28.03.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Игровые костюмы вид для печати
illet | 07.01.2020
  рубрика N 4, март 1998
автор   
Рекомендации: +:0     :0

Иллет

Игровые Костюмы

Я уже писала в "Талисман" маленькую статью об игровом костюме. Здесь я практически повторяю то же самое с небольшими добавлениями, убирая лирические отступления, касающиеся ХИ. Не стану также обсуждать проблему подхода к игровому костюму — то есть, нужен он или не нужен вообще, насколько должен он быть историчен и пр. Это каждый решает сам в каждом конкретном случае. Итак — к делу.
Сначала хотелось бы обратить еще раз внимание на следующие два правила:

Правило первое
Все ткани, из которых вы собираетесь шить, необходимо перед раскроем хотя бы намочить хорошенько, подсушить и прогладить горячим утюгом. Иначе после того, как вы первый раз в новенькой, к примеру, рубахе хорошенько взмокнете или вымокнете под дожем, она сядет.

Правило второе.
Все швы нужно обрабатывать, даже внутренние. Не ленитесь. Ткани имеют обыкновение сыпаться, и ваш наряд рискует очень скоро превратиться в лохмотья. Как заделывать швы и срезы? Обрабатывать край зигзагом и подшивать или пристрачивать с внутренней стороны. Если нет зигзага — подворачиваете и подшиваете.

Иерархия тканей, цвета и длины одежды.

Во–первых, для игры в лесу лучше всего шить из натуральных тканей — льна, хлопка и шерсти. В шелках и бархате по лесу не побегаешь, да и жалко. В любой синтетике жарко. Кроме того, синтетика горит и плавится, причем очень хорошо. Натуральный шелк тоже хорошо, но дорогая штука. Кожа — прекрасно, но тут разговор особый.

Итак: лен, хлопок и шерсть. Подумайте, кого вы собираетесь отыгрывать. Одежда из серого грубого льна — суровое полотно, бортовка и пр. годится для персонажей низшего социального статуса. Обычно такую одежду шили для грязных работ. Ее носили рабы или совершенная голь перекатная. Отбеленный лен с вышивкой или тесьмой — уже вполне приличная для свободного человека одежда. Тонкое отбеленное льняное полотно использовалось для нижних туник знатных дам в Византии — а Византия долгое время определяла европейскую моду, для рубах знати. Лен богато расшивали, и это считалось вполне пристойной одеждой. Хлопок — вещь восточная. Из него, как из импортного товара, шили для знати. Крашеные ткани — классом выше. Черный и коричневый цвет — это цвета простых людей. А вот зеленый, синий, красный — уже для людей как минимум зажиточных. Красный — королевский и княжеский цвет. Шерсть вполне годится для верхней теплой игровой одежды. Можно использовать сукно и рогожку — очень антуражная ткань, по ней прекрасно можно вышивать. Тонкое сукно вообще считалось тканью очень дорогой и престижной.

Как одежду украшать? Вышивка не всем под силу. Можно, конечно, самим соткать тесьму, но и это тоже довольно нудно. Если не особо привередничать, вполне можно обойтись магазинной тесьмой, но лучше с геометрическим узором. Вполне возможно сочетание гладких и узорчатых тканей, но это опять же зависит от того, кого вы играете.
Длина одежды. Короткую одежду — выше колен — носили несвободные люди, а также шуты. Свободные люди носили рубахи до колен и ниже, короли, священники, пожилые знатные люди — до пят. О женских платьях говорить нечего.

Одежду обязательно подпоясывать. Пояс был не только священным символом силы и оберегом, но и знаком чести. Пояс снимали с преступников, предателей. Это было достаточно суровое наказание, всеобщий позор.
Как показывает практика, труднее всего новичкам дается обработка срезов ткани, особенно по вырезу горловины (это там, где голову просовывают). Потому будем рассматривать варианты, в которых все построено по принципу прямоугольника — так легче и обрабатывать, и кроить. Хочу заметить, что обрабатывать срезы необходимо — ткань имеет свойство сыпаться, а ходить в махрах уже в первый день Игры не очень–то красиво, особенно ежели ты эльф.

Итак, лучше всего взять ткань шириной 75 см — не придется резать ее по боку, т.е., не придется обрабатывать боковой срез. Отрезаем кусок высотой сантиметров 15. Оставшуюся ткань разрезаем на три части , чтобы одна была выше другой примерно на три сантиметра. Более длинный кусок будет задней половиной (рис.1).

Нижние срезы (подол, короче) обрабатываются зигзагом, подгибаются внутрь и отстрачиваются. Ежели машина зигзага не дает, то ткань просто дважды подгибается и отстрачивается (рис.2).

Можно обработать срез швом "через край" вручную, но это долго и нудно. Можно, особенно если ткань — лен с достаточно толстыми нитями, не утруждать себя. Если просто прошить ткань плотным зигзагом, отступив от низа сантиметров на 5–10 и затем выдернуть все поперечные нити по низу, то получится неплохая бахрома, хотя, на мой взгляд, довольно мягкая, и потому она будет лежать не слишком хорошо. Затем отрезанный от переднего полотнища кусок складывается пополам и разрезается так, как показано на рис.3. Как видно, у каждого куска один край уже не нужно обрабатывать. Обязательно нужно предварительно заделать противоположный край.

Теперь самый трудный момент — будем делать ту самую страшную горловину. Оба получившихся куска пришиваем к переднему и заднему полотнищу, как показано на рис.4. Конечно, лучше бы предварительно все сыплющиеся края обработать зигзагом, но если машинка этого шва не даст, или просто ломы, то просто сшиваем. Затем швы заглаживаем так, как показано на рис.5 и отстрачиваем, чтобы не вылезали наружу. Теперь остается только сшить прикид по бокам.

А делать это лучше начиная снизу, ровно сложив друг с другом нижний край переднего и заднего полотнища. Можно еще оставить для красоты небольшие разрезы снизу по бокам. Для рук оставляем отверстия высотой сантиметров в 10. Все. Элементарный прикид готов. Если длина его примерно 70 см, то получаем тунику. Если где–то 1.20 — 1.30 см, то получится платье типа сюрко — западноевропейский родич сарафана. Вырез горловины, который получается в данном случае, называется каре. Украшательство — на волю мастера (т.е., изготовителя).
Кстати, чем проще модель и ткань, тем больше простор для украшательства. Если, к примеру, у вас есть широкая тесьма или лента (от 10 см), то ее можно использовать для плечевых вставок, тем более, что придется обрабатывать только два среза, да и пришивать легче (рис.5). Можно поступить еще проще — сшить два куска ткани просто "мешком", оставив отверстия для рук и головы. Будет вырез типа "лодочка". Но такой покрой имеет досадное свойство —вокруг шеи ткань встает колом, особенно на женской фигуре. Приходится делать очень длинный вырез, что не всегда подходит для платья. Для туники–то, одевающейся поверх рубахи, вполне сойдет. Если чуть побольше задать себе работы, то есть, переднее полотнище разрезать пополам, а потом сшить, не доходя до верха 10–20 см, то можем получить вырезы типа тех, что изображены на рис.6.

Разрез можно украсить шнуровкой или просто застегивать брошью. Можно края разреза завернуть внутрь, как на рис.7, и тогда получится треугольный вырез.

Можно сделать платье в духе древних германок: ткань сшивается снизу по бокам примерно до уровня проймы (это дырка для руки). По верхнему краю обоих полотнищ делается кулиска — это такая штука, в которую продергивается шнур. И все. Ткань собирается на шнуры, которые завязываются на плечах (см. рис.8).

Важно помнить, что такой вариант не для жесткой и плотной ткани — встанет на спине горбом. Можно вообще не сшивать ткань на плечах. Достаточно просто скрепить ее двумя застежками, как на рис.9, но такое платье получится довольно откровенным. Впрочем, смелость города берет... ( см. " Лисистрата" Аристофана).

Следующий этап — одежда с рукавом.
Покрой всей одежды оставим прежний — по принципу прямоугольника. Все до изумления просто — к еще не сшитому по бокам изделию пришивают на месте пройм два прямоугольных куска ткани (рис.10) (срезы уже либо обработаны зигзагом, либо заделываются подгибкой потом, после пришивания).

Ширина рукава обычно сантиметров 60, длина — по желанию автора. Затем все сшивается по бокам, начиная с рукава. Получится "одежда типа туники Т — образного силуэта". От себя добавлю — у вас получилась одежда со спущенной проймой — рукав начинается не от плеча, а ниже. Рукав можно сделать в виде трапеции (рис.11).

В зависимости от того, как вы пожелаете его пришить, получатся различные варианты одежды. Можно сделать очень широкий, "волочащийся" рукав в духе средней готики (рис.12).

А можно и не пришивать рукав вообще, выкроив его из достаточно широкой ткани прямо вместо с полотнищами, как показано на рис.13. Тогда у вас получается так называемый цельнокроенный рукав.

Правда, с горловиной опять придется проделать ту же операцию, как и в случае безрукавной одежды. Иначе придется познакомиться с такими не слишком простыми даже для аса операциями, как обработка косой бейкой или обтачкой (колдунство!). Поэтому на рисунке я постаралась показать, где и что надо пришить, чтобы с оными не сталкиваться (на рисунке вырез каре, с лодочкой получится проще).
На следующем рисунке 14 показаны варианты цельнокроенного рукава.

На мой взгляд, очень интересен и функционален рукав в стиле японского кимоно — и красиво, и одновременно его можно использовать как карман. Только все это прострачивается с изнанки! Если же вы пожелаете еще больше облегчить себе жизнь, то вот вам одежда типа джеллабы (рис.15).

Строчка здесь прокладывается снаружи, лишняя ткань не срезается. Это, наверное, довольно красиво, особенно, если ткань легкая, яркая и хорошо драпируется. Представляете, как будут на ветру играть такие рукава? Единственное неудобство — это одежда народов саванны. А по лесам в ней не очень–то побегаешь. Рукава мы пришили, украшательство опять же неограничено. Тесьма, бахрома (о вышивке, макраме и проч. не говорю).

По своему опыту скажу, что одежда типа той, что на рис.10, если не увлекаться украшательством, шьется на машине с зигзагом часа за два (сразу беру припуск на неопытность). Без зигзага получится несколько дольше — перед подгибкой швы надо заутюживать, т. е., подогнуть дважды и прогладить утюгом. Тогда не придется делать наметку — пришивать предварительно на руках, чтобы потом прострочить. Но если без наметки при подгибке низа или обработке уже состроченного шва можно обойтись, то еще не состроченные швы неопытный мастер вряд ли ровно сострочит без всякой наметки. В этом случае можно просто скалывать швы портновскими булавками и вынимать их, как только лапка машинки доходит до булавки. Так процесс шитья при отсутсвии наметки ускоряется раза в полтора–два. Я, конечно, прошу прощения за нудные мелкие подробности, но это изложение (по мере способностей) собственного опыта, приобретенного практикой.
Что еще можно сделать из прямоугольного куска ткани? Вы сами знаете, как смотрится красиво сшитый плащ. Чуть ниже я приведу две элементарных выкройки. Но ничуть не менее эффектно смотрится задрапированный, как показано на рис.16, плед.

Вообще, достаточно длинный и широкий кусок ткани может при различных способах драпировки превращаться в оригинальные платья (рис.17).

Так вообще можно обойтись без шитья. Только края заделывайте, а то рискуете к концу Игры остаться голыми не по–игровому.

Теперь о плащах. Проще всего кроить плащ типа "солнце" (рис.18)

Но такой покрой "съедает" слишком много ткани, хотя и смотрится очень эффектно. Обработка ворота и застежка... Вообще–то лучше всего тут эта самая страшная обтачка. Но можно сделать проще — пришить кулиску и продеть в нее шнурок. Не совсем обтачка, но близко. (рис.19).

Капюшон берется любой, только бы подошел к горловине (если великоват, то можно и присборить). Очень красиво будет смотреться отдельный от плаща капюшон с пелериной (рис.20).

Делается пелерина очень просто — по выкройке любого плаща, только длина берется сантиметров сорок. Получится всем знакомое по средневековым рисункам одеяние. А если еще выкройку капюшона отмоделировать, как на рис.21, то получится капюшон с "хвостом". Клобук, куколь и т.д.

На рис.22 дается более простой и экономный вариант выкройки для плаща. Обычно он получается не столь длинным — не до земли, но ходить в нем по лесу удобное.

Теперь — обувь. Вот здесь труднее всего. Вряд ли многие из нас смогут сшить красивые и годные к ношению сапоги, башмаки и прочее. Придется ходить в резине и кроссовках. Однако и тут выход есть — гамаши. Из старой кожи от сапог, из заменителя, из чего угодно. Выкройка высоких гамаш (выше колена) дана на рис.23.

Если спереди пришить небольшой кожаный язычок, чтобы прятал вульгарные кроссовки, и еще резинку, чтобы закреплять гамаши под стопой, то смотреться будет очень даже неплохо.

Вот, пожалуй, и все. Это — самое простое, что могу предложить. Может, кто–нибудь поделится еще чем– нибудь ценным, да и вообще расскажет лучше, чем я. Если у кого есть конкретные вопросы, обращайтесь в редакцию — ответим и поможем, чем сможем.

Иллет.

Хит коллекции
ГАМАШИ (рис. 23)
Стачайте детали 1,2,3. Декоративные петли из шнурков для обуви или тесьмы встрочите в швы соединения деталей. По швам проложите отделочные строчки. Затем пришейте деталь 4, проложите отделочную строчку. Срезы полученного полотна, полоски для задней части гамаши (деталь 5) окантуйте тесьмой. Деталь 5 соедините со сшитой частью изделия, одновременно в этот шов втачайте с двух сторон петли для вдевания шнурков. Вденьте в петли шнурки.


оглавление

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Фобия
(Южно-Сахалинск)

"Мое королевство" - это отличная возможность научиться чему-то новому, узнать много интересного об удивительном мире ролевых игр

Наши друзья
Новости RPG
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

29.12.20 15:44
Путеводитель по работе с сообществами

Новости alexander6
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

11.05.21 03:29
ВСЕ ГУДКИ В ОДНОЙ ПАПКЕ НА ГУГЛ-ДИСКЕ

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх