28.03.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Ролевые игры как профессиональная деятельность комментарии дать свой комментарий вид для печати
08.07.2009
  рубрика Игра и мирЪ Обмен опытом
автор Быков Александр (Пенза)   
Рекомендации: +:0     :0

Ролевые игры как профессиональная деятельность

О том, каким полезным делом занимаются те, кто организует и проводит всевозможные ролевые игры говорилось уже на множестве семинаров. Образовательный, воспитательный, психологический потенциал ролевых игр огромен. Ролевые игры - дело нужное, и интересное, и все больше людей в России готовы заниматься ими, как профессиональной деятельностью.
Однако, пока играющие не воспринимают проводимые ролевые игры, как услуги и не готовы платить за них адекватную плату. Исключения, возможно, есть в некоторых регионах, но пока о самоокупаемости, и уж тем более о прибыльности ролевых игр говорить не приходится. Видимо, в ближайшем будущем, ролевые игры не станут прибыльным бизнесом.
Таким образом, для тех, кто не смотря на это, занимается ролевыми играми, как профессиональной деятельностью, главным является вопрос - кто будет эту деятельность финансировать?
На самом деле - источников такого финансирования множество. Финансировать деятельность, связанную с ролевыми играми готовы многие государственные и коммерческие структуры. Сложность в том, что родившееся в неформальной среде ролевое движение не всегда может адекватно общаться с чиновниками и прочим начальством.
Мы хотим проводить интересные и разные ролевые игры и прочие связанные с ними мероприятия, мы хотим, чтобы нам не мешали этим заниматься. Мы хотим, чтобы у наших ролевых клубов были помещения для общения, мастерские и залы для тренировок. Мы хотим, чтобы нам платили зарплату за работу над ролевыми играми, чтобы нам оплачивали наши поездки на коны и другие выездные мероприятия.

Кто все это может оплатить?
Существуют министерство культуры и министерство образования, комитеты по работе с молодежью и множество других структур, которые готовы нам платить. Главное - точно знать, что именно нужно от нас руководителям и чиновникам.
Коммерческим структурам нужна, как правило, реклама. Чиновникам и начальникам от образования и культуры нужны результаты - дипломы, благодарности и т.п. Им нужны доказательства нашей деятельности. Восторженные отзывы участников игры их не устраивают. Им нужны документы, удостоверяющие, что там-то в такое-то время проходило мероприятие городского (регионального, всероссийского, нужное подчеркнуть) уровня.
Любая игра - это мероприятие. И если мероприятие это проводится просто группой инициативных лиц, то пусть это даже всесоюзная игра с 1000 участников - никакая официальная организация ее финансировать и поддерживать не будет.
Для того, чтобы мероприятие кто-то взялся финансировать, нужно сделать его официальным. То есть, это мероприятие должно проводиться под эгидой какой-то официально зарегистрированной организации. Тогда от имени этой организации может быть, например, написано ходатайство спонсорам. Тогда деньги, выделенные на мероприятие, есть куда перевести.
Для того, чтобы выбить финансирование на конкретное мероприятие, надо в первую очередь составить смету, а потом грамотно (то есть, понятным для далекого от ролевых игр человека языком) объяснить, на что же все-таки требуются деньги. Фразы типа «деньги на игровой кабак» или «на распечатку чипов и правил» вызовут непонимание. А вот фразы «деньги на питание для участников во время мероприятия», «распечатка документации» и т.п. – вполне понятны.
Общаясь с людьми, далекими от ролевых игр, будьте готовы все время переводить с русского игрового на русский бытовой, а порой и на русский канцелярский. Тот, кто работает со спонсорами должен уметь доступно объяснить, на что именно пойдут деньги, другие требуемые средства (транспорт, помещения и т.п.), а потом, после проведения мероприятия, внятно отчитаться, что и куда потрачено (потрачено должно быть согласно смете, желательно с чеками, впрочем, это зависит от того, перед кем отчитываться).
Если вам не хочется ходить по начальственным кабинетам и просить содействия, то могу успокоить – для большинства мероприятий подобная волокита не нужна. Если клуб работает официально, при какой-либо организации от министерства культуры или образования, то достаточно просто согласовать план своих мероприятий со своим непосредственным начальством. Ведь от такого клуба все равно требуется проведение мероприятий.
Так, например, многие из мероприятий городского и областного масштаба наш клуб, «Застава», работающий при доме детского творчества N1 , проводит прямо на базе дома детского творчества. Это такие мероприятия, как павильонные игры (нескольких кабинетов и коридора для этого вполне достаточно) конкурсы игрового и исторического костюма, турнир исторического фехтования, конкурс менестрелей, семинар по исторической реконструкции (для этих мероприятий потребовалось больше усилий и площадей).
Результат - начальство довольно – у них прошли мероприятия, они отчитались. Организаторам – минимум хлопот. А игроки-то как довольны – все эти мероприятия проходили под крышей, в мертвый сезон, когда выезды на природу уже возможны.
Итак, если клуб работает под крышей официальной организации, то это здорово облегчает организацию многих мероприятий. И организация, предоставившая клубу крышу в таких мероприятиях кровно заинтересована. Ведь вышестоящие органы постоянно требуют с них отчетов за массовые мероприятия.
И еще. Даже если не вы провели ролевую игру, даже если просто клуб (отдельные члены клуба) ездили на эту игру, то можно смело отчитываться - участвовали в таком-то мероприятии.

Магия круглой печати
Конкурс ролевого костюма, ролевой турнир, конкурс менестрелей - все это и так проводиться на ролевых играх и фестивалях. Надо выдавать победителям таких конкурсов дипломы, желательно с печатями официальных организаций. Такой диплом можно самостоятельно сверстать на компьютере, или купить типовой в магазине. Главное – подписи на нем членов жюри, организаторов, и, главное, печать официальной организации.
В рамках того же Зиландкона проводятся мастер-классы по ролевым играм - не пора ли выдавать прошедшим эти мастер-классы и тем, кто их проводит удостоверения – участник такой-то конференции, прошел курсы - столько-то часов. Участвовал в конференции в качестве докладчика. Для тех, кто занимается ролевыми играми официально эти удостоверения будут неплохим подспорьем.
Для профессионального руководителя клуба это будет официальная бумага, подтверждающая повышение его квалификации.
Тем, кто сам проводит семинары на Зилантконе и других подобных фестивалях, неплохо бы высылать заранее официальные приглашения с печатью. Тогда организация, в которой докладчик работает, может и оплатить ему проезд, командировочные. Вообще, не надо бояться бюрократии. В рамках занятий в официально существующем ролевом клубе проходит подготовка к ролевым играм, их обсуждение и т.п. - ровно так же, как и в неофициальных, неформальных клубах. Единственная сложность для руководителя официального клуба - понятным для начальства языком описать, каким важным делом они занимаются.
И еще – придется, конечно, сидеть на планерках и заполнять журналы.

Лицо клуба
Если вы желаете превратить ролевые игры в оплачиваемую работу, относитесь к проведению игр и других мероприятий серьезно, как к оплачиваемой работе.
Берегите свою репутацию. Пьянки в помещении клуба – прямой путь к его закрытию. Если вы занимаетесь фехтованием – думайте о том, как понизить травматизм на турнирах и тренировках.
Если после вашего мероприятия остались битые стекла и грязные полы, то второго мероприятия может просто не быть. Пьяные, общающиеся матом неформалы начальство тоже не обрадуют. Проще, один раз поругавшись, от таких людей просто избавиться, чем постоянно искать новое помещение для клуба.
Альбом фотографий с мероприятий, в которых участвовал клуб, дипломы на стеночке, стилизованное оформление помещения – все это способствует повышению репутации клуба.
Приходить вовремя на назначенные встречи, выполнять то, что обещал, и не обещать того, что выполнить не можешь, отвечать за то, что взялся делать, и требовать ответственности от других – все это путь к хорошей деловой репутации.
Договор с игроком, техника безопасности на ролевой игре это способ наладить взаимоотношения игрок-мастер. Это и подстраховка от последующих претензий.
Высокие взносы с участников ролевых игр – не выход. Но взносы должны окупать затраты на игру. Игроки должны знать, на что конкретно пошли их деньги. Отучайте игроков от халявы. И смело включайте в затраты на игру труд мастеров по созданию и проведению ролевых игр. Этот труд должен быть оплачен из взносов на игру.
А вот получение какой бы то ни было прибыли с ролевой игры сразу переводит ее в разряд коммерческих предприятий. Прибыльная ролевая игра, это уже шоу бизнес, и тогда будьте готовы к вопросам от налоговых служб.

Опыт работы
По опыту работы пензенских клубов, крышу, как в прямом, так и в переносном смысле для клуба могут предоставить:
Школа – вариант не самый лучший – школьные учителя – коллектив сложный, с консервативными взглядами на жизнь. Кроме того, в школе всегда свой план мероприятий, далекий от ролевого и военно-исторического движения. И тот, кто получает зарплату в школе, будет вынужден подстраиваться к школьной системе мероприятий. Еще один вариант – подростковый клуб. Скорее всего тоже на базе школы, или в отдельном помещении. Вариант лучше, чем кружок в школе – меньше будут дергать и мешать.
Клуб также может работать на базе дома детского или юношеского творчества, «дворца пионеров».
Все вышеперечисленное находится в подчинении министерства образования. А это значит – ограничение по возрасту для участников – до 18 лет. Придется посещать педсоветы, вести журнал, проводить воспитательную и педагогическую работу в рамках клуба. Возможно, придется разрабатывать собственную программу, или пользоваться уже имеющимися наработками, например нашей авторской программой «Живая история» - по ней занимается ВИК «Застава».
Кроме того, клуб может заниматься и под эгидой организаций министерства культуры, таких как дома культуры, парки культуры. Эти организации, обычно, требуют от клуба, периодически участвовать в мероприятиях ДК или парка, а также в городских и областных мероприятиях. Впрочем, и работая от образования приходится немало выступать на мероприятиях подобного рода.
Есть также вариант работы клуба, как самостоятельной общественной организации (для этого надо зарегистрировать клуб, как общественную организацию), или в составе какой-то общественной организации. Но в этом случае руководитель клуба получать зарплату уже не будет. Для такого клуба очень важен вопрос – кто его финансирует, и как сделать работу клуба самоокупаемой.
Вообще же, в клубы ходят и интересуются ролевыми играми и военной историей очень разные люди, порой и влиятельные, или их родственники, дети. Депутаты разных уровней, директора предприятий и прочие серьезные люди тоже могут быть привлечены, как спонсоры, как ценные помощники – куда-то позвонить, с кем-то познакомить, посодействовать в получении субсидий с городской, областной администрации, от спонсоров на различные мероприятия.
Для тех, кто работает, или планирует работать в системе дополнительного образования, вести кружок, клуб, темами занятий в котором будут ролевые игры или военная история, ценным может оказаться наш опыт работы.
Мы предлагаем свои методические разработки по работе клуба "Застава" который действует в Пензе, под эгидой дома детского творчества 6 лет. Руководители клуба получают зарплату. Клуб имеет свое помещение и место для тренировок. Делегация клуба выезжает на многие мероприятия за счет городского бюджета.
Педагог клуба «Застава» Кузьмина Ольга Владимировна в этом году участвовала во всероссийском конкурсе «Педагог года» и заняла 1 место в номинации «Социальный педагог». Это доказывает, что наше направление – ролевые игры и историческая реконструкция востребованы в педагогике и высоко оценены профессиональными педагогами.

Быков А.В., г. Пенза
Опубликовано в журнале по РИ «Мое королевство», N 20, январь 2004 г.
Сайт журнала www.mykingdom.ru


оглавление

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Дядя Слава
(Вячеслав Рожков. Москва)
Наши друзья
Новости RPG
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

29.12.20 15:44
Путеводитель по работе с сообществами

Новости alexander6
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

11.05.21 03:29
ВСЕ ГУДКИ В ОДНОЙ ПАПКЕ НА ГУГЛ-ДИСКЕ

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх