29.03.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   К вопросу о статье господина Асмолова вид для печати
Оксана Степашкина | 07.01.2020
  рубрика N 4, март 1998
автор   
Рекомендации: +:0     :0

О. Степашкина

К вопросу о статье
г-на Асмолова

В о втором номере "МоеК" была напечатана статья г–на Асмолова "К вопросу об эльфийском менталитете". Вероятно, эта тема действительно заслуживает отдельной статьи. Честно признаюсь, что написать таковую мне вряд ли по силам, но мысль о том, что кто–нибудь может принять то, что написал г–н Асмолов, всерьез, заставила меня взяться за комментарии к этой статье.
Сразу сделаю два уточнения. Первое: нет, я не называю себя эльфом (всерьез) и не утверждаю, что в моих жилах течет эльфийская кровь. Я целиком и полностью осознаю, что я человек и никем иным быть не могу. Единственная моя связь с эльфами заключается в том, что изо всех народов, описанных у Толкиена, они мне наиболее симпатичны, и что на играх я практически всегда играю эльфа. Второе: поскольку г–н Асмолов сам предложил в начале своей статьи рассматривать эльфов как созданий Эру, и поскольку разнопородные фэнтэзюшные эльфы меня просто не интересуют (Эру Единый этого не творил!), я буду говорить исключительно об эльфах мира Толкиена.
Итак, комментарии.
1. Название статьи г–на Асмолова некорректно, поскольку наряду с эльфами он рассматривает гномов и неких, неизвестно к чему приплетенных, "свежующих разум". Возможно, это по–своему любопытно, но тогда статью следовало бы назвать "К вопросу о не–человеческом менталитете". Давайте будем по возможности точны в терминах.
2. Г–н Асмолов противоречит сам себе. "Мир вокруг них, в их [эльфов] представлении, как бы стоит". Тут же, через абзац, говоря о Галадриэли: "Мир меняется вокруг тебя, а ты все помнишь". К какому мнению склоняется автор, мне осталось непонятным. Хотя это, несомненно, тема для отдельного спора.
3. Эльфы лунным светом не питаются. Об их источниках пропитания у профессора говорится мало (поскольку "Сильмариллион" — эпос, а эпосу несвойственно внимание к подобным вопросам, а в "ВК" сюжет развивается так, что это тоже остается за кадром), но в том же "Сильме" упоминается валинорский праздник сбора плодов, а в "Законах и обычаях эльдар" (в дальнейшем — "ЗОЭ") совершенно недвусмысленно, прямым текстом говорится об эльфийских полях и садах. [См. также "Песнь о детях Хурина"] Быть может, они обрабатывают их не так, как люди — это тоже возможная тема для отдельного спора, — но не надо выставлять эльфов таким примитивным народом.
Сюда же относится вопрос о строительстве. Да, при случае эльфы действительно "вписывают" свои строения "в рельеф окружающей местности". Но для того, чтобы поверить, что им было знакомо (и ими любимо) зодчество в самом прямом смысле этого слова, достаточно прочесть описание Гондолина. Приводить здесь не буду — оно слишком объемно. См. "Приход Туора в Гондолин" и "Падение Гондолина".
4. Не будет ли любезен г–н Асмолов указать мне, где именно у Толкиена встречается описание эльфа "как чего–то отстраненно холодного, свысока взирающего на смертных"? Название работы и страницу, пожалуйста. Потому что если г–ну Асмолову и кажется, что "долгая жизнь сделала эльфов скупыми на проявления чувств", то для меня это целиком противоречит тому представлению об эльфах, которое возникает после прочтения профессора.
5. Я очень сильно подозреваю, что мысль о постоянном (!) для эльфов состоянии баланса на грани грезы и пробуждения и о том, что эльфы не знают сна в стандартном понимании, навеяна фразой из муравьевского перевода, относящаяся к Леголасу (просто двугих источников появления этой мысли я вообще не вижу): "Он умел на ходу, с открытыми глазами забываться сном, недоступным людям или гномам, — эльфийским мечтанием о нездешних краях".
Но нельзя не заметить, что умение эльфов отдыхать подобным образом абсолютно не означает, что они не спят совершенно нормально, когда им не мешают. (См. "Песнь о детях Хурина", песнь "Белег"). И кроме того, конструкция фразы заставляет думать, что, по мнению г–на Асмолова, эльфы и живут в этом "состоянии баланса на грани грез и пробуждения". Если это так, то позвольте поинтересоваться — творили и воевали они тоже в этом самом состоянии? [М.б., здесь имеется в виду состояние, подобное тому, что описано в "Слове для леса и мира..."? Но тексты профессора не дают оснований предполагать, что эльфам свойственно нечто подобное.]
6. Мысль о том, что эльфу лень напрягаться, и что ему проще прибегнуть к мелкой магии, чем что–то делать и чему–то учиться, представляется мне до крайности нелепой. Для меня, например, из того же "Сильмариллиона" неоспоримо следует, что эльфам свойственна жажда познания и жажда творчества.
Об этом свидетельствует хотя бы история первой жены Финвэ, Мириэли, прозванной Сериндэ, т.е. Вышивальщицей (собственно, именно она и придумала вышивание). Общеизвестно, что после рождения Феанора она умерла, поскольку настолько устала от жизни, что вообще ничего больше не хотела. Но из "Статута Финвэ и Мириэли" можно узнать любопытную подробность: после смерти Финвэ Мириэль все–таки вернулась к жизни (правда, она не стала возвращаться к эльфам, а поселилась в чертогах Вайрэ), и побудительным толчком послужило желание вышить на гобеленах историю нолдор (она только из разговора с Финвэ узнала о произошедших грандиозных событиях — раньше у нее не было моральных сил чем–либо интересоваться). Т.е. в данном случае жажда творчества оказалась сильнее даже материнской любви.
См. также комментарии к "Атрабет": "...Ибо еще сильнее способности эльфов к воспоминанию была их способность к творчеству и исследованию. Эльфийская феа была предназначена в первую очередь создавать и творить совместно с хроа".
7. К вопросу о том, почему у эльфов при большом сроке жизни мало детей. "Эльдар говорят, что для зачатия и еще больше для вынашивания детей уходит у них больше жизненной силы, духовной и телесной, чем у смертных. Потому и происходит так, что эльдар производят на свет не много детей, и что происходит это в юности их или в начале жизни, разве что странный и тяжелый удел выпадает им". Далее. "Несомненно, они могли сохранять многие века способность иметь потомство, если воля и желание не были удовлетворены, но с осуществлением возможности желание скоро угасает, и мысли обращаются к другим вещам. Союз любви есть для них воистину великое наслаждение и радость, и "дни детей", как они называют это время, остаются в их памяти как самые радостные в их жизни, но у них есть множество других стремлений тела и духа, которые их природа побуждает их осуществить". "ЗОЭ" Вопрос исчерпан?
8. Может, понятия смены поколений у эльфов и нет, а понятие разницы поколений очень даже есть. Именно исходя из него определяется старшинство.
9. К вопросу о беременности и развитии ребенка.
Срок беременности у эльфов — г о д. Это прямым текстом сказано в "ЗОЭ". Далее. "Эльдар взрослели телесно медленнее, чем люди, но разумом — много быстрее. Они учились говорить еще до того, как им исполнится год, и в этом же возрасте уже ходили и танцевали, ибо тела их рано начинали подчиняться их воле". "ЗОЭ". К концу третьего года жизни дети людей действительно обгоняли эльфийских детей в скорости развития, но утверждения о полугодичном сроке беременности, рождении недоразвитого ребенка и его последующем замедленном развитии остаются всецело на совести г–на Асмолова. Возможно, он полагает, что разбирается в эльфах лучше, чем какой–то английский профессор Толкиен, но пусть г–н Асмолов не ждет, что остальные с этим согласятся.
10. Об эльфийских воительницах.
Здесь меня г–н Асмолов потряс несказанно. Да, действительно, в "ЗОЭ" сказано: "В жестокой нужде или безнадежной обороне женщины доблестно сражались, и различие в силе и быстроте между эльфийскими мужчинами и эльфийскими женщинами, которые не носили ребенка, были меньше, чем между мужчинами и женщинами смертных". Во–первых, для меня лично это свидетельствует не о слабости эльфов, а о силе эльфиек (ибо у профессора говорится, что эльфы сильнее людей — см. хотя бы Примечание 5 к "Атрабет": "Они [эльфы] могли совершать более длительные и тяжелые физические усилия (подчиняясь порыву воли) и не испытывая при этом усталости. ...Они быстро исцелялись от ран, которые для человека оказались бы смертельными, и могли подолгу выносить сильную физическую боль"), — а во–вторых, речь идет именно о жестокой необходимости. Пусть г–н Асмолов укажет мне хоть один пример в текстах Толкиена, когда эльфийка бралась бы за оружие и целенаправленно шла воевать, вот просто потому, что ей захотелось.
11. Проведение парралели между эльфами и ранними формами жизни, которые не имеют четкого разделения на полы.
Эльфы считают, что принадлежность к определенному полу — это единственная целиком и полностью неизменная черта каждой личности среди прочих черт, которые могут в течении жизни изменяться. Для них это различие весьма важно. См. те же "ЗОЭ".
12. О письменности.
Да, вероятно, можно согласиться, что знакомство с валар каким–либо образом подвигло Румила на создание письменности (хотя об этом и не упоминается), но говорить, что "появление письменности связано с божественным вмешательством" достаточно некорректно, — хотя бы потому, что никаких упоминаний о письменности валар вообще не существует. И потом, простите, — а кто "подвигал" Даэрона, создавшего свою систему письменности вне связи с нолдорской и до их прихода?
13. Об отношении к жизни и смерти.
В "Атрабет Финрод ах Андрет" Финрод совершенно недвусмысленно говорит: "Мы видели смерть и боимся ее". Возможно, г–н Асмолов, как и Андрет, считает, что есть две смерти: одна — боль и потеря, но не конец, а вторая — конец, и конец необратимый, и что квенди подвержены лишь первой. Сильный или удачливый эльф может избежать смерти, а за людьми она идет, как охотник за оленем. Возможно, автор статьи не верит, что люди после смерти уходят из мира, именно уходят, а не превращаются в ничто. Эльфы, во всяком случае, в это верят. Но, как и Андрет, г–н Асмолов явно просто не думает о том, что Арда конечна. Да, она стареет медленно. Но ведь и людям в молодости смерть кажется далекой. "Но конец придет. Это знают все. И тогда мы умрем и, похоже, исчезнем навеки, ибо мы, эльфы, принадлежим Арде и в хроа, и в феа". "Наш охотник не спешит, но идет не отставая". А так ли уж легче ждать неизбежного конца, зная, что он наступит не скоро — это вопрос спорный. У эльфов своя горечь, и она не меньше, чем у людей — просто иная.
14. О дистанции между эльфами и прочими расами и о покровительственно–снисходительном или неприязненном отношении к ним. К моему глубокому сожалению и стыду я вынуждена признать, что такая проблема действительно существует. Увы, Искажение сказалось на всех. Да, и среди эльфов встречались деяния, продиктованные гордыней, злобой или завистью, но был Финрод Атандил, был Белег, был в более поздние времена хотя бы тот же Раздол, где находило приют не одно поколение дунаданов. Не нужно падение некоторых приписывать целому народу. Люди ведь тоже не всегда относились к эльфам хорошо.
Вероятно, комментарии к этой статье можно было бы продолжить, но на этом я просто выдохлась. Мне бы хотелось выразить надежду на то, что если г–н Асмолов еще раз изъявит желание написать об эльфах, он все–таки с большим уважением отнесется к тому, что писал об этом профессор. Правда, я сильно подозреваю, что г–на Асмолова мое мнение о его статье не интересует, но, возможно, оно окажется небесполезным для других читателей вашего журнала, особенно для тех, у кого нет доступа к тем работам Толкиена, которые не издавались на русском языке.
С уважением

Оксана Степашкина
она же Эриол.


оглавление

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Ри
(Григорова Екатерина. Владивосток)

Большое спасибо за этот гиганткий труд, который вы вкладываете в этот журнал. Это большая радость - с предвкушением открывать новый номер МоеКа и читать, читать, читать не отрываясь, пока не прочтешь до самого конца. Каждый номер делается с душой, и наверно именнно поэтому так интересно и захватывающе чтение каждого номера.

Наши друзья
Новости RPG
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

29.12.20 15:44
Путеводитель по работе с сообществами

Новости alexander6
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

11.05.21 03:29
ВСЕ ГУДКИ В ОДНОЙ ПАПКЕ НА ГУГЛ-ДИСКЕ

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх