не всегда удается рассмотреть мелкие детали одежды, не удается понять, что перед нами: комбинированное верхнее платье, или верхнее, надетое поверх нижнего, как именно драпируется юбка и т.д. Конечно, я понимаю, что для того, чтобы изготовить костюм, далеко не все будут с удовольствием копаться в исторических хрониках. Однако в помощь шьющим костюм на эпоху рыцарства (ну, конечно, кроме «Манесского кодекса») я бы очень порекомендовала книгу Л. М. Горбачевой «Костюм средневекового Запада: от нательной рубахи до королевской мантии». Что характеризует эту книгу – полная доступность изложения, при том, что сам автор прекрасно разбирается в исторических источниках, и дает ссылки на них. Также в помощь шьющим могу порекомендовать книгу Виоле Ле Дюка «Жизнь и развлечения в Средние века». Ну, и наконец – «Роскошный часослов герцога Беррийского»: прекрасный сборник гравюр, где все костюмы можно поразглядывать.
Костюм в средневековье был многослойным: нижняя рубаха – камиза или камизия шилась из мягкой х/б ткани (а отнюдь не из жесткого льна, как любят наши реконструкторы). Нательная рубаха принадлежала очень ограниченному, интимному миру человека, была его второй кожей. Рубахи носили долго и бережно, по необходимости ставя все новые и новые заплатки, а когда вещь приходила в негодность, ее разрезали на лоскутья, которыми в свою очередь латали новую рубаху. Люди верили, что через рубашку легче всего воздействовать на ее хозяина, и потому камизию не показывали посторонним из опасений сглаза, порчи или нежелательного любовного приворота. Еще в эпоху готики в Западной Европе нательная рубаха считалась вещью особого рода. В одной из бургундских хроник XIV века содержится подробный рассказ о публичной казни беглых солдат, в котором отмечено, что приговоренные были полностью обнажены – «на них были только нательные рубахи». В России подобное отношение к нательному белью сохранилось до позднего XVII века. Известно, что священной обязанностью цариц был надзор за пошивом, украшением, починкой и даже стиркой белья.
В Европе очень долго клялись на рубахах, а в знак побратимства обменивались ими, показывая полное доверие к тому человеку который становился хозяином этого сокровища. В начале XIII в. немецкий поэт Вольфрам фон Эшенбах использовал этот мотив в своем романе-эпопее «Парцифаль»:
Носил герой поверх кольчуги
Рубашку царственной супруги,
В которую была она
В часы любви облачена.
И в той священнейшей рубашке
Он в битвах не давал промашки
В конце свидания ночного
Рубашку получал он снова:
Их восемнадцать набралось
Пронзенных копьями насквозь.

Мужчины же носили в дополнение к нательной рубахе штаны – брэ иди бракки. Бракки были довольно длинными, внизу оплетались ремнями, а вверху держались на узком кожаном поясе с металлической застежкой, который назывался браэль или браер, и считался знаком принадлежности к миру мужчин. О женщинах, которая, вопреки традиции, подчиняла себе мужа и верховодила в доме, часто говорили: «Она носит браер – мужской пояс».
Позже нижняя рубаха у мужчин стала называться шенз, и приобрела интересную особенность – ткань на нее стали окрашивать шафраном.
Далее, на камизию сначала надевалась туника – гонэль, она шилась из шерсти и была несколько мешковатой. Впоследствии гонэль заменило верхнее платье – котт, на который надевалось еще одно одеяние – сюркотт. У мужчин же стало популярным длинное узкое одеяние – блио, а накидка, надеваемая поверх доспехов называлась котт-д-арм.
Изготавливая исторический костюм, необходимо во-первых, помнить о его многослойности, во–вторых, о его сакральном смысле. Первый этап – выбор ткани, и мы отправляемся в современный тканевый магазин. Что надо иметь ввиду? Даже покупая шерстяную ткань, надо помнить, что исторически ткань славилась определенной выделкой. Не стоит, на мой взгляд, приобретать ткань типа букле: такая выделка ткани появилась куда позже рыцарской эпохи. Также, малоподходящей тканью окажется современный мягкий кашемир. Напротив, если шерсть, приобретенная вами, имеет редкое плетение, вы максимально приближаетесь к историческому аналогу вещи.
Далее – определитесь с цветом выбираемой одежды. На протяжении эпох к определенным цветам было разное отношение. В XI- XII веках, скажем, существовало 5 основных символических цветов: белый, красный, зеленый, фиолетовый и черный. Церковь придавала им определенное значение: красный цвет означал праведную кровь, пролитую христианскими мучениками, зеленый - надежду на вечное блаженство, белый – девственную чистоту, фиолетовый – торжество власти понтифика, а черный был цветом печали. В быту эти значения стали подменять другими, прямо противоположными: зеленый был цветом беспечной юности, и вместе с тем, несостоятельности и неблагонадежности. Известно, что вплоть до конца средневековья представители городских властей надевали зеленый колпак на злостных банкротов. Лазурный (синий) цвет, напротив, все Средневековье считался королевским цветом и знаменовал «голубую кровь». Как тут не вспомнить традиционную лазурь французских королей! Примечательно и то обстоятельство, что само понятие «королевский синий цвет» сохранилось во всех европейских языках. Желтый цвет не считался запретным для средневековья, но долгое время считался нежелательным и несчастливым. Двери домов, где жили преступники, покрывали желтой краской, женщины легкого поведения носили желтые покрывала. Так что: прежде подумайте, стоит ли делать костюм этого цвета.
Второе: Изготавливая исторический костюм, необходимо помнить о вариантах исторического кроя. Вообще, на протяжении эпох это был чрезвычайно простой крой: мужская рубаха кроилась, по сути, из трех квадратов: больший представлял собой туловище, два меньших – рукава. Если рубаху хотели сделать расклешенной, это достигалось с помощью клиньев. Однако к XIV веку появляется новый вид одежды: облегающий короткий камзол пурпуэн: в нем уже используется сложный крой из отдельных частей. Блио традиционно шили узким и длинным, и ходить его хозяину помогали разрезы. Причем считается, что рыцарь (кавалерист по преимуществу) делал подобные разрезы спереди и сзади, тогда как пехотинец делал их по преимуществу боковые.
Третье: продумайте, как именно вы будете шить – руками или машинкой. Насколько мне известно, сейчас исторические костюмы принято шить вручную. Но, если уж шьете вручную, помните, что в Средние века никогда не шили грубо и неаккуратно: существовали наследственные профессии белошвейки, впоследствии возникло цеховое производство. Я лично, побывав в Новгородском музее вышивки, убедилась, что церковные ризы XII в. сшиты были очень аккуратно: мелкие стежки ложились один к одному, и это очень напоминало современную машинную строчку. Если у вас нет возможности повторить подвиг средневековых белошвеек, лучше и аккуратнее будет сшить вещь на машинке. Потому что человек, оказавшийся в средние века в одежде машинного шитья вызвал бы куда меньшее изумление, нежели тот, кто криво-косо сшил свой костюм руками. Кстати, маленький исторический пример: многие рыцари возили с собой в походы моток ниток и иголку, чтобы самолично чинить свою одежду. И, если прорехи в одежде образовывались от ее ветхости или от полученных боевых ударов, это считалось простительным: как бедность, так и доблесть рыцарей весьма ценилась. А вот одежда, расползшаяся по швам, не делала чести ее хозяину: его считали неряхой и неучем, даже неспособным зашить образовавшуюся прореху.
И, наконец, четвертое: это аксессуары и украшение одежды вышивкой. На заре истории все вышивки имели сакральный смысл, как уже говорилось выше. И тут дело не только в их цвете, но и в форме. Например, косица из трех полос знаменует девственность и вообще принадлежность незамужней женщине. Поэтому, когда взрослый воин украшает подобным орнаментом свой щит, фактически, он говорит о себе, что он - юная девственница. Курьезно, и дабы избежать таких курьезов, надо твердо знать, что означает тот или иной орнамент.
А вот теперь стоит перейти к костюму ролевому. Как уже говорилось выше, ролевой костюм в отличие от исторического (единственное исключение составляют ролевые костюмы, сшитые для исторической игры) отличают в первую очередь практицизм и соответствие заявленному образу. Тут, в отличие от исторического костюма, можно дать определённую волю своей фантазии – и в смысле выбора ткани, и в смысле фасона. Здесь также имеются свои тонкости и хитрости.
Что понимается мной под понятием «практицизм»? Как показывает практика, в основном ролевые игры проводятся в полевых условиях. В таких условиях нет возможности отгладить костюм, полноценно привести его в порядок. Следовательно, ролевой костюм должен быть изготовлен из немнущейся или маломнущейся ткани. Далее, крайне неудобными на играх являются плащи из тонкой ткани – так называемые «эльфийские», к сожалению. На самом деле, ни один уважающий себя эльф, даже живя в лесу и ночуя на дэлони, не надел бы такой плащ, потому что одежда эта очень уж непрактична. Мало того, что цепляется за все кусты, да еще не защищает ни от дождя, ни от лучей палящего солнца, ни даже от сильного ветра. Поэтому всем, кто изготавливает себе игровой плащ, я все же советую делать это из шерсти. Если предстоит жаркое лето – из тонкой шерсти. Уверяю вас, когда сидишь вечером у костра, такой плащ себя оправдывает. Можно, конечно, сделать и непромокаемый игровой плащ: двусторонний, с одной стороны которого – шерсть, с другой - тонкая непромокаемая ткань типа болоньи. Плащ не будет абсолютно историчным, зато практичным – на все 100 процентов.
Далее, следует опять же вернуться к понятию «практицизм». Очень часто приходится видеть картину игрового костюма, сшитого по принципу «я его слепила из того, что было». В принципе, если ты неожиданно собрался на игру, а до ее начала – неделя, то такое простительно: игровой костюм изготавливается «на коленке» – из имеющихся дома тканей и материалов. Но – сколь непрактичны бывают такие костюмы в игровых условиях, видеть доводилось. По поводу мнущейся материи уже говорилось; по поводу слишком тонкой ткани – тоже. Следует также сказать пару слов о цветовой гамме. Предположим, нужно изготовить костюм толкиновской героини Арэдэль ар-Фейниэль – а, как известно, платье ее белого цвета с серебром, так описывал Толкиен. Или костюм Сарумана Белого. На начало парада эти костюмы действительно имеют такие цвета, а вот на 3-4 день игры это нечто колоссально мятое, грязно-серое, усыпанное пеплом от костра. Поэтому, если уж по сюжету никак нельзя избежать белого костюма персонажа, имеет смысл озаботиться либо плащом серого, немаркого цвета, либо – сменным костюмом специально для путешествий. В конце концов, если дева странствует не одна, а с сопровождающим, можно попросить его захватить с собой парадный костюм: дойти до места назначения, и переодеться в него. Ergo, костюмов непременно должно быть больше одного: ведь неизвестно, какие погодные условия наш ждут.
Следует сказать несколько слов и о фасоне костюма. О крайности «я его слепила» мы уже говорили, но есть и другая крайность – чрезвычайная сложность кроя игрового костюма. К примеру, многие девушки, изготавливая костюмы принцесс, привносят в них свои детские мечты о принцессе из волшебных сказок - в пышной юбке и с рукавом - «фонариком». В результате чего мы наблюдаем в полевых условиях сложносочиненные платья со стоячей юбкой-кринолином. Чем это плохо, в прошлом году уже упоминалось: ужасающе смотрится герцогиня или королева, которая убегает в таком туалете от банды наемников! Поэтому следовало бы порекомендовать озаботиться более доступным фасоном: юбки со шлейфом и дворцовые кринолины хороши для балов и паркетных полов, но не для игровых полигонов с грязными дорогами!
В частности, можно предложить комбинированный вариант игрового женского костюма: шьется камзол, и к нему имеются 2 варианта низа – юбка для парадных выходов, и узкие штаны – для походов. Если требуется идти в таком наряде на торжество, то поверх штанов просто надевается юбка (она может держаться, к примеру, на пуговицах или шнурках), и наряд сразу же превращается в парадное платье.
Кроме того, если изготавливается эльфийский костюм, нужно опять же принять во внимание факт, что эльфы не знали кринолинов или турнюров, потому что жили в лесных условиях, и это диктовало фасоны их одежд.
Что же касается игровых костюмов молодых людей (кстати сказать, это относится и к реконструкторским мужским костюмам в той же мере), то нашим мужчинам очень хотелось бы порекомендовать озаботиться целым вариантом костюма, а не отдельно взятой рубахой и поясом, надетым поверх джинсов! Самое забавное тут, что иногда это продиктовано не отсутствием времени или средств для пошива штанов-шосс, а, если можно так выразиться, «идеологическими» соображениями: мол, я не надену узких штанов, я в них буду выглядеть мужчиной нетрадиционной ориентации! При этом комбинировать джинсы с исторического кроя рубахой он для себя почему-то считает меньшим злом. Хотя смотрится это примерно как бархатное платье и роза в волосах в сочетании с валенками на ногах! В этом отношении нужно отдать должное женщинам: если женщина шьет себе платье, она сразу же озаботится и подходящей обувью, и головным убором, и аксессуарами в виде сумочки или гребня. Мужчинам же следует иногда объяснять, что узкие штаны в средние века (и, соответственно, в игровом наряде) объяснялись простой целесообразностью: в те времена мужчина-дворянин постоянно был в седле, а верховая езда предполагает штаны без складок, чтобы не натирали во время езды. В конце концов, тут может быть найден компромиссный вариант: можно сшить необязательно узкие шоссы, а более широкий, крестьянский вариант штанов.
Но, пожалуй, главная беда всех игровых костюмов – это их дальнейшая жизнь после игр. Мы можем сколь угодно долго ругать ролевиков, что они тратят куда меньше времени на пошив костюма, нежели реконструкторы, но возражение, что костюм шьется всего лишь на одну игру, весьма резонно. Именно поэтому многие ролевики предпочитают иметь универсальные костюмы, годящиеся, как говорится «от Урала до Гибралтара». То есть шьется стандартная рубаха изо льна: если он играет, скажем, харадского воина, он наматывает на рубаху кучу красной материи в виде плаща и чалмы, если европейского рыцаря – на рубаху надеваются камзол и плащ, а если он превращается в японского самурая – волосы в высокий хвост, а на ту же рубаху одеваются штаны-хакама. Да, это плохо, конечно, но иначе сразу же возникает вопрос: куда девать игровые костюмы от предыдущих игр? Скажем, эту рубаху он сшил себе для игры по Толкиену, но на следующий год попал на игру совершенно иной направленности –скажем, по Японии. И что делать, сколько же костюмов придется сшить всего за одно лето, если запланированы 3-4 игры, а на каждую из них нужно по несколько нарядов?
И потому – далее хочется внести вот какое предложение. Можно создать некий Фонд игровых костюмов: то есть человек отдает уже ненужный ему костюм в этот фонд. Фонд занимается хранением и продажей костюмов, а то и их прокатом. Если костюм владельца продался – владелец получает деньги; если сдавался в аренду – то же самое. Это удобно тем, что костюмы обретут новых хозяев и вторую жизнь. А еще – очень удобно тем, кто в последний момент собрался на игру, спохватился, а времени сшить наряд уже реально не осталось. Ему смогут помочь в этом Фонде. Кроме того, каждый клуб мог бы сообщить в Фонд, костюмы какой эпохи у них имеются, и они намерены сдавать их в прокат. Это значительно облегчило бы жизнь ролевого движения – конечно, если бы нашлись энтузиасты, которые сделали бы подобный Фонд. Обещаю, что со своей стороны окажу такой организации всемерное содействие.
Подводя итоги, мне хотелось бы сказать вот что. Два движения – ролевое и реконструкторское, хотя сейчас они вполне автономны и самостоятельны, это, по сути, ветви одного дерева. И, как мне кажется, сходства и подобия между этими движениями куда больше, нежели различий. И мы – наш клуб – всегда приветствует встречи, фестивали и игры, где сходятся представители обоих движений. Чтобы лучше узнать друг друга...

Опубликовано в журнале "Мое королевство" N 26


предыдущий текст оглавление следующий текст

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Нуменэль
(Ким Инна. Южно-Сахалинск)

МоеК - маленькое чудо на бумаге

Наши друзья
Новости RPG
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

Новости alexander6
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх